Общество |
6 ноября 2014 года |
Царь зверей в удорской глубинке/ Откуда взялись изображения львов на крестьянских домах по берегам Вашки?
Что общего между дворцами Санкт-Петербурга и деревянными домами-хороминами коми глубинки – сел и деревень Удорского района? Ответить на этот вопрос неискушенный человек вряд ли сумеет. Более того, крайне удивится такой постановке вопроса. Между тем общее действительно есть. Сотни изваянных из камня, меди, чугуна скульптур льва, этого царя зверей, стали неотъемлемой частью архитектурного облика города на Неве. Изображения льва до недавнего времени украшали и фасады многих крестьянских домов в населенных пунктах по реке Вашке. Откуда, когда и как почитание льва, который никогда в удорской тайге не водился, докатилось до северных окраин? Что символизировал для удорских коми царь зверей? Можно ли и сегодня увидеть на Удоре диковинные изображения? Обо всем этом – наша публикация. Символ власти и бесстрашия Величавый вид и независимое поведение прочно закрепили за этим животным статус царя зверей. Издревле встречающиеся многочисленные изображения льва по всему миру символизировали прежде всего власть, силу, мощь. Люди с этим животным отождествляли и другие качества: бесстрашие, выносливость, верность. Скульптуры с изображением львов еще в древности знать устанавливала возле своих палат. Царю зверей поклонялись в разных уголках планеты люди разных рас и вероисповеданий. После христианизации в Европе лев стал графическим символом апостола Марка. Священным царя зверей в это же время считали и буддисты, окружая свои дома и пагоды его изображениями. Он же стал неотъемлемой частью гербов многих государств, княжеств, городов. Пиетет к могучему, ловкому, красивому зверю не миновал и нашу страну. Кстати, по преданиям, когда-то он водился и на территории современной России и якобы последнего из них в низовьях Дона убил во время охоты князь Владимир Мономах. «Лютые звери» – львы – из языческих оберегов со временем перекочевали в архитектурное пространство городов и весей, сделавшись одним из самых часто встречающихся атрибутов. Это и неудивительно: власть, сила, храбрость ценились во все времена. В Европе самым густонаселенным фигурами львов городом считается украинский Львов, о чем говорит даже его название. Хотя на самом деле город назван не в честь царя зверей, а в честь сына знаменитого князя Даниила Галицкого – Льва. Тем не менее, по подсчетам знатоков, на улицах этого города – около 2950 скульптур львов. А вот Санкт-Петербург удерживает славу города, где в одном месте сосредоточено сразу более 40 львов. Своеобразный каменный зверинец находится на Свердловской набережной – связанные одной цепью львы уже давно «стерегут» эту часть Северной столицы. Впрочем, их фигуры можно встретить в разных районах города, а также в пригородах – их здесь несколько сотен. О кладах и вкусах В ХХ веке интерес ко львам, вернее, к их изображениям в нашей стране не только не упал, но в определенной мере даже усилился. Этому в 70-е годы поспособствовал и советско-итальянский фильм «Невероятные приключения итальянцев в России», снятый Э.Рязановым и Ф.Проспери. Комедия о том, как итальянцы ищут запрятанные в России под фигурой льва сокровища, хорошо известна подавляющему большинству жителей страны. Однако не все, наверное, знают истинную подоплеку киношной истории. Хотя таковая имелась. После революции в Ростове-на-Дону были национализированы дачи богатых горожан, на месте которых соорудили зоопарк. Перед своей кончиной одна из владелиц дач, оказавшаяся за границей, поведала родным о припрятанных в Ростове на черный день драгоценностях. Точного адреса клада женщина сказать не успела, сообщив только, что он там, где находится лев. Из чего родственники решили, что клад запрятан на территории ростовского зоопарка, и несколько раз наведыв ались туда. Страсть обладать сокровищами была так велика, что один из заграничных родичей богатой ростовчанки в годы Второй мировой войны даже записался добровольцем в СС, добрался до Ростова, где провел опустошительные раскопки на месте зоопарка. Увы, поиски оказались тщетными. И лишь позже кто-то из потомков этой семьи догадался, что под львом имелся в виду памятник. Это дало новый импульс к поиску сокровищ. А одновременно обрекло на слом все скульптуры львов в городе. Самое удивительное в этой истории то, что клад в конце концов обнаружили при прокладке коммуникаций и передали государству. О том, что львы в фаворе и в наши дни, говорят многочисленные рекламные объявления, размещенные в интернете. Фигура царя зверей занимает не последнее место в перечне садовых скульптур, предлагаемых российским покупателям. Львы изготавливаются на любой кошелек, вкус и цвет: белые, черные, золотые… Судя по размещенным на сайтах снимкам, обладатели роскошных апартаментов перед их входом сейчас предпочитают ставить парочку золотых львов. Да что далеко ходить – у нас в Сыктывкаре подобных рекламных львов тоже можно встретить. Например, у входа в кинозалы «Рубликъ». Спасение знатного фронтона Между тем подобные же золоченые львы как символы достатка и процветания с XIX века стали частью декора крестьянских домов. Когда-то изображения этих хищников можно было встретить на постройках в разных российских губерниях. Но до ХХ века они остались лишь на фасадах больших северных домов, чей срок службы оказался гораздо длиннее, чем скромных изб, скажем, центральной полосы России. Ученые выяснили, что культ львов на севере возник одновременно с появлением печей и так называемых белых изб – высоких, крепких, в отличие от предшествовавших – черных, курных. Если знать имела возможность обзавестись оберегами – скульптурами, крестьяне довольствовались львами, «намалеванными» на фасадах домов. Звери из-под рук красильщиков-мастеровых хоть и выходили незатейливые, однако полностью отвечали «высоким» устремлениям хозяев дома достичь благоденствия и достатка. Удора, вернее, села и деревни по реке Вашке, – единственное место в Коми крае, где ставили дома-великаны с изображением львов и где их можно было увидеть до начала нынешнего столетия. Последние нарисованные на фасаде крестьянского жилища львы исчезли отсюда в совсем еще недалеком 2010 году. Два зверя, перебирающие лапами, более века украшали фронтон большого дома в деревне Острово, успев за это время стать предметом пристального интереса ученых и попав на страницы многих книг, в том числе энциклопедии «Республика Коми». К тому времени, когда решилась их судьба, деревушка в три десятка изб полностью обезлюдела, зимой здесь никто не жил. До этого почили в бозе и хозяева знатного дома с затейливой резьбой, балкончиком и золотыми львами. Пришедшее в запустение строение было продано и разобрано на дрова. К счастью, островских львов удалось спасти. Горстка энтузиастов, среди которых были сыктывкарцы и местные жители, приложила немало усилий, чтобы сохранить необычное изображение. Были проведены переговоры с новым владельцем дома, который согласился не пускать фронтон на дрова, а дождаться его демонтажа. Группа молодых сыктывкарцев под руководством начальника отдела охраны культурного наследия Министерства культуры РК Сергея Павлюшина в июле 2010 года специально приезжала в Острово, чтобы со всеми предосторожностями разобрать верхнюю часть фасада и перевезти все его детали в соседнее село Важгорт. Неожиданная находка Рассказ о дальнейшей судьбе архитектурного шедевра из Острово – чуть погодя. Тут же следует сразу оговориться: львы на фасаде оказались в этой деревне не единственными. Именно здесь недавно отыскался еще один лев. В одну из поездок по Удоре мне удалось встретиться с Надеждой Всеволодовной Созоновой, она давно живет в селе Кослан, всю жизнь трудилась медработником, в отпускной сезон время от времени наведывалась на Вашку, в родное Острово. Слово за слово, и вдруг она обмолвилась, что часть стен родительского дома, в котором уже давно никто не живет, расписана цветами и разными фигурами. «Представляете, а на дверной створке лев нарисован», – рассказала моя собеседница. Минувшим летом «чудо природы», с помощью кисти перекочевавшее на дверь крестьянского жилища, предстало, что называется, воочию. Как известно, часть комнаты перед «чревом» русской печи у коми называется иньп\в (женская половина). В большинстве старых домов она имеет тонкую перегородку или отделяется занавеской. В доме же Созоновых в Острово в женскую половину вела специальная дверь. А все стены предпечного закутка покрывали прямоугольные дощечки с нарисованными цветами и узорами. Самым же необыкновенным здесь было изображение льва на дверной створке. Как и на фронтоне островского дома, этот зверь также перебирал передними ногами. На его шею тремя рядами ниспадала кудрявая грива. Красивой метелочкой выгнулся длинный хвост. Оскал пасти хищника, казалось, должен был внушать страх и трепет. Но зверь был какой-то очень домашний, незлобный, симпатичный. И вызывал улыбку. Оберег из Тотьмы Находку в деревушке Острово сегодня, наверное, в полной мере могут оценить лишь специалисты по народному искусству. Обрадовался и удивился бы такому известию, будь жив сейчас, московский писатель Юрий Арбат. Именно он еще в начале 60-х годов прошлого века предпринял путешествие в соседнюю с Коми Вологодскую область, чтобы в старых домах попытаться найти изображения их древних оберегов – львов. Позже об этом он рассказал в одном из очерков, вошедших в замечательную книгу «Светлый Север». Писателю пришлось изрядно поколесить по ухабистым дорогам Тотемского района в поисках львов, о которых сохранились упоминания в старых книгах. «Я радовался, восхищался и… искал льва, – писал Ю.Арбат. – Того льва, нарисованного простодушно, как может нарисовать страшного зверя человек, ни разу в жизни не видевший его живым. Но льва не было... В раздумье я шел по деревне Лобаново. В северных деревнях, далеко от железных дорог и редко посещаемых приезжими, да еще из Москвы, каждый новый человек на виду. Мои расспросы про роспись быстро привлекли всеобщее внимание. Когда я стоял, припав глазом к заколоченным окнам покинутой избы, подошла женщина средних лет, колхозница, как потом выяснилось – доярка. «А у меня в избе не хуже намалевано». «Можно взглянуть?» – попросил я. Уже при входе бросилось в глаза ярко расписанное цветами подпечье. В самой горнице большая перегородка. Те же красно-бордовые доски, те же сине-красные с белой «оживкой» цветы в букетах и – о радость! – на крайней, самой широкой доске у русской печи – большой желтый лев…» «Любителям натуралистической живописи, где все: лепестки фикуса или гнилая доска пола – вырисовывается с удручающей дотошностью и точностью, такая резкая и народная живопись, наверное, бы не понравилась, – завершает свое «любование» находкой Ю.Арбат. – Но тем, кто любит образность как основу живописного языка, простоту и искренность выразительных средств, лев из Тотьмы пришелся бы по душе. Я залюбовался им – могучим выражением народного представления о красоте, смелой условностью, любовно сохраненной русской живописной традицией…» Эти же слова можно отнести и ко львам из коми деревни Острово. Красильщик Миш В 60-е годы львы на фронтонах домов по реке Мезени впечатлили еще одного очарованного Севером «странника», питерского искусствоведа Михаила Мильчика, автора книги «По Пинеге и Мезени». Как выяснилось, ученый в те же годы побывал на Удоре, видел и даже запечатлел того самого льва, до сих пор «стерегущего» женские покои в деревне Острово. Об этом он недавно сообщил заместителю директора по науке Национальной галереи РК Наталье Плаксиной, проявившей живой интерес к «льву из Острово». Кстати, Михаил Исаевич, нынче являющийся членом совета по сохранению культурного наследия при Минкультуры РФ, несколько лет назад изъявлял желание приехать в Острово, чтобы лично поучаствовать в демонтаже фронтона со львами. Ведь, по его словам, таких памятников в России до настоящего времени почти не сохранилось. Выяснить, сколько домов со львами было в населенных пунктах по Вашке, сейчас невозможно. До ХХ века, по моим подсчетам, их дошло восемь, и, что любопытно, все они принадлежали рядовым крестьянам. Два таких дома до сих пор можно видеть в деревне Выльгорт и в селе Пучкома. Но львов на этих домах не разглядеть – фронтоны обоих выкрашены густой однотонной краской. В одном из них, в том, что в Пучкоме, хозяева недавно делали ремонт, обновляли фасад. И, по их словам, под выцветшей и облупившейся масляной краской разглядели большие цветы – розаны, первоначально украшавшие фронтон. «А львы не проступили?» – спросила я их с надеждой. Увы, изображения царя зверей почему-то не проявились. Искать автора фронтонных шедевров, казалось, немыслимое занятие. Но отыскали же имена художников из народа, запечатлевших львов на фасадах в деревнях возле Тотьмы и в мезенских селах, Ю.Арбат и М.Мильчик. Многолетний поиск человека, помогавшего землякам на Удоре приблизить мечту о сытой и счастливой жизни, тоже увенчался успехом. Красильщик Миш – так звали удорского художника. Михаил Никонович Данилов был родом из деревни Чирки, к настоящему времени тоже совсем обезлюдевшей. А когда-то говорили: чиржане – богатый народ. Здесь всегда вызревал хороший урожай хлеба, жили зажиточно. В Чирках тоже стояли большие, знатные дома с богатым узорочьем на фасадах и со львами на фронтоне. Стоит только удивляться, какой смелостью обладал красильщик, расписывавший фронтон на десятиметровой высоте. Удивление вызывают и краски – золотая, фиолетовая, красная, – не потускневшие даже за век с лишним. Последние сомнения в авторстве этих удорских львов сняла недавняя находка в деревне Острово. Хозяйка дома с расписным закутком Н.В.Созонова рассказала, что сверху бутонов и вазонов, испещривших его стены, на специальной жердочке долго сохранялся автограф самобытного художника: «Писал Михаил Данилов». Что имеем, не храним... Несмотря на то что специалисты в один голос относят островских львов к уникальным памятникам деревянного зодчества, их судьба не может не вызывать опасений. Четыре года назад для узорного фронтона, снятого с пущенного на дрова дома, местные власти подыскали пристанище – здание старого склада в соседнем селе Важгорт. Собравшие там заново все его детали сыктывкарские специалисты были уверены, что это их временное местопребывание. Но за прошедшие годы неповторимый артефакт никуда из Важгорта не вывезли. Что рождает закономерный вопрос: неужели республике не нужен ценный экспонат, достойный украсить любой музей страны? По словам С.Павлюшина, учитывая масштабы фронтона, его можно установить в финно-угорском этнопарке села Ыб, где обустраивается традиционная коми усадьба. Наверняка при желании нетрудно было бы рассмотреть и другие варианты для хранения и демонстрации этого раритета. Нужно торопиться. В минувшую зиму склад, где хранится фрагмент островского фронтона, чуть не сгорел во время пожара, в результате которого осталось пепелище от рядом стоявшего Воскресенского храма XIX века. Но, видимо, львы-обереги не дали огню уничтожить здание по соседству, где они находятся. Они снова оставили шанс спасти и сохранить этот неповторимый памятник народного искусства. Анна СИВКОВА. Львов с фасада большого деревенского дома удалось демонтировать, а четыре года спустя все в той же деревне Острово отыскалось еще одно изображение царя зверей, в этот раз – на створке двери. Демонтажем уникального фронтона в деревне Острово руководил начальник отдела охраны культурного наследия Министерства культуры РК Сергей Павлюшин. До этого Сергей Евгеньевич принимал участие в реставрации нескольких объектов культового зодчества на территории республики. Все части узорного фронтона из Острово сегодня хранятся в помещении склада-мангазеи соседнего села Важгорт. В Европе самым густонаселенным фигурами львов городом считается украинский Львов, о чем говорит даже его название. Хотя на самом деле город назван не в честь царя зверей, а в честь сына знаменитого князя Даниила Галицкого – Льва. Тем не менее, по подсчетам знатоков, на улицах этого города – около 2950 скульптур львов. А вот Санкт-Петербург удерживает славу города, где в одном месте сосредоточено сразу более 40 львов. Своеобразный каменный зверинец находится на Свердловской набережной – связанные одной цепью львы уже давно «стерегут» эту часть Северной столицы. Впрочем, их фигуры можно встретить в разных районах города, а также в пригородах – их здесь несколько сотен. |