Правила игры для всех разные / Для сотрудничества местных товаропроизводителей и торговых сетей нужен стратегический план
Местные сельхозпроизводители и представители крупных розничных торговых сетей в очередной раз предприняли попытку договориться о взаимовыгодном сотрудничестве. На рабочем совещании при фракции «Единой России» в Госсовете Коми вновь прозвучали взаимные претензии. Впрочем, и понимания между аграриями и представителями бизнеса стало больше. Мы уже рассказывали о том, что крупные торговые сети, работающие в Коми, – «Ассорти», «Магнит», «Лента» и «О`КЕЙ» пока без особого энтузиазма принимают на реализацию местную продукцию, предпочитая завозную, тем самым разочаровывая не только производителей, но и покупателей прежде всего. Дескать, и дорогая она, и не так упакована, и вообще, работать с привозным товаром куда легче. По сведениям заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Коми Надежды Потаповой, на прилавках крупных торговых сетей доля местной продукции составляет порядка 25 процентов. Пока это неплохо, считает замминистра, тем более что в рамках проекта «Выбирай наше!» проводятся дополнительные маркетинговые разработки, которые покажут, сколько и какого товара можно реализовать через крупные торговые сети, а также определят географию потребностей. Но большинство местных аграриев сбывают продукцию через собственную торговую сеть, автолавки, которые могут добраться до отдаленных точек республики, и на ярмарках выходного дня. Только у одной птицефабрики «Зеленецкая» насчитывается 28 собственных магазинов, через которые реализуется более 80 процентов готовой продукции. Через торговую сеть «Ассорти» продается чуть более трех процентов зеленецкой продукции, а через «Ленту» и вовсе 0,44 процента. Заключить договор с «О'КЕЙ» пока не удается, но зато – что не может не радовать покупателей – в ближайшее время на полках «Магнита» в тестовом режиме появится зеленецкая колбаса. С охлажденной продукцией решили повременить. – Это не новость, что, кроме нас, аналогичную продукцию в охлажденном виде поставить никто не может. По ГОСТу срок реализации тушки пять суток. И чуда не бывает, чтобы срок вдруг стал семь суток, для этого надо что-то сделать: закрыть и упаковать газом либо накачать тушку специальным раствором, что дает и увеличение срока, и увеличение массы птицы, – раскрыл некоторые секреты генеральный директор Зеленецкой птицефабрики Николай Черный, оговорившись, впрочем, что такие технологии не запрещены. Строго говоря, крупные торговые сети все же постепенно заполняют прилавки местной продукцией. Больше всего пока везет в этом смысле ООО «Пригородный»: в сетевых компаниях предприятие реализует около 30 процентов молочной продукции и 50 процентов овощной. Главные проблемы, возникающие при работе с крупными торговыми сетями, по мнению генерального директора «Пригородного» Геннадия Низовцева, это наличие у торговых сетей приоритетных поставщиков и высокая наценка на социально значимые товары, достигающая 35 процентов, а также то, что сельхозпроизводители не выделяют НДС, а это повышает стоимость конечной продукции. Юрий Ермолаев, гендиректор компании по производству куриного яйца «Центр делового сотрудничества РК», со своей стороны посетовал, что в торговые сети местное яйцо попадает окольными тропами. По непонятным правилам того же «Магнита», чьи логистические центры находятся в Казани и Ижевске, куриные яйца из Коми должны… сначала отправиться в эти города, вернуться обратно и только потом оказаться на прилавках этой сети. Надо ли говорить, что само по себе понятие «диетические яйца» в этом случае растворятся еще по пути к прилавку. По оценке исполнительного директора ЗАО «Ассорти» Максима Маркушева, ключевых проблем у этой торговой сети с местными производителями нет. Сейчас в магазинах пересматривается внутренняя навигация, которая позволит покупателю быстро находить товары местного производителя, помеченные логотипом «Выбирай наше!». Однако М.Маркушев предупредил, что, если будет введена программа, предусматривающая взимание денег за использование этого знака, все наклейки с прилавков сразу исчезнут. – Рынок расставляет приоритеты. Патриотизмом здесь ничего не решишь, покупатель выбирает рублем, – возразил Максим Маркушев на призывы участников круглого стола поддерживать местного производителя. – Если мы хотим видеть местные товары на полке, то должны совершенно четко понимать, что это не может и не должен быть дешевый товар. Это сегмент цены «средний» или «средний плюс», потому что у местных производителей сложные условия производства. Здесь надо не просто «встретились – поговорили», а разработать серьезный стратегический план сотрудничества, – считает представитель торговой сети. Директор торгового комплекса «О'КЕЙ» Александр Сидненко согласился с ним, добавив, что компания, пришедшая в Сыктывкар три месяца назад, крайне заинтересована в продуктах качества ультра-фреш, а значит, сотрудничество с местными производителями будет только налаживаться. Заместитель министра экономического развития Коми Галина Жукова обратила внимание, что никаких механизмов и воздействий на торговые сети у государства нет. Прийти к чему-то обоюдно хорошему можно только в режиме диалога, подчеркнула она. Но при этом надо понимать, что внутренняя политика у каждой торговой сети своя собственная, поэтому единые правила здесь не годятся, нужен индивидуальный подход... Ольга КЕРМАС. Рекламный щит с призывом «Выбирай наше!» на въезде в Киров запечатлел один из читателей информагентства «БНКоми». Если с торговыми сетями в Коми наши аграрии не всегда находят взаимопонимание, то, может быть, с кировской торговлей получится? |