Общество |
15 марта 2012 года |
Лекари на коротком поводке/ В сыктывкарском центре "Надежда" к реабилитации детей начали привлекать братьев наших меньших
Тэсси, Оскар, Песня – «сотрудники» со столь необычными именами появились в Сыктывкарском социально-реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями «Надежда». В начале февраля в центре начали эксперимент по реабилитации детей с помощью метода канистерапии (терапия с помощью собак). В ЦЕНТРЕ «Надежда» проходят реабилитацию дети с самыми разными заболеваниями. С помощью специалистов ребята здесь учатся ходить, разговаривать, выполнять разные виды работ по развитию мелкой моторики рук. Новая методика позволяет развивать все эти навыки одновременно. Кроме того, общение с четвероногим другом освобождает детей от страха, дает положительный эмоциональный заряд, что несомненно способствует реабилитации. Мы побывали на трех занятиях, где роль главного реабилитолога выполняла лабрадор Тэсси. В ходе занятия инструктор Елена Низовцева и хозяйка собаки Дана Гаврилюк постоянно находятся рядом с ребенком и собакой. Детей учат гладить собаку от головы до хвоста, водить ее на поводке, подавать команды. Эти простейшие на первый взгляд манипуляции требуют от ребенка не только преодоления страха, но и еще умения гладить открытой ладонью, не сжимая пальцы в кулак, что очень важно, особенно для ребят, страдающих ДЦП, которым из-за нарушенной координации трудно даются даже простые движения. Ребенок учится показывать, где находятся у собаки глаза, уши, хвост, при этом стараясь не обидеть животное – удерживать и координировать движения непослушных пальцев и рук. Если можно применить к собаке эпитет «мудрая», то Тэсси именно такая. В течение всего занятия она терпеливо, не огрызаясь, с понимающим видом переносит неуклюжие поглаживания своих подопечных. Точно так же терпеливо Тэсси ходит с ребенком, который неуверенно, часто спотыкаясь и рискуя упасть, водит ее за поводок по залу и подает пока еще нечеткие команды. Судя по горящим глазам детей, общение с собакой им очень нравится. К примеру, малыш с заболеванием ДЦП, который с трудом ходит, рядом с собакой сразу приосанился, старался ставить ноги ровно, а команды отдавать четко и внятно. КАК рассказала нам Елена Низовцева, инициатива проведения таких занятий принадлежит республиканской общественной организации «Сила добра», а собак предоставили волонтеры из организации «Кинологи Севера плюс». Не все животные годятся для реабилитационной канистерапии. «Кандидаты в педагоги» должны обладать идеальным характером, высокой степенью толерантности, развитым интеллектом. Риск того, что собака укусит ребенка, исключен, потому что животное предварительно экзаменуют, да и хозяин не просто ручается за своего питомца, но и ни на секунду не отходит от него. Пока с собаками в «Надежде» занимаются пять детей. Для того чтобы занятия вошли в штатный режим, нужны реальные положительные результаты. Как утверждает Елена Низовцева, такие результаты есть. Они стали заметны уже после первого же занятия. К примеру, мальчик, страдающий аутизмом, сначала отказывался даже гладить собаку и смотреть на нее, тянул мать за руку с требованием уйти. Зато на втором занятии он уже сам просил «гладить Песню», с удовольствием водил ее за поводок. По словам инструктора, для ребенка-аутиста, который живет в своем мире и очень плохо идет на контакт, это очень большой прорыв. Вообще, в работе с детьми-аутистами собаки незаменимы. Используемые как один из компонентов терапии, они могут оказать огромное влияние на поведение таких детей. Игры с собакой делают терапию более приятной и продуктивной и повышают вероятность того, что ребенок захочет продолжать занятия и будет прилагать усилия для выздоровления. Положительные результаты отмечают и сами родители детей, принимающих участие в эксперименте. По их оценкам, после таких занятий у детей заметно повышается настроение, рядом с животным они становятся более активными, старательно следят за скоординированностью своих движений, стараются внятно говорить. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Сама формулировка «терапия с участием животных» возникла спонтанно, когда детский психиатр из США Борис Левинсон обнаружил, что его маленькие пациенты активно и положительно реагировали на его собаку, находящуюся в приемной во время сеанса лечения. В 1969 году Б.Левинсон впервые употребил слово «пет-терапия» (от англ. pet – домашний любимец). Официально зоотерапия как метод была впервые использована в психиатрической больнице «Йорк Ретрит» в Англии в конце XVIII в. При больнице содержали разных животных: собак, кошек, кроликов, птиц. Больных привлекали к уходу за животными и общению с ними. Главный врач больницы полагал, что больные, заботясь о существах еще более слабых, чем они сами, укрепятся в вере в свои силы. Чуть позже домашних животных стали использовать в одной из больниц Германии для лечения эпилепсии. По данным клиники неврозов имени З.П.Соловьева, опубликованным в интернете, более 30 процентам пациентов, проходящих курс лечения при неврозах, помогли собаки. В настоящее время накапливаются обширные данные о позитивном собачьем воздействии на здоровье человека, что обещает в будущем прорыв, а возможно, и качественно иной взгляд на природу болезней. Исследования показали, что собаки оказывают неоценимую помощь в реабилитации кардиологических больных. Благодаря исследованиям американских врачей было обнаружено, что после выписки из кардиологического отделения больницы Нью-Йорка владельцы животных имели гораздо большие шансы на выздоровление, чем люди, у которых дома животных не было. |