Культура |
10 апреля 2014 года |
Татьяна Буторина: "Глина - материал теплый"
Как мы уже сообщали, победителем республиканской выставки-конкурса «Мастер года-2013», обладателем премии им. С.Оверина в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов стала завотделением керамики центра ремесел «Зарань» Татьяна Буторина. Сегодня мы знакомим вас с этим незаурядным мастером. – Татьяна, как Вам пришло в голову заниматься керамикой? С чего началось Ваше общение с глиной? – В моей семье никто не имеет отношения к искусству: мама – бухгалтер, папа – водитель, но в детстве я ходила на кружки по бересте, соломке. Потом я пошла в Республиканский центр дополнительного образования, и вот там педагог сказала моей маме, что у меня есть данные и нужно идти в художественную школу. Но это был уже 10 класс, для «художки» уже поздно, и мой преподаватель Елена Максимова предложила мне поступить в Сыктывкарский университет на факультет искусств. Она меня стала готовить к поступлению, и мне даже удалось поступить на бюджетное отделение, несмотря на то что за плечами у меня не было художественной школы. Когда я училась в университете, пробовала работать в разных техниках: и текстиль, и роспись по дереву, и керамика. Но дипломная работа у меня была по текстилю: гобелен. Как раз ко времени окончания вуза открылся центр народных ремесел «Зарань», и мне предложили там работу. Я была очень удивлена тому, что мне предложили заниматься именно глиной, но согласилась. – Трудно было осваивать практически новую технику? – Общие представления о работе с глиной у меня были, но пришлось фактически учиться заново. Моим педагогом как в университете, так и в «Зарани» был Валерий Торопов, только здесь я уже училась тонкостям работы с глиной, в частности подготовке материала, обжигу. Глиной я увлеклась, мне нравится керамика. Единственное, чего не хватает в глине, – это яркого цвета. Но этот недостаток я восполняю, занимаясь батиком дома. – А какая работа приносит больше удовольствия? – Да все приносит. У глины своя специфика, материал очень теплый, работать с ним приятно, а батик дает возможность отдохнуть эмоционально, похулиганить с цветом, красками вымазаться. – Вы же не впервые участвовали в «Мастере года». Как считаете, почему именно в этом году победили? Какие работы представляли? – Глядя на свои старые работы, сейчас я уже понимаю, что они смотрятся слабовато. Наверное, за эти пять лет мастерство выросло, если мои работы признали на таком высоком уровне. В этом году я представляла набор посуды «Большой улов». Изначально идея создания этой коллекции ко мне пришла на международном фестивале в городе Скопине Рязанской области, когда на определенную тему нужно создать работу. В тот раз была названа тема рыбы. Кстати, за «Большой улов» я получила второе место. Но забирать работы оттуда нельзя, они остаются в музее. Поскольку сама идея мне понравилась, я решила ее повторить дома. На фестивале времени на обжиг и глазировку не было, а здесь уже появилась возможность поиграть с цветом и фактурой. И вот, как оказалось, все было не зря, работу оценили и в республике. – А что Вам больше нравится делать: посуду, игрушки или еще что-то? – Мне все нравится! Бывает, сидишь за гончарным кругом и лепишь с удовольствием, а бывает, что хочется порасписывать что-то, поиграть с цветом. Конечно, есть мастера, специализирующиеся на чем-то одном, но я не просто работаю на себя, а обучаю детей и взрослых. Поэтому мне приходится уметь делать все и владеть разными способами лепки. – Нравится работать с детьми? – С ними интересно. Бывает, идеи подают, иногда вместе придумываем. – А есть среди Ваших учеников действительно талантливые ребята? – Да дети все талантливые, потому что у них есть фантазия. Если дать взрослому задание слепить кувшин, он «зависнет», не зная чего хочет. У взрослых в сознании много штампов: например, они увидели когда-то вазу с драконом, и пытаются сделать такую же, а знаний не хватает, чтобы сделать дракона по-настоящему красивым. А дети просто фонтанируют идеями. Единственное – в последнее время у детей плохо развиты руки, первоклассники даже ручку не могут держать. Наверное, все-таки это связано с тем, что дети слишком много времени проводят за компьютером. – Скажите, кого из художников Вы считаете своим кумиром в керамике, если такие есть? Чьи работы произвели на Вас наибольшее впечатление? – Трудно сказать... Если говорить о Коми, то главный специалист в гончарном искусстве у нас Валерий Торопов. В своем творчестве я ориентируюсь прежде всего на его опыт возрождения коми промысла. Но когда приезжаешь на крупные фестивали, видишь очень разные работы и техники. Например, на фестивале в Скопине я познакомилась с удивительным мастером Джамалом из Грузии – от него там были в восторге все. Он делает уникальные вещи, например высокие кувшины с завязанными узлом горлышками, что требует высокого уровня мастерства. Есть мастер Самохвалов, специализирующийся на изготовлении изделий больших размеров. Но на самом деле у каждого мастера есть чему поучиться: у одного красивый декор, у второго интересные формы, у третьего оригинальные идеи. А приезжаешь в сам Скопин, видишь их традиционную керамику – кувшины в виде львов, медведей, птиц – и понимаешь, что это высочайший уровень, причем не отдельного мастера, а промысла в целом. Единственное, что в последнее время наблюдается тяготение мастеров к сувенирной продукции. Мастера пытаются выжить и начинают скатываться с искусства в массовое производство. Например, я получаю деньги за преподавание, а некоторые мастера зарабатывают только керамикой. Откликаясь на требования рынка, они уходят из искусства в бизнес. Поэтому слабеют выставочные работы. – Вы упомянули, что Валерий Лаврентьевич Торопов призывает своих учеников возрождать именно традиционный коми промысел… – В Выльгорте ведь раньше был целый керамический завод, но потом дело заглохло. Валерий Лаврентьевич всячески нас настраивал именно на возрождение местных традиций. Но такой позиции придерживается не только он: когда я была на фестивале, даже московские искусствоведы говорили нам о том, что нужно возрождать свое. – Чем отличается коми керамика от других? – Во-первых, формой. Для нашей керамики характерен минимализм, сдержанность и классические формы. Во-вторых, это цвет. В коми керамике вы не найдете пестроты, если сравнивать с той же бело-голубой гжелью. – А не скучно заниматься коми керамикой, ведь Вы говорите, что она довольно-таки скромная? – Зачем заниматься тем, в чем уже преуспели другие? Все равно их не переплюнуть. Надо заниматься тем, что умеешь и что приносит радость. Мне задавали вопрос, делаю ли я дымковскую игрушку, а я всегда удивляюсь, а зачем? Кировчане все равно сделают ее лучше. А что касается форм и цветов, я стараюсь привносить в традиционный промысел что-то новое: играю с цветом, использую в оформлении элементы пермского звериного стиля. Кроме того, несмотря на то что в коми керамике на горшках практически не было орнамента, иногда я его использую. – А есть ли у Вас какая-то творческая мечта или, может быть, идея, которую все никак не удается воплотить? – У меня есть целая папка с недоработанными эскизами, до которых не доходят руки, и мне бы хотелось начать их воплощать в жизнь. Надеюсь, однажды соберусь и превращу бумажные эскизы в реальные глиняные изделия. Беседовала Анастасия МАРКОВА («Комиинформ»). Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Конечно, есть мастера, специализирующиеся на чем-то одном, но я не просто работаю на себя, а обучаю детей и взрослых. Поэтому мне приходится уметь делать все и владеть разными способами лепки. Я стараюсь привносить в традиционный промысел что-то новое: играю с цветами, использую в оформлении элементы пермского звериного стиля. Кроме того, несмотря на то что в коми керамике на горшках практически не было орнамента, иногда я его использую. |