Шлагбаум для "бомбил"/ В Госдуме рассматривается новый законопроект о работе такси
Госдума РФ рассматривает очередной законопроект, призванный изменить жизнь таксистов. Если этот нормативный акт примут, станет ли легче легальным перевозчикам и уменьшится ли количество нелегальных? ФЕДЕРАЛЬНЫЙ закон № 69, принятый весной 2011 года, носит ничего не говорящее название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Но все заинтересованные знают, что это «про такси». При этом большинство ругает 69 ФЗ на чем свет стоит: он заставил многих перевозчиков уйти из легального бизнеса «в тень». Фактически работает этот закон только на самые крупные компании в городах-миллионниках, а прочим он подарил дополнительные финансовые и административные проблемы. В марте этого года депутаты Госдумы Вячеслав Лысаков и Евгений Москалев, входящие во фракцию «Единая Россия», внесли на рассмотрение законопроект № 472515-6 «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Законопроектом определяются правовые основы работы рынка таксомоторных перевозок, требования к водителям и автомобилям, вносятся изменения в КоАП. 6 мая члены Ассоциации таксомоторных предприятий РК собрались в Госсовете Коми на рабочую встречу с представителями общественных организаций, силовых ведомств и Службы РК по лицензированию, где и обсудили нынешнюю ситуацию с пассажирскими автоперевозками, а также – выше-упомянутый законопроект. И все выступавшие в принципе сошлись во мнении, что чем быстрее этот законопроект «ляжет на стол Президента России, тем лучше». ЕСЛИ кратко, то суть предлагаемых изменений такова. Снижаются штрафы для легально работающих таксистов, если они допустили не очень существенное нарушение, например, не нанесли на машину цветографическую схему или не установили опознавательный фонарь на крышу. В таком случае нужно будет заплатить одну тысячу рублей вместо трех нынешних тысяч. На машину не нужно ставить дорогостоящее оборудование ГЛОНАСС, окрас такси при желании могут определять на уровне субъектов РФ (но «не менее трех обязательных цветов»). Что касается «бомбил», то пойманных на нелегальном извозе будут штрафовать на 30 тысяч, а при повторном нарушении – снова штрафовать и лишать права вождения авто на срок от 3 до 6 месяцев. Кроме того, вводится понятие операторской службы как информационного центра, который предоставляет заказчикам и фрахтовщикам доступ к информации о заказах. – Мы два года ждали этих изменений, они нам очень нужны, – заявил председатель ассоциации таксистов Игорь Хвищук. – Сейчас у нас около десяти тысяч перевозчиков, таксуют все подряд, пренебрегая нормами закона. Многие таксисты ушли в тень, но произошло это не из-за экономического кризиса, а провалившегося реформирования такси. Недавно ГИБДД проводила рейды по выявлению нарушителей среди таксистов, сразу стало легче, нелегалы сидели по домам. И даже начали обращаться с вопросами: как получить разрешение? Но рейды закончились, и все началось снова… МЕЖДУ тем, по словам заместителя руководителя Службы РК по лицензированию Владимира Шелеста, сейчас разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси имеют только 1709 жителей республики. А прослеживающаяся тенденция по отказам от разрешений позволяет предположить, что к концу года «легалов» станет меньше полутысячи. – Нередко индивидуальные предприниматели отказываются от разрешения, когда получают уведомление о проведении у них проверки. Значит, у них что-то нечисто, – рассказал В.Шелест. – Также отказываются от разрешений, потому что понимают, что они находятся в неблагоприятной ситуации по сравнению с нелегалами. Неблагоприятность заключается не только в том, что на легальном таксисте лежит налоговое бремя (по словам уполномоченного по правам предпринимателей в РК Игоря Бобкова, не такое уж оно и большое – порядка трех тысяч рублей в месяц), но и в «дырках» в законе, из-за которых «бомбилой» быть куда проще и спокойнее. Участники встречи обсудили такой казус: если сотрудник ГИБДД останавливает легальное такси, но у его водителя нет при себе разрешения на работу (допустим, дома забыл), то его оштрафуют на пять тысяч рублей. Если же остановят «бомбилу», то… отпустят с миром. Есть двусмысленная строчка в законе, которую суды во многих субъектах РФ (в том числе и в Коми) толкуют так, что если разрешения у таксиста нет вообще, то и наказывать за отсутствие этого документа при себе нельзя. Впрочем, в некоторых регионах, например в Кировской области и Башкирии, есть прецеденты, когда штраф за отсутствие разрешения накладывали и на нелегалов. Получается, будучи «бомбилой», можно спокойно нарушать множество нормативов, касающихся, например, состояния здоровья водителя, режима труда и прочего. Фактически единственное, за что можно привлечь таких водителей к ответственности, так это за незаконную предпринимательскую деятельность. Но, во-первых, это довольно трудно доказать (пассажир может сказать, что его везут бесплатно), во-вторых, не очень удобно для сотрудников ГИБДД, поскольку водителя нужно доставить в ОВД, оформить протокол. В-третьих, все эти усилия приведут к тому, что нелегал заплатит штраф аж в две тысячи рублей. По закону нелегального предпринимателя можно лишать «орудия производства» до завершения разбирательства по его делу, то бишь машины. Но машину эту потом нужно где-то хранить (на платную стоянку за счет «бомбилы» ее отправить нельзя), к тому же водитель может заявить, что пользуется этим авто не только для извоза, но и для личных, жизненно важных целей. Так что вышеупомянутые изменения в КоАП, которые позволят более весомо штрафовать нелегалов и лишать их прав, по идее должны заставить крепко призадуматься над вопросом: «бомбить» иль «не бомбить»? КОНЕЧНО, при всех очевидных на первый взгляд плюсах у нового законопроекта не может не быть и минусов. На портале taxilife.ru можно ознакомиться с мнениями независимых экспертов по поводу законопроекта № 472515-6. Там отмечено, что предлагаемые нормы входят в противоречие с четырьмя федеральными законами, двумя постановлениями Правительства РФ, техническим регламентом таможенного союза и нормативно-правовыми актами Минтранса РФ. В частности, не соответствует букве закона разрешение не устанавливать на такси тахографы и аппаратуру ГЛОНАСС. Экспертов смущают и некоторые формулировки в законопроекте, например: «единый рынок перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории РФ» – это подразумевает передачу полномочий по организации таксомоторных перевозок в ведение РФ. А статья, касающаяся поддержки отдельных перевозчиков органами власти субъектов РФ, при выполнении ими определенных условий в свою очередь закладывает условия для коррупционных отношений. Кроме того, полагают эксперты, усиление штрафных санкций для нелегалов повторяет уже действующий принцип, когда наказанными оказываются физические лица – водители, а индивидуальные предприниматели и юрлица ответственности не несут. В законодательство вводится понятие «операторской службы», но ни правами, ни обязанностями, ни ответственностью эти службы фактически не наделяются, что оставляет простор для организации нелегальных перевозок. Таким образом, законопроект еще нуждается в доработке. Анна ПОТЕХИНА. |