Общество |
16 марта 2012 года |
Путешествие в деревню Поднебесную/ Энтузиасты из Удорского района разработали туристические маршруты к самым живописным и загадочным уголкам малой родины
«Республика» продолжает цикл публикаций о туристических маршрутах и гостевых домах в Коми. В Удорском районе уже проложены около десятка туристических маршрутов по самым живописным, загадочным и даже труднодоступным уголкам. На Удоре есть и немало людей, погрузившихся в новую сферу деятельности. Одним из пионеров развития туризма в Удорском районе стала Дина Чупрова. Она же провела наших корреспондентов по одному из маршрутов, который сама несколько лет назад и разработала. Дом творчества для взрослых и детей Дина Ивановна Чупрова – педагог дополнительного образования Дома детского творчества в поселке Усогорск. Именно это учреждение, можно сказать, и является сегодня на Удоре своеобразной базой для туристов. Как своих, из района, так и заезжих. На двух этажах уютного кирпичного здания сосредоточена разнообразная информация для любознательных поклонников активного отдыха. Большие стенды на всю стену с обозначением туристических маршрутов и с фотографиями местных достопримечательностей, методические разработки для педагогов и проводников, буклеты, сувениры… Здесь же прописалась коми изба с музейной экспозицией. Специальная комната оборудована под гостиницу: в ней могут остановиться на отдых и ночлег небольшие группы туристов. Все собранное, систематизированное и показанное в Доме детского творчества дает зримое, осязаемое представление о самых живописных местах Удоры. И позволяет выбрать для себя туристический маршрут. «Поехали в деревню Поднебесную!» – предлагает Дина Ивановна отправиться по самому доступному в зимнее время маршруту с интригующим названием. И вот уже наша машина выезжает на зимник, проложенный вдоль реки Мезени. Ожерелье из легенд Дорога то ныряет в лесную ложбинку, то карабкается на высокий косогор. За каждым поворотом открываются пейзажи один другого красивее. Темные еловые куртины, сосновые увалы, подступающие к речной ленте, спрятавшейся под белоснежным покрывалом. На прибрежных угорах раскинулись деревушки и села. Елькыб, Черныб, Сельыб, Макарыб… Коми слово «ыб», обозначающее «приволье, простор», в названия здешних населенных пунктов вошло не случайно, это, можно сказать, их географическая доминанта. Приволье без конца и края легло в основу туристического маршрута «Ожерелье Удоры», как раз и проложенного по проплывающим за окнами машины мезенским селениям. Девственные леса с множеством источников чистой воды, завораживающие взор пейзажи – главная составляющая туризма по-удорски. Другой его пласт – неповторимая история здешних мест, их самобытность. Наш проводник нанизывает незримые бусинки в туристическое ожерелье: – У каждого мезенского села кроме официального названия есть и свое, народное. Вот Елькыб, его старожилы до сих пор «красной деревней» называют. За то, что в Гражданскую войну безоговорочно новую власть приняло. В отличие от соседа – Черныба. Там народ жил зажиточный, хлеба имел вдоволь, поэтому «красной голытьбе» кланяться не захотел, грудью встал на защиту своих домов и имущества. Не случайно за здешними людьми исстари прозвище закрепилось – «грудь нараспашку». В междуусобицу, когда село переходило то красным, то белым, эта несгибаемость, самодостаточность дорого обошлась черныбцам. Многие из них жизнью поплатились. А село подожгли, оно почти полностью сгорело. Про жителей Глотово говорят: глотовские коновалы. Более искусных ветеринаров на протяжении столетий не было во всей ближней и дальней округе. А о жителях села Буткан, окруженного бескрайними сосновыми борами, отзываются дословно так: «выглядывающие сквозь сосны». Месторасположение деревни Политово, скрывающей большую часть дня солнечные лучи, породило присказку о политовцах, обделенных светом. Пусть не обижаются жители деревни Разыб, но они всегда слыли скуповатыми. О них говорят, что варят суп даже из ржавчины. Имя красивейшему селу на Мезени – Пысса – дала одноименная речка, по-коми – Пыис. Этимология этого слова до последнего времени для меня оставалась загадкой. Пока не поехала в Лапландию. Там мы встречались с местными жителями – саами, спели им коми песни. Одна из них – про коми село Пысса. Смотрю, слово «пысса» наши лапландские знакомые не без удовольствия повторяют про себя. Оказалось, что оно финско-саамское и означает «вдохновенная». Кстати, в окрестностях Пыссы немало других топонимов, оставшихся от наших скандинавских сородичей: Супотсала, Кепсала… Чем, скажите, не маленькая Финляндия? А это проезжаем Мелентьево. Смотрите, как близко от домов река течет. Мелентьево – родина самого сильного на Удоре колдуна Мелейки. Любимым его делом было сур варить. Пенистый напиток он процеживал прямо на берегу, чтобы никого из проезжающих не пропустить, свои владения зорко стерег. Старики говорили, что пал Мелейка от гонцов Стефана Пермского. Может, те и не одолели бы его, да пояс сняли с колдуна. А в нем вся его сила была сосредоточена. Не стало Мелейки, но родина до сих пор его имя носит. По подсказке эстонцев и финнов Меняющие друг друга виды и рассказы гида завораживают. Видимо, на этот эффект и рассчитан туристический маршрут, который позвал в дорогу. Все просто, ясно и интересно. Когда же, кому и каким образом пришла в голову идея, соединив, как говорится, историю с географией, сделать эти места заманчивыми и для гостей? Д.Чупрова отвечает строчками стихов: «Лицом к лицу – лица не увидать…» Рассказывает, что неповторимую красоту родных просторов помогли открыть и осознать... паломники из Эстонии и Финляндии, побывавшие здесь еще в начале 90-х годов. Конечным пунктом тех первых туристов стала Иоаникиева келья, расположенная в верховьях Мезени. По поверью, эти глухие места обжили еще в XVIII веке три брата по вере, убежавшие от опалы во время церковных гонений при патриархе Никоне. Хотя отшельники жили уединенно, среди местных людей заслужили почет и уважение. Особенно почитаемым стал старец Иоаникий, после кончины которого на его могиле стали происходить чудеса и исцеления. Паломники в этом месте еще в XIX веке, а может, даже раньше возвели часовню наподобие кельи, в которой при жизни обретался местночтимый святой. Не иссякал поток людей в этот затерявшийся уголок удорского безбрежья и в годы советской власти. Хотя воинствующие атеисты три раза сравнивали святыню с землей. И три раза часовню отстраивали заново. Вот этот самобытный уголок в окружении вековых лесов по достоинству и оценили туристы из двух стран. «Да вам заниматься туризмом сам бог велел», – сказали они, прощаясь, своим проводникам. – Слова запали в душу, – говорит Дина Ивановна. – Но время-то, казалось, ни к какому туризму не располагало. Производство в селах рухнуло, народ обеднел, стал разбегаться куда глаза глядят. Помню, заикнулась как-то о налаживании маршрута по Мезени одному из районных начальников. Так он меня на смех поднял. Говорит, а девочек где возьмешь? Путешествия и отдых на лоне природы, в гостевых домиках еще совсем недавно ассоциировались почему-то лишь с развратом. Но прошло совсем немного времени, и это мнение кардинально изменилось. И именно туризм может стать сегодня палочкой-выручалочкой для наших затухающих сел и деревень. Удорские энтузиасты к этому осознанию пришли еще в середине 90-х годов. Тогда же вокруг Дома детского творчества в Усогорске объединилась группа краеведов: эколог и следопыт Альберт Логинов, писатель Алексей Вурдов, учителя Валентина Аврамова и Елизавета Шабанова… Каждый в отдельности и все сообща начали распознавать, исследовать и описывать самые привлекательные, любопытные места по Мезени. За несколько лет собрали богатейший банк данных, куда вошла всякая всячина: предания, легенды, истории заселения разных мест, биографии именитых людей, происхождение всевозможных ремесел… Следующим этапом стало создание турпродукта – разработка конкретных туристических маршрутов. И здесь энтузиасты не подкачали. Три десятка человек обучились на специальных семинарах. Обобщили все самое интересное, со знанием дела, подробно расписали каждую географическую точку на пути следования пока еще гипотетических тургрупп, выпустили множество буклетов, затем выставили все во всемирной паутине. Из десяти предложенных маршрутов по Удоре каждый получился по-своему уникальным, неповторимым. От Усогорска до Йирвы Путешествие по таежной реке Йирва – это погружение в девственную природу, где до сих пор полно рыбы, а стаи гусей-лебедей, образно говоря, заслоняют небо. Сейчас об этой заповедной реке снят и документальный фильм. Пребывание в деревне Мучкас, богатой целебными источниками, посвящено знакомству с коми народной медициной и кухней, дегустации деревенских лакомств. А село Черныб, вокруг которого много мест, связанных с легендарной чудью, предоставляет возможность окунуться в «преданья старины глубокой». Есть и маршрут «По следам Питирима Сорокина». Великий социолог посетил эти края в 1911 году и подробно описал свои впечатления об Удоре в путевых заметках. При их изучении, кстати, выяснилась любопытная параллель. П.Сорокин, будучи в селе Буткан, останавливался в доме местного жителя Е.Цынгина, чья внучка, Елизавета Шабанова, уже в наши дни предлагает повторить путь ученого, популяризируя его имя и наследие. Во многом благодаря бутканской учительнице и родился туристический маршрут «По следам Питирима Сорокина». Не осталась в стороне и «болгарская столица» Удоры – поселок Усогорск. Каждый попадающий сюда вольно или невольно в нынешних очертаниях поселка старается найти следы «вечной дружбы» с болгарами. Туристический маршрут пролег как к знаковым памятникам советско-болгарского сотрудничества, так и к малоизвестным. К примеру, к двум родникам в черте поселка. Энтузиасты выяснили, что оба обустроены болгарскими гражданами. Иванов родник когда-то оборудовал Иван Рачев, а Ильин родник – Илчо Илчев. Болгарский колорит туристской тропе придают и названия улиц, по которым она проложена: улица Димитрова, переулок Софийский… Но, пожалуй, самым интригующим и интересным стал маршрут, проложенный к воспетой русским писателем Михаилом Пришвиным корабельной чаще. Корабельная чаща Известно, что М.Пришвин побывал в лесах на границе Коми и Архангельской области в 30-е годы. Большой любитель и пропагандист природы, он с помощью полесников-проводников смог добраться до самой потайной лесной стороны с удивительными деревьями. «Великое чудо в наших лесах: каждое дерево в четыре обхвата и доверху чисто, ни одного сучка», – писал он в опубликованной в середине 50-х годов повести «Корабельная чаща». Упомянул он и о том, что этот потрясающий лес стоит в «царстве Коми» и что весь народ его таит, бережет. Примерно с того же времени, как здесь побывал Пришвин, в обоих соседних регионах начались интенсивные лесоразработки. В 60-е годы к своим лесорубам присоединились болгарские, немало делянок было отведено и многочисленным колониям, прописавшимся на Удоре. Казалось, что масштабный лесоповал не оставил шансов выжить уникальному реликтовому лесу. Но он остался нетронутым. Видимо, из-за большой удаленности от населенных пунктов и труднодоступности. Новое обретение корабельной чащи было ознаменовано присвоением ей в 1989 году статуса заказника. Дина Чупрова рассказывает, что точные координаты воспетого известным писателем леса из удорян долго никто не знал. Едва ли не первым эти сведения раздобыл следопыт и эколог Альберт Логинов. Он и повел несколько лет тому назад первую группу туристов – взрослых и детей – на встречу с чудом природы. Дина Ивановна тоже была в числе первопроходцев. – Маршрут проложили, опираясь на лесоустроительную карту. До границы корабельной чащи предстоял двухдневный пеший переход. Альберт Васильевич определил, что нам придется перейти девять лесных ручьев. Наконец, все они пройдены. А заповедной чащи все нет и нет. Зато мы стали куда-то проваливаться. Под ногами не осталось земли, ее заменил толстый слой мха и гигантские корни елей, цепляющиеся друг за друга. Уже потом выяснили, что на такую особенность почвы на подступах к корабельной чаще указывал еще Пришвин. Вброд перешли еще один ручей. Логинов определил, что, по всей видимости, это и есть девятый по счету, а перед ним был всего лишь лесной водоем. Вдруг увидели в лесу какой-то просвет. А через несколько шагов перед глазами выросли мачты сосен в 60, 80 метров в вышину. Зрелище ошеломило. Все, и взрослые, а особенно дети, стали смеяться, кричать, бегать, прыгать возле устремленных к небу гигантов. Как и в знаменитой повести, кроны некоторых деревьев на самом верху переплетались, закрывая часть неба. Нашли мы и старые избушки, оставшиеся там еще с пришвинских времен. А на деревьях обнаружили один из «рубышей» – родовых пасов удорских стариков, охранявших от чужаков это место. Сегодня пришвинский лес нуждается в защите вдвойне. Уже когда покидали чащу, увидели на одной из ее границ следы лесного пожара. Еще чуть-чуть, и огонь перекинулся бы на заказник. Оказалось, пожар здесь полыхал в 90-е годы. А своим спасением заповедный лес обязан бывшему Главе республики Юрию Спиридонову. Когда ему доложили о пожаре в этом отдаленном районе, вблизи уникального заказника, он мобилизовал вертолеты, всю технику с ближайших населенных пунктов, лично контролировал тушение огня. И пламя удалось победить. Патраковский сувенир Разработчики туристических маршрутов не только сами первыми примерили профессию проводников, сами же открыли и первые в глубинке гостевые дома. На Удоре больше всего их сегодня в мезенской деревне Патраково. – Приехали, вот мы и в Поднебесной! – возвещает о конечной точке нашего маршрута Дина Ивановна. – По-коми наша деревушка называется Сiсьтыдiн, что переводится «возле гнилого озера». Официально же она носит название Патраково, по имени первого жителя. А почему еще и Поднебесная, думаю, догадаться нетрудно. Разве может быть еще где-нибудь в наших краях так близко небо? Высокий склон, на котором раскинулась деревня, облеплен снежными сугробами, словно гигантскими тюками с ватой. Кругом ни души. Но вот откуда-то сверху, и впрямь с поднебесья, по проложенной в сугробах тропке спускается женщина. Оказывается, родная сестра Дины Ивановны – Люция Ивановна Павлова. В юности она покинула родину, много лет прожила в Мурманске, работала шофером на грузовике. Но после выхода на пенсию родина перетянула. Вернулась уже в почти обезлюдевшую деревню, сейчас здесь зимуют всего четыре человека. Но это малолюдство ее нисколько не тяготит. Возвела дом, обзавелась живностью, даже лошадью, встала на охотничьи путики отца… И подставила плечо сестре Дине на ее новом поприще. У Дины Ивановны в Патраково обустроены три гостевых дома. К двум из-за снежных заносов не пробиться. А третий, в отцовском доме, готов принять гостей хоть сейчас. Только печи пожарче затопи. В четырех просторных комнатах есть все для отдыха: кровати, оборудованные специальными пологами от летнего гнуса, кухонный инвентарь, даже ткацкий станок, если захочется освоить старинное рукоделие. И главное – тишина, покой, вдохновляющий и умиротворяющий пейзаж. Возьми широкие лыжи, обитые камусом и воткнутые в снег у входа в дом, обойди окрестности, наслаждайся… Хозяйка гостевых апартаментов между тем говорит, что обустройство таких домов и стало главным барьером при продвижении туристических проектов. Не секрет, что во многих селах, в том числе на Удоре, сейчас как никогда много маргиналов – людей пьющих, опустившихся. Те же, на ком деревня держится, принимать гостей, предоставлять услуги за плату, не привыкли. Поэтому и мало пока на Мезени гостевых домов. Кроме Патраково есть лишь в Черныбе и Пыссе. Хотя именно они могли бы переломить ситуацию, создать дополнительные рабочие места, дать возможность сельчанам подзаработать. Интерес же туристов к этим местам растет с каждым годом. Несмотря на летнее бездорожье, Патраково и его окрестности стали излюбленным местом отдыха для прибалтов, поляков. «Таких лесов не осталось больше нигде в мире!» – восклицают они при каждом прощании, чтобы на следующий год вновь преодолеть стокилометровый серпантин ухабов и промоин, разделяющих маленькую деревню от цивилизации. Запали в память Дины Ивановны побывавшие здесь прошлым летом ученые из Екатеринбурга. С утра они уходили из дому и на несколько часов «растворялись в природе». «Слушаем тишину», – говорили по возвращении гости и с аппетитом набрасывались на деревенские лакомства: бездрожжевые лепешки и картофельные шаньги с пылу-жару, уху из свежевыловленной рыбы, жареные грибы. И все же главными туристами родных мест Дина Ивановна считает детей, подростков. Всю жизнь отдавшая воспитанию детей, она уверена: только деятельное и полезное времяпрепровождение поможет выпестовать достойную смену. В Патраково юным туристам есть где приложить руку, что узнать, чему подучиться, для них разработан специальный маршрут «По весям и пажитям». К каждой встрече с ними Дина Ивановна готовится творчески, с фантазией. На самой высокой деревенской круче рассказывает легенду о богатыре Патраке. Как его хотели убить чудины, да смекалка выручила. Вырвался из плена, переломал стрелы неприятеля. Покажет и патраковские сувениры, автором которых является сама, берестяную фигурку богатыря и большую лыжу, тоже из бересты, на которой основатель селения съезжал с деревенской кручи, отправляясь на промысел. Дина Ивановна – автор уже раскрученного бренда, под которым теперь в разных частях света знают ее родную деревню. «Ведь, согласитесь, это так заманчиво, побывать в деревне Поднебесной», – искренне признается она, ни на минуту не прекращая хлопотать возле неожиданно нагрянувших «зимних гостей». Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |