Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Человек и Закон
18 мая 2012 года

Последняя остановка дальнобойщика

/ В окрестностях Сыктывкара совершена жестокая расправа с жителем Челябинска

Алексей Нестеров пропал неожиданно: то звонил родственникам по любому поводу, а тут вдруг и сам на связь не выходит, и трубку не берет. А однажды ночью сестра Алексея увидела сон, в котором брат сказал ей: «Ты не ищи меня.
Я умер».

Сон оказался вещим. Вот только Алексей не умер, а был жестоко убит. Сейчас дело о его убийстве рассматривает Верховный суд РК. Гособвинение поддерживает прокурор РК Сергей Бажутов. Как известно, руководитель надзорного ведомства выступает в суде лишь тогда, когда речь идет о тяжких преступлениях, вызвавших большой общественный резонанс.

Без документов

Вырос Алексей в Корткеросском районе. Потом уехал в Челябинск, но связи с Коми не терял: здесь живут две его сестры, родная тетя. Да и сам он остался прописан в Корткеросе. Хотя дом для него был все же в Челябинске, где жила его семья: жена и четверо детей. Вот только у Алексея не получалось проводить с ними столько времени, сколько хотелось. Работал водителем-дальнобойщиком, поэтому часто и подолгу путешествовал по стране. Родственников из Коми Нестеров тоже не забывал, регулярно звонил им из разных уголков России и даже из ближнего зарубежья.

Работа дальнобойщика – непростая и опасная, в пути может случиться всякое, однако Алексея до определенного момента беды обходили стороной. Но однажды везение закончилось: у шофера украли паспорт и водительские права. А восстанавливать документы надо было по месту прописки – в Корткеросском районе. Вот Алексей и приехал в гости к родственникам.

Восстановление документов заняло довольно много времени. Сидеть на шее у сестер Алексей не мог, да и семье в Челябинске нужны были деньги. А водителя без документов за руль никто не пустит. Поэтому ему пришлось сменить сферу деятельности – в 2010 году Алексей стал подрабатывать на лесозаготовительной базе, расположенной в Краснозатонском лесничестве по дороге на Михайловский кордон. Алексей хорошо разбирался в технике, поэтому взялся починить трактор.

Рабочие лесозаготовительной базы отметили одну особенность новичка: чуть выдастся свободная минутка – он сразу за телефон хватается. То сестрам звонит, то жене. Алексей очень тосковал по супруге и детям, с нетерпением ждал, когда же будут готовы документы. Строил планы на лето, хотел показать младшей дочке море. Малышка с детства прикована к инвалидному креслу. Вот отец и мечтал подарить ей отдых на морском берегу, думал, если не здоровье, так хоть настроение девочки улучшится.

Поэтому никого на базе особо-то и не удивило известие о том, что Алексей неожиданно сорвался и
уехал домой. Заподозрил неладное только директор базы.

Нетрезвая смена

Директор рассказал, что поддержанию порядка на предприятии, удаленном от «обитаемых мест», уделял особое внимание. Первым делом попытался избавить работников от пагубного влияния алкоголя. На территории базы даже были установлены особые правила. Рабочие трудились вахтовым методом – приезжали на неделю. С собой они брали продукты и личные вещи, но ввоз на территорию базы спиртного и денег был категорически запрещен. Расчет производился в конце недели, и работники сразу отправлялись по домам. А на следующий день приезжала новая «трезвая» смена.

Но директор признал, что, несмотря на все запреты, рабочие иногда все же злоупотребляли спиртным. Правда, не дебоширили, вели себя тихо. Вот и 14 июня 2010 года приехавший утром на базу руководитель понял: пили!

13 июня по домам разъехалась очередная смена. На базе остались только пятеро трудяг, которые не пожелали покинуть рабочее место. Утром следующего дня четверо из них вели себя странно: вроде не шатаются, работают, а на лице – все признаки алкогольного опьянения, и взгляд виноватый. А пятый, Алексей Нестеров, вообще на глаза начальнику не показывался.

Директор быстро выяснил, что минувшим вечером работяги, остававшиеся на базе, заняли деньги у тех, кто получил расчет и уезжал домой. Вечером накупили спиртного и устроили попойку. Вот с утра и мучились – то ли похмельем, то ли угрызениями совести.

Начальник прошел по базе и увидел разобранный трактор, рядом с которым обычно возился Нестеров. Того на рабочем месте не было. Четверо его собутыльников заявили, что мужчина еще вчера вечером как-то очень остро затосковал по семье, собрался домой и ушел. Директор не поверил, что Алексей отправился в Челябинск. Решил, что работник просто напился и, зная, как неодобрительно начальник относится к попойкам, ушел куда-нибудь отсыпаться. Протрезвеет – вернется. Однако больше Алексей на базе не появился. Через несколько дней предприниматель и думать забыл о сбежавшем работнике – других проблем хватало.

А через какое-то время директору базы позвонили милиционеры, поинтересовались, где находится Алексей Нестеров. Оказалось, что сестры работника обратились в милицию с заявлением о том, что их брат пропал. Стражи порядка Корткеросского района проводили проверку. Сперва директор не сразу и понял, о каком из работников идет речь. Потом сообразил: да это же тот, который в Челябинск уехал! А собеседник его и огорошил: мол, в Челябинске Нестеров не появился, и никто из его родни о нем ничего не знает.

Уже после разговора с милиционером директор базы, вспоминая мельчайшие подробности того утра после попойки, подумал, что Алексей никуда и не уезжал. Предприниматель сам перезвонил в милицию и предложил стражам порядка приехать. Попросил прихватить кинолога со служебной собакой. Признался, что подозревает: вблизи базы спрятан труп.

Уйти от ответственности

Как пояснил старший следователь сыктывкарского отдела СУ СКР по РК Владислав Голубев, материалы проверки по факту исчезновения А.Нестерова были направлены из Корткеросского района в Сыктывкар. Еще до возбуждения уголовного дела сотрудники право-охранительных органов побывали на лесозаготовительной базе. Никакой информации об убийстве у них на тот момент не было, но существовала версия: с Алексеем Нестеровым расправились коллеги по работе. Если в тот вечер все они напились, то далеко увезти и закопать труп не могли. А поблизости от базы тело легче всего было спрятать в котловане с опилками.

Служебные собаки, которых привезли на базу для поисков, в котловане действительно стали проявлять беспокойство: почуяли трупный запах. Но тела в опилках не нашли. Правоохранители уже заподозрили, что четвероногие помощники ошиблись. Однако буквально в тот же день выяснилось, что труп Алексея Нестерова действительно лежал в опилках. Просто потом его перепрятали.

Из четверых работников, которые последними видели Алексея Нестерова в живых, к тому времени на базе трудился только один – Евгений Ширяев. Он наблюдал за поисками в опилках и, видимо, решил, что сотрудникам правоохранительных органов все известно. Поэтому, когда с ним начали беседовать люди в форме, не стал запираться и признался, что в тот вечер он и трое его приятелей забили Алексея Нестерова до смерти.

Сейчас судить о том, как развивались события, можно только по словам людей, обвиняемых в совершении преступления. Они утверждают, что «заварил кашу» сам Алексей: нечего, мол, было сочинять!

Чтобы выпить, рабочие разошлись по двум балкам. Евгений Ширяев коротал вечер с Дмитрием Шемчим, а Алексей Нестеров находился в компании Николая Казаринова и Александра Зюзева. Ранее неоднократно судимый Д.Шемчий как-то очень недобро относился к А.Нестерову. Что стало причиной их ссоры, Шемчий уже и вспомнить не мог, но неприятный осадок остался.

Когда спиртное почти иссякло, А.Нестеров неожиданно зашел в балок соседей. Незваный гость заявил, что в другом балке Казаринов и Зюзев «точат ножи» на приятелей. То есть готовят разборку. Д.Шемчий решил опередить злоумышленников и ворвался к ним с вопросом: «Что вы тут затеваете?» Те стали клясться, что никаких дурных замыслов у них не было. Просто сидели, пили, а Алексей якобы спьяну сочинил небылицу.

Разъяренный Шемчий, подогретый еще и давней неприязнью, накинулся на Алексея с кулаками. От сильного удара в лицо тот упал и попытался уползти. Но Шемчий не унимался, затем к избиению подключились его приятели, которые якобы почувствовали себя оскорбленными небылицей, рассказанной Алексеем. Когда нападавшие подутихли, избитый Алексей попробовал встать, но не смог. Евгений Ширяев дал ему руку, чтобы помочь подняться. Но потерпевший предложенную руку оттолкнул, да еще и что-то злобно пробормотал. Тогда Е.Ширяев подобрал где-то деревянное топорище и несколько раз врезал им Алексею по голове. После этого Нестеров, по утверждению злоумышленников, не подавал признаков жизни. Хотя, по версии следствия, в тот момент был еще жив.

Чтобы наверняка

Рабочие решили избавиться от тела, закопав его в опилки. Алексея погрузили в КамаЗ и отвезли к котловану. Там остановились в задумчивости. Кто-то усомнился: вдруг, мол, он еще жив. Не закапывать же живого человека!

Тогда Дмитрий Шемчий схватил валявшуюся рядом штыковую лопату и изо всей силы ударил Алексея по голове. А потом заявил приятелям: «Теперь уж он точно мертв».

Тело закопали в опилки, а Д.Шемчий еще и проехал по ним на тракторе, чтобы разровнять поверхность. А недели через две злоумышленников чуть было не вывела на чистую воду собака, жившая на базе. Е.Ширяев спустил ее с привязи погулять, а животное сразу кинулось к опилкам и почти выкопало труп. Тогда Е.Ширяев и А.Зюзев перенесли труп в лес и закопали. Впоследствии Е.Ширяев привел к «захоронению» правоохранителей.

Потом были задержаны Николай Казаринов и Александр Зюзев. Д.Шемчего и задерживать не пришлось: он уже находился в ухтинской колонии – отбывал срок за жестокое избиение другого человека.

Трое из задержанных обвинялись в убийстве, Н.Казаринов – в пособничестве в совершении преступления. Только он один и признал свою вину полностью. Остальные подтверждают, что били Алексея, но настаивают на том, что убивать его не хотели. Просто, мол, «переборщили» с наказанием.

Хотя в ходе предварительного следствия Д.Шемчий откровенно заявлял: удар штыковой лопатой нанес, чтобы наверняка убить Нестерова. В суде он изложил другую версию: якобы наносил удар уже по трупу, чтобы избавить приятелей от сомнений и подтолкнуть к решительным действиям. Иначе бы они еще долго стояли и думали, жив Нестеров или нет. Впрочем, тот же Д.Шемчий признался, что ни пульс, ни дыхание, ни реакцию зрачков у Алексея не проверял, а убежденность в смерти потерпевшего основывалась лишь на личных впечатлениях.

– Так почему же у всех остальных возникли сомнения в том, что потерпевший мертв, а у вас – нет? – задал вопрос судья.

– Я решил, что он мертв, и был уверен в этом, – ответил подсудимый.

Судебное следствие завершено, стороны перешли к прениям. Ожидается, что приговор будет вынесен на следующей неделе. За убийство, совершенное группой лиц, виновным грозит до 20 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Людмила ВЛАСОВА.

Снимки предоставлены
СУ СКР по РК.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №92 (4729) - 18 мая 2012 года

Сироты нападали на прохожих

 №91 (4728) - 17 мая 2012 года

Миллионы на металлоломе

Штраф за ругань в суде

Из поколения в поколение передавались постельные принадлежности в воркутинском детском саду

 №89-90 (4726-4727) - 16 мая 2012 года

С выгодой для себя медики симулировали ударный труд

Виновник смертельного ДТП приговорен к лишению свободы

Полковник дал инженеру неслужебное задание

Прокурорская комиссия выслушает жалобы ухтинцев

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 92 (4729)
18 мая 2012 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»