Человек и Закон |
2 ноября 2012 года |
"Стучать" или "не стучать"?
Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев в интервью «Московскому комсомольцу» заявил, что российским правоохранительным органам для более результативной работы нужна помощь граждан. Как полагает министр, граждане стран Запада считают своим долгом донести в полицию на преступника, там считается нормальным «стучать» на своего соседа, если это может предотвратить преступление. Между тем среди россиян подобная сознательность осуждается, донесение сведений о соседях в полицию считается разновидностью морального преступления. «В нас сидит очень жесткий стереотип, что «стукачество» – это вред и безнравственно, одно это слово у большинства вызывает отвращение», – полагает министр. А вы бы стали «стучать» в полицию? Анатолий Жуковский, министр внутренних дел по РК: – Я полностью согласен с министром. К сожалению, и в России в целом, и в Коми в частности у граждан нет привычки информировать полицию о совершении преступлений или правонарушений. И не столько потому, что это кажется аморальным, сколько потому, что люди безразличны к чужим проблемам. Кстати, я не приемлю негативно окрашенное слово «стучать». А информировать полицию – это долг каждого гражданина не только перед самим собой, но и перед окружающими. Например, поступившая вовремя информация о нарушении водителем правил дорожного движения может предотвратить аварию с тяжелыми последствиями. Если же говорить о моральной стороне вопроса, то аморальным сотрудничество с полицией может показаться только тому, кто сам нарушает закон. Вот у таких людей могут возникнуть сомнения: мол, имею ли я право, если за самим грешки числятся, вдруг, мол, и мне их кто-нибудь припомнит. Григорий Спичак, писатель: – Наша полиция сегодня находится в таком положении, что мне, честно говоря, не то что «стучать», мне к ней по любому поводу обращаться не хочется. Николай Басманов, руководитель Следственного управления СКР по РК: – Я бы не стал так формулировать вопрос. А вообще давайте представим ситуацию, когда гражданину становится известно о готовящемся убийстве, террористическом акте, другом преступлении. Каждый для себя принимает решение, либо сообщить об этом в правоохранительные органы, либо действовать по принципу «моя хата с краю». Любой нормальный человек выберет вариант, когда можно противодействовать злу. Эта гражданская позиция поощряется во всех цивилизованных странах. У нас, к сожалению, очень распространена среди населения так называемая «лагерная» психология – не сотрудничать с правоохранительными органами, не высовываться. Между тем в своей деятельности мы часто встречаемся с фактами, когда граждане не только информируют о готовящемся преступлении, но и сами активно пресекают противоправные проявления. Михаил Герцман, композитор: – Одна моя знакомая уехала в Америку и живет там уже десять лет. Мы с ней переписываемся, и как-то она написала, что увидела, как ломают почтовый ящик, и сразу из машины позвонила в полицию. «Ты «стучишь», на кого – на мальчишек!», – возмутился я. «В Америке, – ответила она, – предотвратить преступление – обязанность человека. Потому что если сегодня мальчишка безнаказанно сломал почтовый ящик, то, может быть, через 7-12 лет он проломит кому-то голову». Так что это у них всенародное дело. У нас же, наверное, просто не все понимают, что такое «стукачество». Прийти и рассказать в полицию об обстановке на работе, о чем кто говорит, – вот что такое «стукачество». Хотя, между прочим, «стукач», внедренный в банду, тоже делает доброе дело. Надо объяснить, что «стукач» – не разведчик, что это плохо, а вот сообщать и предотвращать преступления – это гражданская сознательность, и у нас нет обстановки охоты на ведьм, а просто мы хотим спасти самих себя. Михаил Рогачев, историк: – Стучать, наверно, не нужно, но сообщать о преступлениях, конечно, желательно, это обязанность граждан. Я считаю, что ничего здесь предосудительного нет. У нас «стучать» означает «доносить», а как раз доносить – это безнравственно. Тем более доносить по подозрению, подвергать тем самым человека опасности. А вдруг это неправильно, выдумано? Такие вещи очень опасны, потому что у нас это сидит в головах с 30-х годов прошлого века, когда сосед стучал на соседа. Традиция очень сильна. Но все-таки речь, наверное, идет о том, что граждане тоже должны смотреть за правопорядком и по возможности помогать раскрывать преступления, правонарушения. Ведь общественный правопорядок – наша общая задача. Никто не заинтересован, чтобы у нас совершались преступления, и они оставались безнаказанными. Сергей Изъюров, юрист: – Однозначно – да. Потому что это не доносительство, а информирование. Худо-бедно полиция защищает наши законные права, свободу и безопасность. Тут два варианта – либо этим занимается полиция, либо вы это делаете сами, то есть вершите самосуд. Я считаю, пусть уж лучше этим занимается полиция. А позиция – я на соседа стучать не буду, лучше сам ему голову отрублю – это неправильная постановка вопроса. В конце концов, это же наша полиция, не фашистская! Дмитрий Лукашенко, председатель Федерации профсоюзов РК: – Честно говоря, не жил никогда на Западе, не знаю нравов тех господ, которые там живут, но мне, как простому человеку, обывателю, не очень-то приятно на кого-то «стучать». Может быть, это неправильно, может быть, у нас создалось в этом отношении такое мировоззрение, но почему я должен менять себя? Владимир Сумароков, главный редактор газеты «Трибуна»: – Я вырос в маленьком воркутинском поселке, где жили семьи бывших зэков и спецпереселенцев. Они называли стукачей страшным словом «ссученные» (лица, сотрудничавшие с лагерной администрацией, а в широком смысле — с властями). Это считалось тяжким грехом. Даже с точки зрения насильников и убийц, стукачество — предел морального падения. «Поселково-лагерные» стереотипы, особенно если они «родом из детства», ломать трудно. К сожалению, уголовная психология глубоко проникла во многих из нас. |