Общество |
2 марта 2012 года |
Запрещать ли рекламу лекарств?
Председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья, депутат от ЛДПР Сергей Калашников готовит законопроект о запрете рекламы всех лекарственных препаратов. По его мнению, это отучит россиян заниматься самолечением. Как вы относитесь к этой инициативе? Ирина Бойко, главный терапевт Минздрава Коми: – С одной стороны, это неплохая инициатива. Действительно, сейчас идет массированная реклама, в основном по телевидению, различных лекарственных препаратов. Причем с такой подачей, которая может заставить человека самостоятельно приобрести то или иное лекарство без назначения врача. Не медсестра, а именно врач, в сельской местности – фельдшер могут давать советы о применении лекарств. Когда человек, доверившись телерекламе, делает выбор в аптеке сам, это приводит к самолечению, к бесконтрольному приему препаратов, который имеет негативные последствия для здоровья. С другой стороны, население все же должно иметь информацию о лекарственных препаратах, применяющихся для лечения тех или иных заболеваний. Хотя бы о видах и группах препаратов с целью санитарного просвещения общества. Такую информацию можно давать в каких-то специализированных передачах о здоровье по телевидению и радио. В подобных программах, как правило, выступают специалисты, они дают советы в спокойной манере, не агрессивно, как в иной рекламе. И всегда идет сноска: применять лекарство только по назначению врача или после обращения к специалисту-медику. То есть в наш информационный век нельзя оставлять людей в полном неведении. Возможно, сведения о видах лекарств уместно размещать на сайтах органов здравоохранения, поликлиник. Рамазан Абакаров, главный врач Коми республиканской больницы: – Глубоко сомневаюсь, что это отучит россиян от самолечения. Да и трудно, наверное, отказаться, когда предлагают чуть ли не панацею от всех болезней. Но медики, безусловно, знают, насколько «эффективны» предлагаемые порой препараты. И все же вовсе от рекламы отказываться не стоит, она должна быть, другое дело – более информативной и компетентной. Елена Майер, генеральный директор ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми»: – Мнение фармацевтических работников в отношении готовящегося Комитетом Госдумы РФ по охране здоровья законопроекта о запрете рекламы всех лекарственных препаратов неоднозначно. С одной стороны, агрессивная реклама лекарственных средств заставляет людей обращаться в аптеки и заниматься самолечением, что может привести к негативным последствиям, отражающимся на здоровье населения. С другой стороны, существует необходимость информирования людей о лекарственных препаратах. Оно должно осуществляться профессионалами только в специализированных изданиях и рубриках СМИ с отражением противопоказаний и побочных эффектов. Любовь Катрич, заместитель руководителя аптечной сети «Зеленый свет» (Воркута): – К этой инициативе отношусь очень хорошо. Я вообще противник приема лекарств, несмотря на то что работаю в этом бизнесе. Считаю, чем меньше люди пьют химии, тем здоровее будут. В принципе болезнь нужно не лечить, а предупреждать. И вообще я сторонница здорового образа жизни. Поддерживаю любую рекламу средств, связанных с профилактикой заболеваемости, витаминов, например. Но я против рекламы препаратов для лечения. Говорю это не как специалист, а как потребитель. Все специалисты нашей аптечной сети очень осторожно относятся к тем, кто приходит за лекарствами без рецептов или с бумажками, якобы написанными врачом. Отказать мы не вправе, особенно когда человек стоит у аптечного прилавка с температурой. Но все равно интересуемся, кому приобретается препарат, возраст больного. Если дело касается детей, то мы категорически ничего не продаем без врачебного назначения. Тамара Кузьминых, депутат Государственной Думы от Республики Коми: – Очень положительно. Как только Сергей Калашников внесет свой законопроект, я обязательно приму участие в его обсуждении. Меня не смущает, что Калашников – депутат от ЛДПР. Когда идет речь о качестве жизни пенсионеров, я не обращаю внимания на партийную принадлежность. То, что сейчас творится, это безобразие. Активно используют рекламу в СМИ всевозможные мошенники. Мы издали брошюру под названием «Дети войны и самозванцы» с конкретными фактами обмана пенсионеров. К примеру, один пожилой человек очень плохо видел и доверился рекламе, в которой предлагали прибор для улучшения зрения. Старик собрал последние деньги, заплатил 360 тысяч рублей, а полученный им прибор не помогал. Тогда ветеран обратился в Роспотребнадзор, и выяснилось, что этот аппарат предназначен для лечения… пяток. Потом последовал судебный процесс, деньги вернули, но представьте, каково было этому человеку, который и без того обижен судьбой? Когда мы делали социологический опрос среди пенсионеров, то выяснилось, что у нас в республике пять процентов пожилых людей вообще не обращаются к врачам. Они идут к экстрасенсам, ведьмам, народным целителям. Ведь в СМИ немало рекламы не только всевозможных лекарств, но и всех этих знахарей и так называемых целителей. В итоге пенсионеры попадают в больницу в таком состоянии, что их уже не могут спасти. Конечно, есть и другие причины того, что ветераны редко обращаются к медикам. Не секрет, что в глубинке очень трудно получить медпомощь. Стационары и аптеки закрывают, а какие у нас дороги и транспорт – всем известно. Подчас люди в труднодоступных населенных пунктах брошены на произвол судьбы, и очень многие страдают от этого. Поэтому мы предлагаем развивать мобильные медицинские комплексы для обслуживания сельчан. Знаю, что такие машины в ряде районов уже есть, на них работают специальные бригады врачей, но пока их, видимо, недостаточно. Я рассчитываю обсудить этот вопрос с министром здравоохранения РК Ярославом Бордюгом. |