Общество |
1 марта 2012 года |
Художников освободят от оплаты коммуналки/ Решать проблемы с мастерскими отныне предстоит Национальной галерее РК
С нынешнего года по распоряжению правительства республики многострадальные мастерские художников переданы в оперативное управление Национальной галерее РК. НАПОМНИМ, вопрос с коммунальными платежами за мастерские, которые, как правило, занимают весьма внушительные площади, обострялся не единожды – по мере реформирования самой системы ЖКХ. Суммы за арендуемые мастерские художникам приходили запредельные, платить по счетам было нереально. Первый раз критическая ситуация по платежам, а вернее – неплатежам, образовалась в 2009 году. Доходило до абсурда. Например, управляющая компания одного жилого дома, в котором мансардный этаж занимают мастерские, выставила счет художникам как промышленным предприятиям. Председателю Союза художников Коми Роману Бендерскому пришлось доказывать этой компании, что живописцы создают предметы не промышленного, а несколько иного значения. Так или иначе после вмешательства правительства городская администрация вынуждена была погасить долги. Но с тех пор набежали новые. Да и как не набежать, учитывая те же корректировки, накручиваемые на площади мастерских? ДЛЯ наглядности мы посетили мастерскую народного художника республики Станислава Торлопова, расположенную на мансардном этаже дома № 28 по ул. Орджоникидзе и занимающую по площади 123 квадратных метра. Мастерская давно нуждается в ремонте: в глаза бросаются огромные подтеки на потолке и стенах, что свидетельствует о протекающей крыше. Но управляющая компания, судя по всему, не спешит исполнять свои обязанности. Зато не забывает выставлять художнику немыслимые счета. Как рассказал нам Станислав Анфимович, в месяц самое большее он расходует 300 литров холодной воды, а летом и того меньше. Но управляющая компания упорно выставляет ему по 6 кубов. Куда только не обращался художник – тщетно. А между прочим, в прошлом году Станислав Торлопов как человек, преданный искусству и республике, передал Национальной галерее принадлежавшую ему коллекцию предметов православного искусства: 20 икон и крест-распятие. Ценность этого дара, понятное дело, стократно превышает счета коммунальщиков. Художник сегодня в уважаемом возрасте, но вместо того чтобы создавать нетленное, он вынужден обивать пороги управляющей компании, РКЦ и прочих инстанций. Конечно, новость о том, что впредь он будет избавлен от этой головной боли, живописца обрадовала, хотя он и не понимает, зачем нужна эта головная боль самой галерее. СЕГОДНЯ, как нам довелось выяснить, вопрос с мастерскими находится в стадии подготовки документов, регламентирующих вопросы приема-передачи мастерских в ведение галереи. Планируется, что в мастерских будет проведен ремонт, установка противопожарной сигнализации и телефонов. Для решения технических моментов в галерее выделена ставка главного инженера. В дальнейшем договоры с управляющими компаниями, которые обслуживают дома, где находятся мастерские художников, галерея будет заключать напрямую. Вопросы с завышением оплаты по ЖКХ мастерских будут также в ведении нового специалиста и юриста. Помимо того, как отметила директор галереи Ольга Талянина, будут решены и вопросы с пустующими мастерскими, которых, к слову, единицы. Тем не менее в этих мастерских могут работать молодые художники. Впрочем, и молодые художники, и признанные мэтры освобождаются от оплаты за свои мастерские вовсе не за «просто так». Речь идет о своеобразном бартере, когда художники будут расплачиваться за освобождение от платежей за коммуналку своими творениями, таким образом пополняя фонды галереи. Не исключена оплата и в виде всевозможных оформительских услуг. – Вообще этот шаг – передачу мастерских под начало галереи – можно расценивать как прецедент. Я много езжу, но такого нигде не встречала, – отметила в беседе с корреспондентом народный художник РК Татьяна Васильева. – Художников освобождают от такого груза, как оплата ЖКУ, – это был наш дамоклов меч, который висел над головами мастеров все последние годы, мешал свободно дышать и работать. Мои далекие коллеги-художники, которым я рассказываю о том, какое решение принято с нашими мастерскими, снимают шляпу перед нашим правительством. Это очень правильный и разумный выход, тем более это дает художникам шанс работать «не в стол», а для родной республики. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |