Общество |
2 ноября 2012 года |
Малая авиация требует больших вложений/ Без государственных дотаций перевозки внутри регионов не возродить
Мы уже сообщали о том, что в декабре 2010 года во время прямого эфира на телеканале «Россия» Владимир Путин пообещал начальнику вертолетной площадки в Ижме Сергею Сотникову возродить малую авиацию в России. Напомним, С.Сотников сохранил в Ижме взлетно-посадочную полосу, на которой успешно произвел вынужденную посадку Ту-154. В разговоре с В.Путиным наш земляк сказал о том, что в Коми раньше было много аэропортов для малой авиации. Самолеты Ан-2 летали практически в каждую деревню, Ан-24 и Як-40 – в большие населенные пункты. В.Путин заверил собеседника, что малая авиация на Севере будет востребована. И вот в октябре этого года Президент обсудил тему развития местных воздушных линий с министром транспорта Максимом Соколовым. Глава минтранса сообщил, что начиная со следующего года в бюджете ведомства дополнительно запланировано по 5 миллиардов рублей ежегодно на развитие перевозок внутри регионов. По словам М.Соколова, дополнительно разработают программу почти на 3 миллиарда рублей для субсидирования маршрутной сети региональных авиаперевозок. В основном это будут регионы Дальнего Востока, Уральского, Сибирского и Северо-Западного федеральных округов. Проблему развития малой авиации недавно обсудили и на заседании коллегии Министерства развития промышленности и транспорта РК. Как подчеркнул замминистра Сергей Иванов, для некоторых районов республики воздушный транспорт выступает в качестве безальтернативного средства сообщения. Поэтому межмуниципальные перевозки нужно возрождать. Но при этом есть ряд проблем... Во-первых, заброшенные в 90-х аэродромы либо пришли в плачевное состояние, либо прекратили существование – «взлетки» просто заросли лесом. Сейчас в Коми лишь семь действующих аэропортов, все остальное – около ста объектов – в статусе вертолетных площадок. Во-вторых, летать не на чем. Нужно приобретать новые суда, но государственные субсидии на покупку малых самолетов для регионов ничтожны. Парк вертолетов сильно изношен, да и полетный час на Ми-2 или Ми-8 стоит очень дорого – 2-2,5 тысячи долларов. К тому же, по словам С.Иванова, на существующем рынке межмуниципальных перевозок в Коми отсутствует конкуренция, компаний всего две – ГУП РК «Комиавиатранс» и ООО «ЮТэйр-Экспресс», и рынок они фактически мирно разделили. А можно ли без конкуренции ждать повышения качества услуг, снижения цен на билеты? У работающих в Коми авиаперевозчиков свой взгляд на состояние дел. По словам гендиректора ГУП РК «Комиавиатранс» Александра Пономарева, база, доставшаяся предприятию в наследство от советских времен, когда на авиации не экономили, очень солидна. Но это не плюс – аэропорты отягощены чрезмерной инфраструктурой и при этом простаивают или используются не в полной мере, а средства на поддержание тратить приходится немалые. Что касается конкуренции, то она не отсутствует, даже наоборот, когда речь идет о работе вертолетов, – жесточайшая. Как заявил А.Пономарев, реальная окупаемость авиации начинается только при эксплуатации 50-местных самолетов на линиях с высокочастотным сообщением. В Коми же спрос на такие суда не всегда достаточен. Чтобы воздух не возить, нужны машины на 8-19 кресел. И раз уж у нас авиация социально значимая, такие суда и нужно закупать. «Комиавиатранс» при поддержке правительства Коми собирается приобрести три чешских L-410 (такие самолеты использовались еще в СССР, в народе их называют «эльками», «турболетами» или «чебурашками»). Ведутся переговоры с лизинговой компанией, возможно, «эльки» поступят в Коми уже в конце года. Тогда можно будет организовать рейсы из Сыктывкара в дополнение к ютэйровским. И возобновить рейсы в Инту, Троицко-Печорск, Вуктыл, Ижму и Кослан. «ЮТэйр-Экспресс» планировал освежить свой парк итальянскими двухмоторными ATR 42, но, по словам генерального директора компании Анатолия Караваева, из-за катастрофы под Тюменью в этом году сертификация «атээров» в России приостановлена, и в лучшем случае на этих самолетах у нас можно будет летать лишь следующим летом. Между тем 1 января 2013 года «ЮТэйр-Экспресс» собирается поднять цены на билеты на внутрирегиональных рейсах. По словам А.Караваева, республиканскому бюджету это будет только на пользу – меньше придется возмещать выпадающих доходов авиакомпании (как уже говорилось выше, возить людей на маленьких самолетах – убыточно, поэтому регион доплачивает компании деньги, чтобы самолеты продолжали летать и стоимость билетов была не запредельной). В 2012 году сумма выпадающих доходов ООО «ЮТэйр-Экспресс» составит 85,6 миллиона рублей. Если оставить стоимость билетов на прежнем уровне, в следующем году региону придется выложить уже 94,2 миллиона рублей. Но если тарифы поднять на 10 процентов, то выпадающих доходов наберется на 85 миллионов, а если на 20 процентов – то уже на 77. На вопрос, а как на это посмотрит население, А.Караваев ответил, что все не так уж страшно. Если поднять цену на билет из Сыктывкара до Усть-Цильмы на 21 процент, то подорожает он на 600 рублей. Не так уж много, по мнению гендиректора авиакомпании. Пассажиры на Усть-Цильму как были, так и будут. Глава Усть-Цилемского района Алексей Поздеев на это заметил, что для сельского жителя, вообще-то, и 600 рублей – ощутимая трата. Министр развития промышленности и транспорта РК Андрей Самоделкин заявил, что правительство республики инициативу перевозчика по повышению тарифов поддерживает – все экономически обосновано. Для наглядности министр рассказал, что недавно ездил на машине в Москву и на бензин потратил почти столько же, сколько стоит авиабилет. Обсудили проблему малой авиации в Коми и парламентарии. На совещании в бюджетном комитете Госсовета, посвященном госпрограмме «Развитие транспортной системы», Андрей Самоделкин проинформировал депутатов об усилиях его ведомства привлечь новых авиаперевозчиков. Переговоры о сотрудничестве с авиакомпаниями страны ведутся с апреля. – Поскольку полеты в Усинск и Ухту никого не интересуют из-за незначительного пассажиропотока (компании обладают самолетами вместимостью от 200 человек и свыше), мы предлагали перево-зить наших пассажиров в Москву и Санкт-Петербург. Они говорят, что с удовольствием полетят, только нужно обеспечить им загрузку. Но у нас ее нет, – посетовал министр. Более того, авиакомпания «РусЛайн», которая с октября приступила к выполнению двух рейсов из Сыктывкара в Москву и из Усинска в Москву, передумала летать между столицами. Билеты сначала продавались, но через две недели клиенты пропали. Компания «S7 Airlines» предложила делать посадку в республике, летя, например, из Узбекистана в Тюмень, Ханты-Мансийск, а затем в Сыктывкар и Москву. Но такие рейсы А.Самоделкин назвал дурацкими. – Единственное, что может как-то привлечь авиакомпании, – это льготы, например, по обслуживанию в аэропортах, но мы не готовы дополнительно дотировать еще и межрегиональные перевозки, – заключил А.Самоделкин. Сергей СЕВРУК, Анна ПОТЕХИНА, Галина БОБРАКОВА. |