Общество |
21 июня 2013 года |
Так нужен ли ЕГЭ?
Комментируя череду скандалов в ходе проведения единого государственного экзамена (вброс в интернет ответов на задания ЕГЭ, «экзаменационный туризм», когда выпускники уезжают сдавать экзамены в аулы и за меньшие, чем в городах, взятки становятся стобалльниками, а также прочие нарушения), известный тележурналист Владимир Соловьев заявил, что переход нашей страны на болонскую систему «похоронил некогда качественное российское образование». Так может, следует отказаться от ЕГЭ? Евгений Самойлов, член Совета Федерации от РК: – Если говорить о «болонском процессе», то он касается в первую очередь высшей школы. Так что подозреваю, что Соловьев говорил не только про ЕГЭ. Что же до самих тестов, то их надо совершенствовать, делать более адекватными, но ЕГЭ все равно – шаг вперед. Даже многочисленные скандалы свидетельствуют о том, что эта сфера стала более публичной, прозрачной. Ведь и шпаргалки, и взятки, и «натягивание» оценок были всегда, но при прежней системе поймать кого-то за руку было практически нереально. Мне кажется, что львиная доля претензий к ЕГЭ возникает потому, что сдавать этот экзамен сложно. Сейчас в Министерстве образования РФ обсуждают вопрос, чтобы учитывать в итоговой оценке средний балл по аттестату. Полагаю, это разумное решение, которое поможет исправить один из существенных недостатков ЕГЭ. Вера Скоробогатова, вице-спикер Госсовета РК: – Я против шараханий, в системе ЕГЭ тоже есть позитивные моменты. Например, у нашей выпускницы из прилузской деревни Черемуховка Анны Поповой, набравшей сто баллов по русскому языку, появилось гораздо больше возможностей для поступления в столичные вузы. А при старой системе ей пришлось бы заново сдавать там экзамены. Поэтому считаю неправильным резко отменять ЕГЭ. Но нужно сделать так, чтобы единый госэкзамен не был единственной формой оценки. Кроме тестирования следует проверять систему мышления, логику, умение излагать свои мысли, доказывать и тому подобное. Поэтому наряду с ЕГЭ можно ввести еще и собеседование. И дать свободу выбора альтернативных видов экзаменов. Ведь сегодня ЕГЭ стал единственной формой проверки знаний по всем предметам – от физики и математики до гуманитарных дисциплин. Владимир Шарков, министр образования РК: – Лично я – сторонник системы ЕГЭ. Система на самом деле хорошая. Просто нужно пересмотреть контрольно-измерительные материалы и максимально приблизить их к школьной программе. Претензии ведь предъявляют не к системе, а к тому, как проводится сам экзамен, к тому, что люди допускают такие нарушения. У ЕГЭ много преимуществ. Раньше выпускники сдавали кучу экзаменов, и большинство из них – устно, а устный экзамен достаточно субъективен, поскольку многое зависит от преподавателя. Как преподаватель хочу сказать, что сейчас подготовка не хуже. А как чиновник и управленец говорю: ЕГЭ нам позволил получить механизм мониторинга проблем в подготовке ребят. По результатам ЕГЭ мы проводим глубокий анализ и видим, какие темы «западают». Николай Цхадая, ректор Ухтинского государственного технического университета: – Это вопрос спорный. Если бы экзаменационные задания были качественно подготовлены и мы могли определить более глубокие познания нашего будущего абитуриента, то форма сдачи выпускных и вступительных экзаменов особого значения бы не имела. С другой стороны, при ЕГЭ мы видим отсутствие самого процесса общения. Между тем именно в ходе диалога преподаватель может выявить у испытуемого «изюминки», не свойственные стандартному подходу к обучению. Конечно, мнение двоякое. Мы, представители советской эпохи, конечно, склонны думать о положительном опыте прошлых лет. Отменять ли ЕГЭ? Не то чтобы я не осмелюсь сказать об этом, но есть и плюсы, и минусы. Надо найти нечто среднее. Сейчас идет сумасшедшая кампания по дискредитации кандидатских, докторских диссертаций. Вообще заметны серьезные нападки на систему образования. Думаю, что это не особо правильно – ставить под сомнение образование в России. Нельзя так делать. Михаил Герцман, композитор: – Не могу сказать за всю систему образования, но по русскому языку и литературе точно что-то не так. Невероятно мощно подействовал на грамотность интернет, мы утратили культуру письма, я имею в виду переписку. Исчезла и культура чтения – в обиход вошли аудиокниги и так далее. Если рассматривать с этой позиции, болонская система даже в самой Болонье устарела. Изменения-то коснулись абсолютно всех стран и всех регионов. Мы долго кичились, какие мы грамотные и начитанные, а американцы в этом плане необразованные, но оказалось, что сейчас мы все в одинаковом положении. Наверное, это не только российская проблема, а проблема Европы как минимум. Поэтому в какой-то части от ЕГЭ нужно оказаться. А что взамен? Надо вернуть старую систему – у нас было очень хорошее базовое образование. Я учился в совершенно обычной школе, и там нам давали очень крепкие знания. Прежняя система учила думать, а в ЕГЭ в большой степени надо отгадывать. Хотя задания трудные. Мне недавно переслали задания по русскому языку, и признаюсь, было трудновато. Эмилия Братенкова, учитель ижемской средней школы: – ЕГЭ – объективная форма оценки знаний. Для умных трудяг-выпускников сейчас есть возможность поступить в вузы разного уровня. Раньше это было очень сложно для выпускников обычной общеобразовательной школы. И взяток при поступлении в институт тогда было не меньше. Другое дело, что надзорные органы не сумели поставить заслон против утечки заданий ЕГЭ. Но это при желании можно сделать. Подготовили Артур Артеев, Галина Бобракова, Сергей Севрук. |