Общество |
18 мая 2012 года |
В "камеру хранения" за счет отпуска/ Учителя с большой неохотой соглашаются работать на детских площадках
Время летних каникул – беззаботная пора только для школьников, но далеко не для всех школьных учителей начало лета ассоциируется с летними радостями. Многим из них приходится за счет своего трудового отпуска работать в летних пришкольных лагерях дневного пребывания, в простонародье – на детских площадках. Для учителей, проживающих в северных районах республики, эта работа превращается в настоящую проблему. «УЧИТЕЛЯ неохотно идут работать на площадку. Это делается добровольно-принудительно», – призналась нам заместитель директора школы № 3 города Инты Маргарита Хлановская. Понять учителей можно: во время летнего отпуска в приполярной Инте не хочется оставаться никому, тем более работать за счет своего отпуска. Недогулянные летом дни учителям предлагают использовать во время осенних, зимних или весенних каникул, но никому такая практика не нравится: куда приятнее отдыхать летом. По словам Маргариты Хлановской, еще одна проблема заключается в том, что в Инте очень мало возможностей для детских развлечений. Школа расположена в поселке Западный, и из-за отсутствия школьного автобуса детей приходится водить пешком в городской бассейн. – У нас в поселке есть свой бассейн, но на лето он закрывается, – рассказала Маргарита Владимаровна. – Дети наши почти все из малообеспеченных семей, и денег на автобус у них нет, потому и приходится на все экскурсии ходить пешком. К тому же мест, где детям можно было бы узнать что-то новое, – раз-два и обчелся. Экспозиции в местном музее они уже видели не раз, библиотека тоже уже им неинтересна. Школа у нас небольшая, и набрать 25 детей на детскую площадку мы не можем, поскольку многие разъезжаются на лето. Поэтому этим летом, например, часть смены наши дети будут находиться на базе своей школы, а вторую часть проведут в школе № 10. НА прошедшей недавно в Общественной приемной Главы РК прямой линии, посвященной организации летнего отдыха детей, педагог одной из печорских школ, назвавшаяся Галиной Николаевной, рассказала, что «все учителя возмущены тем, что директора школ заставляют их работать на детских площадках». – Мне 58 лет, в молодости я постоянно работала на этих площадках, а сейчас уже не хочу, – призналась она. – И почему я должна работать во время моего законного отпуска? Разве директор имеет право заставлять меня? Когда я говорю, что я уже пенсионного возраста, мне отвечают: мол, если не хотите работать, тогда увольняйтесь. По словам Галины Николаевны, с необходимостью работать во время своего законного отпуска учителя бы еще смирились, если бы за время работы на площадке они получали зарплату, не меньшую, чем за свою обычную преподавательскую работу. Обычно Галина Николаевна получает ежемесячную зарплату 25 тысяч рублей, а за работу на площадке в минувшем году ей заплатили всего шесть тысяч. По ее мнению, если уж учителей вынуждают работать во время отпуска, то нужно их хотя бы материально заинтересовать. Учителям предлагают брать оставшиеся от отпуска дни отгулами в течение года, но не у всех получается воспользоваться этой возможностью: кто-то работает по шестидневке, и заменить его некому, а кому-то просто нужны деньги, и он вынужден терять свои отпускные дни, чтобы заработать. – Может ли директор пригласить для работы на площадке людей со стороны? – интересовалась звонившая. Отвечая на вопрос, специалист Министерства образования РК Светлана Росина подчеркнула, что принуждать работать во время отпуска директор действительно не имеет права и в случае нехватки воспитателей может на условиях договора пригласить их из других учебных заведений. Но присутствовавшая на прямой линии детский омбудсмен Нелли Струтинская уточнила, что директор школы вправе предлагать своим сотрудникам те условия, которые разрешены Трудовым кодексом. А Трудовым кодексом позволяется отзывать работника из отпуска в целях производственной необходимости. – Действительно, учителя не успевают отгулять свои отпуска до 1 сентября, поэтому с каждым учителем руководитель должен заключить соглашение, в котором будет оговорено: либо отпуск будет продлен на то количество дней, которые учитель был занят на площадке, и, следовательно, он выйдет на работу в конце сентября, а ему будет подыскана замена, либо он получит оплачиваемые отгулы, – пояснила Нелли Струтинская. – Все эти вопросы прописаны в нормативных документах. Что касается оплаты, то она производится из фонда оплаты труда, других денег у директора школы нет. В учебном году зарплата учителя бывает выше за счет стимулирующих надбавок и количества часов. Работа на площадке оплачивается из расчета средней заработной платы, но руководителю дана возможность использовать разные формы поощрения педагогов за счет стимулирующего фонда или за счет экономии бюджета. Вы, конечно, имеете право написать письменный отказ, и директор обязан его принять. Но, согласитесь, что пенсионный возраст не аргумент в подобных ситуациях. Что делать директорам школ, если 80 процентов педагогов – пенсионеры? Является учитель пенсионером или нет, он ведь в первую очередь работник. Другой педагог из Печоры, Ирина Константиновна, повторив все претензии своей коллеги, добавила, что летние лагеря при школах по сути выполняют функции камеры хранения, куда родители отдают детей, которых не могут никуда отправить на летний период. – На автобусе детей возить нет возможности, – рассказала Ирина Константиновна. – Приходится везде с ними ходить пешком. Единственный кинотеатр находится в одной части города, музей – в другой. В Печоре даже нет ничего, куда бы можно было сводить детей. Единственный плюс: на площадке их просто накормят да займут чем-то. Раньше местный Дворец пионеров проводил по четыре-пять мероприятий за смену, а сейчас там в лучшем случае подготовят что-нибудь ко Дню защиты детей. – Вопросы занятости детей на детской площадке должен задолго до открытия площадки решать координационный совет по организации летнего отдыха, – ответила Нелли Струтинская. – Кроме того, организовать интересные мероприятия можно и на базе школы, чтобы площадка не была камерой хранения, а выполняла свои воспитательные и развивающие функции. Как рассказала Нелли Струтинская, подбор работников как в лагеря дневного пребывания при школах, так и в летние оздоровительные лагеря – это ежегодная проблема. Устроиться на летний период в лагерь или на площадку нередко просятся сторожа и обслуживающий персонал, но к работе с детьми может быть допущен только педагог. А учителя, особенно те, у кого взрослые дети, неохотно едут в лагерь. Соглашаются обычно те, у кого есть дети дошкольного и школьного возраста, потому что в лагерь можно взять своего ребенка. По мнению Нелли Струтинской, эти вопросы можно разрешить только на государственном уровне, потому что для регулирования ситуации нужны дополнительные средства. В ТО же время, как мы узнали, в Воркуте нашли прекрасную альтернативу летним лагерям при школах. Организацией летних лагерей там занимается Воркутинский центр социальной поддержки населения. Уже четвертый год подряд в городе будет работать летний оздоровительный лагерь на базе санатория-профилактория «Заполярье». В лагере предусмотрено три смены для детей со всех воркутинских школ. – Лето в Заполярье длится меньше двух месяцев. Школам нужно за лето успеть сделать косметический ремонт, а нахождение в ремонтируемом здании детей противоречит законодательству, – рассказала нам директор центра социальной поддержки населения Лариса Стефанович. – Поэтому администрацией города было принято решение на летний период делать лагерь на базе профилактория, который летом все равно не использует все свои ресурсы. Мы пишем программы развития и оздоровления и на конкурсной основе находим тех, кто их будет реализовывать. Стоимость путевки в такой лагерь родителям обходится в одну тысячу рублей, оставшиеся 11 тысяч оплачивает муниципалитет. Педагоги в лагере работают на основании договоров гражданско-правового характера. Никто никого не принуждает, желающие поработать летом всегда находятся. Естественно, для работы в таком лагере требуется меньше педагогов, чем если бы это были лагеря при школах. Галина ГАЕВА. Мы попросили прокомментировать ситуацию заместителя министра образования РК Дмитрия Беляева. – Лагеря дневного пребывания являются дополнительной возможностью организовать досуг детей, которые по разным причинам не могут выехать на отдых, – ответил замминистра. – Дети находятся в таком лагере с 9 до 15 часов. Практически сразу после обеда они уходят домой. Согласитесь, это не так много. И в течение этого времени их вполне можно занять чем-то интересным, даже не выходя за пределы школы. Хотя в программы работы таких лагерей обязательно входят самые разные мероприятия и экскурсии. Директор учебного заведения должен правильно построить работу своих сотрудников и распределить между ними нагрузку. Это его прямая обязанность. Поскольку подобные проблемы возникают, вопрос по организации работы педагогов на летних площадках будет поставлен на контроль в министерстве. На ближайшем совещании с руководителями органов управления образованием муниципалитетов сложившаяся ситуация будет обсуждена. |