Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
3 ноября 2011 года

Наш Ломоносов

/ Были ли у великого российского ученого финно-угорские корни?

В начале ноября исполнится триста лет со дня рождения одного из самых выдающихся российских ученых – Михаила Васильевича Ломоносова. Первый российский академик родился 8 ноября (по новому стилю – 19 ноября) 1711 года в деревне Мишанинская Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии. Это относительно недалеко от Коми края. Видимо, поэтому время от времени возникают слухи о том, что мать Ломоносова была по происхождению коми, а сам он хорошо знал зырянский язык. Мы попробовали разобраться, насколько эта версия правдоподобна.

 

Сын Елены Сивковой

О первых годах жизни Ломоносова известно немного. Родился он в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены, дочери дьячка Воскресенской церкви Николаевских Матигор Елены Ивановны (в девичестве Сивковой). Некоторые исследователи уверены, что предками Елены Сивковой были коми-зыряне. Уверенность эта основывается на том, что фамилия Сивков одинаково распространена как у русских, так и у коми.

Мать умерла, когда Михаилу было только девять лет. Но она успела научить его читать и писать (по другой версии, грамоте его обучали сосед Иван Шубный и дьяк Семен Сабельников). После кончины Елены Ивановны отец Михаила женился еще дважды, но с мачехами у Ломоносова отношения не сложились. Для тринадцатилетнего Михаила третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой», от которой он и сбежал в Москву.

По отцу род будущего ученого известен со времен Ивана Грозного. Дед и отец Михаила были жителями Курострова и, как большинство крестьян-поморов, занимались хлебопашеством. Но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел. С десяти лет Михаил начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на промысел и возвращались домой поздней осенью. Ходили как в дальние плавания – в Северный Ледовитый океан, к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние – до Соловецких островов.

 

На пермском – без словаря

«Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние. Его интересовали и китобойный промысел, и солеварное дело. Любознательный юноша познакомился с жизнью и обычаями ненцев, лопарей и коми-зырян», – об интересе будущего ученого к коми народу можно прочитать в его официальной биографии. Не исключено, что тогда же «любознательный юноша» выучил основы коми языка.

О своем знании коми языка Ломоносов написал собственноручно за пять лет до смерти. В написанном им в 1760 году письменном ответе на запрос, какими и в какой степени владеет он иностранными языками, ученый назвал: «португальской, шпанской, французской (х), английской (х), ирландской, немецкой (х), голландской, датской, норвежской, шведской, италианской (х), польской (х), чешской, болгарской, венгерской (х), волошской, финской, литовской, летской (х), ливонской, чухонской, ромейской, еврейской (х), эллинской (х), словенской (х), турецкой, татарской, сербской, пермской и российской (х)».

Те языки, которые знал в совершенстве, он пометил крестиком – их насчитывалось одиннадцать. На остальных языках Ломоносов, по его признанию, читал без словаря и мог вполне сносно разговаривать. Значит, неплохо знал и пермский язык. А так в его эпоху могли называть коми язык. И, скорее всего, знал он его с детства. Может, от матери, может, от встреченных на родине коми-зырян. В числе иностранных языков, которые знал полиглот Ломоносов, значатся еще несколько финно-угорских языков, среди которых и сложный для изучения венгерский. Считается, что именно Ломоносов стал родоначальником финно-угорского языкознания.

 

Первый финно-угровед

При всей своей колоссальной эрудиции Михаил Ломоносов вряд ли знал о том, что у него есть коми предки. Но о финно-угорских народах он писал. Этногенез русских, по его мнению, происходил на основе смешения славян и «чуди» (в терминологии Ломоносова – это финно-угры).

Глава о чуди есть в его основном историческом труде «Древняя россiйская исторiя отъ начала россiйского народа до кончины великаго князя Ярослава перваго или до 1054 года, сочиненная Михаиломъ Ломоносовымъ, статскимъ Советникомъ, Профессоромъ химiи и членомъ Санкт-Петербургской Императорской и Королевской Шведской академiй наукъ».

В главе «О старобытных в России жителях и происхождении российского народа вообще» ученый пишет о чуди и Биармии:

«Чудские поколения коль далече по северу простираются, заключить можно из множества разных народов, отчасти Российской державе недавно покоренных, отчасти в оную в прежние совсем включенных. Ливония, Естляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне говорят языками, немало сходными между собою, которые хотя и во многом разнятся, однако довольно показывают происхождение свое от одного начала. Сверх сего, земля Венгерская хотя от здешних чудских областей отделена великими славенскими государствами, то есть Россиею и Польшею, однако не должно сомневаться о единоплеменстве ее жителей с чудью, рассудив одно только сходство их языка с чудскими диалектами. Представив чудской народ в нынешнем его рассеянном состоянии и по большой части у других держав в подданстве, помыслить можно, что в соединении бывал некогда силен на свете.

По примеру, как писано выше о величестве славенском, оглянемся на времена прошедшие около лет тысячи и поищем чудского могущества. Северные авторы наполнены описаниями военных дел их и других сообщений, бывших со шведами, датчанами и норвежцами. Пермия, кою они Биармиею называют, далече простиралась от Белого моря вверх, около Двины-реки, и был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и с другими нормандцами. В Северную Двину-реку с моря входили морскими судами до некоторого купеческого города, где летом бывало многолюдное и славное торговище: без сомнения, где стоит город Холмогоры, ибо город Архангельской едва за двести лет принял свое начало. Народ почитал идола Иомалу, что на ливонском, финском и на других чудских диалектах бога значит.

Древность чуди доказывают и поныне живущие по Двине чудского рода остатки, которые через сообщение с новогородцами природный свой язык позабыли…»

Возможно, что в последних строках о забывшей родной язык чуди ученый пишет о своих предках. По мнению некоторых лингвистов, до Петра I на территории России славянским языком пользовались исключительно для общения с другими племенами, а между собой говорили на мокшанском, мерянском, марийском и других финно-угорских языках.

 

Мы – поморы

А как сами поморы относятся к версии коми корней Михаила Ломоносова? На эту тему я поговорил с председателем национального культурного центра «Поморское возрождение», активным идеологом самоидентификации поморов Иваном Моисеевым.

Он считает, что поморы и коми, безусловно, родственные народы, а Ломоносов называл себя только помором и россиянином, но никогда не называл себя русским. Практически во всех своих работах ученый использует термин «российский» вместо «русский».

– Ломоносов был этническим помором, но осознавал себя частью молодой российской нации. Во времена Ломоносова на Северной Двине еще жила чудь, представители которой помнили о своем происхождении, но, как писал Ломоносов, «природный свой язык позабыли». Поморы в определенном смысле – это и есть обрусевшая чудь, во всяком случае, на генетическом уровне поморы – не славяне, – уверен Иван Моисеев. – Ломоносов знал зырянский язык, во всяком случае, основные слова. Поморы всегда жили в тесном контакте с зырянами, которые вели торговлю на всех поморских ярмарках, участвовали в транспортировке рыбы. Так, моя бабушка хорошо считала по-коми до десяти. Постройки, одежда, утварь у коми и поморов почти не отличаются – значит, народы родственные.

Михаил Пришвин, путешествовавший летом 1907 года по Русскому Северу и беседовавший с коренными поморами, записал такой диалог: «Почему же вы отделяете себя от России? – говорил я, – вы тоже русские». – «Мы не от России дышим! Впереди вода, сзади мох… Мы сами по себе», – отвечали Пришвину поморы.

Во время всероссийской переписи населения 2002 года поморами назвали себя 6571 человек, а на изданной в 2011 году Институтом этнологии и антропологии РАН карте народов России поморы названы отдельным народом.

 

Дело в генах

Может быть, было бы слишком смело называть Михаила Ломоносова наполовину коми, но вполне можно допустить, что финно-угром, как и большинство его земляков-поморов, он был. Это подтверждается и научными данными о происхождении российских северян.

Несколько лет назад российские генетики в сотрудничестве с эстонскими и британскими коллегами провели масштабное исследование по изучению генетического происхождения русского народа. Оказалось, что русский народ можно разделить на две большие группы. Одна из них населяет нынешние центральные и южные районы древнего Московского княжества, а вторая базируется в северных землях. Северяне по своим генам значительно отличаются от южан и ближе к финноязычным этносам, чем к славянам. По мнению ученых, это указывает на то, что на севере России происходило не смешение народов, а переход местного угро-финского населения на русский язык и православную культуру. При этом языковое «обрусение» шло без значительного генетического смешивания. Так что всех коренных русских северян, в том числе и помора Ломоносова, вполне можно «записать» в финно-угры.

Недавние исследования показали, что первый новгородский князь и родоначальник княжеской, а впоследствии царской династии, призванный на княжение Рюрик также был не славянином или скандинавом, а происходил из финно-угров. В журнале «Русский Newsweek» были обнародованы результаты генетического исследования потомков Рюрика. По результатам анализов ДНК князя Дмитрия Шаховского выяснилось, что генетически Рюриковичи сильно отличаются как от большинства викингов, так и от большинства славян. Анализ показал, что Шаховской, а значит и все его предки по мужской линии принадлежат к гаплогруппе N3. У всех финно-угорских народов именно эта гаплогруппа самая распространенная, а у славян она встречается редко.

Артур АРТЕЕВ.

 

 

 

Неожиданная версия: сын Петра Великого

Уже не первый век в Питере ходят слухи, что отцом Ломоносова мог быть Петр I. Наглядным аргументом для питерцев является то, что памятники Ломоносову и Петру («Медный всадник») стоят на разных берегах Невы vis-a-vis. И их лица имеют определенное сходство.

Первым версию о том, что Ломоносов – сын Петра, выдвинул Василий Корельский, давний предок которого и увез Михаила Ломоносова в Москву. Корельский в своих записках сообщает о том, что еще в 1932 году брат познакомил его с рукописью старинного канцелярского письма, из которого явствовало, что Ломоносов есть плод царя Петра I, который посетил Поморье за девять месяцев до рождения Ломоносова. Но и в этой версии происхождения Ломоносова его родной матерью называется Елена Ивановна Сивкова.

В ревизских списках того времени рядом с именами отроков мужского пола всегда следовало указание на то, чьим же сыном он является. Но у Михаила Ломоносова этого нет. На смертном одре Петр I исповедовался Феофану Прокоповичу, главе Синода, в своем грехе: чувство вины перед незаконнорожденным сыном не давало ему покоя. Он повелел Феофану: «Обучи, владыка, его в московских школах и приобщи его к сану священника или государственного служащего, на что он будет способен».

 

На фото:

В селе Ломоносово (бывшая деревня Мишанинская Куростровской волости) есть музей, который стоит как раз на том месте, где был дом семьи Ломоносовых. Этот дом, по изысканиям местных краеведов, выглядел так.

Памятник великому ученому в родном селе М.В.Ломоносова был установлен еще в 1911 году.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №203 (4600) - 3 ноября 2011 года

Республиканскому радио исполнилось 80 лет

В глазном центре появится лазерная хирургия

В Новом Бору откроется рыбный цех

Плата за коммуналку с 1 января не повысится

По фактам вредоносных выбросов в атмосферу Эжвы депутаты Госсовета начали парламентское расследование

Участки под жилье для многодетных семей начала выделять сыктывкарская горадминистрация

Вопрос - ответ

Обвиняется в самозахвате / Почему возник конфликт между койгородским фермером и районной властью?

 №202 (4599) - 2 ноября 2011 года

Местные ограничения коснутся продажи алкоголя и режима работы ночных клубов

Неделя памяти и осмысления / В истории сталинских репрессий все еще остаются белые пятна

За правопорядок - особый спрос / Глава Коми Вячеслав Гайзер обсудил с силовиками проблемы пьянства, преступности, экологии и ЖКХ

В День народного единства

В Усинске организуют муниципальную службу такси

Оптимизация - три в одном

Анатолий Вассерман оценил ухтинских знатоков

Детские площадки от "Единой России"

В новом составе и с прежними проблемами / Добавит ли авторитета общественному движению коми народа ставка на молодых?

Бюджетники Коми получили льготные кредиты / Появление в республике социально ориентированных банков будет не только стимулировать экономику региона, но и улучшит жизнь простых людей

В качестве приза - инвестиции / Республика Коми намерена участвовать в конкурсе "Регионы - устойчивое развитие"

Монди СЛПК вводит особую номинацию в Малой Нобелевской премии

В "Комиэнерго" - за услугой

"Комиэнергосбыт" поощряет добросовестных клиентов

Повысили надежность электроснабжения

 №201 (4598) - 1 ноября 2011 года

Самый открытый губернатор

Дачный участок - опора России? / В Сыктывкаре прошла первая конференция садово-огородных товариществ

Кредитный рейтинг Коми может быть повышен

В Эжве построят "Детский мир"

Молодым ухтинцам досталось по "зернышку"

Отказались от соцпакета

Муниципальные поправки и предложения / Жизнь заставляет вносить корректировки в действующие законы

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 203 (4600)
3 ноября 2011 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»