Общество |
15 мая 2014 года |
Скульптуры в стиле зек-арта украшают центр столицы республики
Недавно на территории Свято-Стефановского кафедрального собора в Сыктывкаре появился новый памятник. Трехметровая скульптура православных святых Петра и Февронии будет освящена и официально открыта только 8 июня, но уже сейчас этот памятник вызывает неоднозначную реакцию жителей столицы и специалистов. ИДЕЯ увековечить православных покровителей семьи и брака, к памятнику которых смогут подходить молодожены сразу после венчания, пришлась по душе многим, но вот ее воплощение понравилось далеко не всем. Так же неоднозначно народ встретил установленный в прошлом году у собора памятник Стефану Пермскому. Хотя Вячеслав Гайзер на церемонии открытия памятника миссионеру и назвал его «символом нравственного обновления и возвращения нашего народа к духовным ценностям», но далеко не все в восторге от того, как именно сделан этот «символ». Создание этих памятников стало совместным проектом Сыктывкарской и Воркутинской епархии и ГУФСИН России по Республике Коми. Творец обеих скульптур – осужденный Андрей Галушкин, отбывающий наказание в ухтинской исправительной колонии ЛПУ Б-18. В свое время он окончил художественную школу в Петрозаводске. До памятника Стефану Пермскому он сделал скульптуры лося, который украшает прилегающую к СИЗО-1 территорию (поселок Верхний Чов), и быка, установленного на площадке перед административным зданием ИК-29 (поселок Нижний Доманик). Но эти его работы не столь хорошо известны широкой общественности. Надо сказать, все творения осужденного скульптора выполнены по одной технологии – в каркас из железной арматуры залит специальный раствор. По информации пресс-службы ГУФСИН Коми, за создание памятника Стефану Пермскому Епархиальное управление перевело на лицевой счет осужденного 50 тысяч рублей. Андрей Галушкин планировал направить поступившие средства на погашение задолженности по исковым обязательствам, общая сумма которых 68 тысяч рублей. Помимо этого, епархия закупила инструменты и сырье для работы на сумму 16 тысяч рублей. ВОЗМОЖНО, материальное поощрение гуфсиновского самородка, который в этом году по решению суда должен получить условно-досрочное освобождение, – дело благое и даже богоугодное. Но в данном случае надо учитывать еще и эстетическую ценность его творений, коль скоро они вышли за пределы тюремной ограды и разместились в центре столицы республики. А с этим как раз есть большие сомнения. Например, по мнению известного искусствоведа, заведующей отделом музейно-исследовательской работы Национальной галереи РК Ольги Орловой, подобные памятники – это китч и отклонение от всех эстетических норм. – Эти памятники не обладают художественным качеством, – считает специалист. – Они выполнены грубо и непрофессионально и не содержат ни новизны, ни идеи, ни эстетики. Можно оценивать их как ремесленные работы, близкие к промышленным. А ведь у нас в республике есть прекрасные профессионалы-скульпторы: Владимир Рохин, Анатолий Неверов, Юлий Валужис, Роман Бендерский, Вячеслав Кислов... Удивительно, что потенциал профессиональных скульпторов, трое из которых получили академическое образование в Петербурге и Москве, никак не используется. К тому же у Национальной галереи есть прекрасный опыт проведения скульптурных симпозиумов, результаты которых можно увидеть в Саду скульптуры галереи и в других местах. Почему бы не использовать этот опыт и вывести скульптуру в городское пространство. По мнению Ольги Орловой, при установке памятников в городе имеет смысл вспомнить опыт недавнего прошлого. Обычно вначале всегда шло объявление и проведение конкурса, выставка конкурсных проектов, и только потом установка монумента. ПОДДЕРЖИВАЕТ точку зрения искусствоведа и ведущий скульптор-монументалист республики Анатолий Неверов. – У нас много хороших профессиональных скульпторов, – отметил Анатолий Иосифович. – Но они сидят без работы. Заказов нет уже много лет. За последние десять лет я сделал на заказ только памятник учителю, который стоит около двенадцатой школы. А непрофессиональные памятники, которые появляются в центре Сыктывкара, – это более чем возмутительно. Это просто ужасно. Нужно остановить этот беспредел и безвкусицу. Памятник Стефану Пермскому около собора далек от искусства, это позор для столицы республики. Как можно в центре столицы устанавливать скульптуры в стиле зек-арт? Разумеется, что заказать памятник из бетона заключенному – это дешевле, чем заказать гранитный монумент профессиональному скульптору. Но ведь нашли средства из бюджета на безвкусных лебедей, которые сейчас стоят на площадке перед «Детским миром». Они только портят вкус детей. Может, нужно кому-нибудь въехать по роже за весь этот беспредел, потом сесть в тюрьму и там получать регулярные заказы на скульптуры? Впрочем, в интернете можно прочитать и массу положительных оценок творчества Андрея Галушкина. Но полагаться на «мнение народа», когда речь идет об эстетике городской среды, было бы слишком опрометчиво – народ как раз чаще всего и предпочитает китч – «дешево и сердито». Артур АРТЕЕВ. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Скульптуры Петра I в Санкт-Петербурге – работы Михаила Шемякина и в Москве – Зураба Церетели до сих пор вызывают дискуссии. Самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа – Эйфелева башня – в свое время шокировала эстетический вкус французов. Многие называли ее уродством и требовали убрать. А потом ничего – привыкли... Лось А.Галушкина органично смотрится на территории СИЗО №1. А вот о памятниках в центре города вряд ли можно так сказать... |