Общество |
1 ноября 2014 года |
По тундре, по железной дороге.../ О строительстве северной магистрали расскажет виртуальная выставка
29 октября в отделе истории Национального музея Коми прошла презентация виртуальной выставки «От Москвы до Воркуты. Строительство железной дороги Котлас – Воркута». ВИРТУАЛЬНОЙ выставку назвали потому, что все ее экспонаты собраны на мультимедийном диске и их можно увидеть на компьютерных стендах в зале музея. Это редкие фотографии и документы, воспоминания участников строительства дороги. Они хранятся как в фондах самого музея, так и в Национальном архиве Коми, музее истории МВД по Республике Коми, фонде «Покаяние» и частных коллекциях. Органичной частью выставки стал документальный фильм «По Печорской дороге», снятый в 1955 году. На черно-белых кадрах советской пропаганды можно увидеть, как процветали в те годы Воркута и Ухта, как за полярным кругом росли фрукты и овощи, а дети купались в речке. На открытии выставки посетители могли пролистать два альбома с фотографиями строительства северной железной дороги и техническими изысканиями планируемой железной дороги от Усть-Сысольска до станции Пинюг (ныне Кировская область). Ее строительство, начатое в 20-х годах прошлого века, так и не было завершено. В лесу за Выльгортом и по сей день можно увидеть заброшенную насыпь этой «мертвой» дороги. ВООБЩЕ же, формирование сети железных дорог на северном направлении Российской империи началось еще во второй половине XIX века. В начале ХХ века возникают проекты строительства Восточно-Уральско-Беломорской железной дороги, которая должна была соединить будущие промышленные районы в бассейне рек Печора и Обь с морскими портами в Мурманске или Архангельске. В ряде проектов звучали названия населенных пунктов Коми края: Троицко-Печорск, Ухтинский прииск, Усть-Нем, Усть-Кулом, Усть-Сысольск. Но с началом Первой мировой войны от реализации проектов пришлось отказаться. К задаче строительства железной дороги на е вропейском северо-востоке вернулись в 1920-е годы. Осенью 1937 года началось строительство Северо-Печорской железнодорожной магистрали через населенные пункты Коноша – Вельск – Котлас – Княжпогост – Чибью – Кожва – Воркута. Уникальность этого проекта ГУЛАГа трудно переоценить. Ему не было равных по замыслам, темпам строительства и срокам реализации. Начатое в 1937 году строительство завершилось уже в декабре 1941 года, когда был достроен последний участок Кожва – Воркута и открылось рабочее движение поездов. ПОСТРОЙКА дороги способствовала освоению месторождений нефти, угля, лесных богатств Севера. Регулярное движение поездов было открыто на линии Вельск – Котлас – Печора в 1942 году, а на линии Печора – Воркута в 1950 году. – Дорогу построили в рекордно быстрые сроки, – рассказал на открытие выставки сыктывкарский историк Михаил Рогачев. – Некоторые бригады прокладывали в день по пять километров пути. Таких темпов тогда еще не знала советская практика железнодорожного строительства. Но ремонтировать и доводить железную дорогу до ума продолжали еще около пятнадцати лет. Для этих работ вплоть до середины пятидесятых годов прошлого века вдоль «железки» располагались лагеря. Построили эту дорогу ценой жизни множества заключенных. Порой их трупы так и хоронили в насыпи. Основным инструментом заключенных были лопата и кирка. На протяжении всей железной дороги, а это около двух тысяч километров, работали только пара экскаваторов и около полусотни машин. В районах вечной мерзлоты, когда произошло таяние почвы, рельсы прогибались и провисали в воздухе. Не удивительно, что поезда могли ездить по некоторым участкам только со скоростью пешехода – пять-шесть километров в час. Артур АРТЕЕВ. Дорогу Котлас – Воркута строили в рекордные сроки, не считаясь ни с людьми, ни с природой... |