Из первых уст |
3 ноября 2011 года |
Павел Поташов: "Практика малых дел дает большие результаты"
Год назад обновился состав Общественной палаты Республики Коми. При этом произошли и некоторые изменения в организационных принципах ее работы. Теперь председатель ОП РК в отличие от своего предшественника работает на постоянной основе, сформирован штат исполнительной дирекции, на который возложена вся рутинная техническая работа, у палаты появился свой офис. В общем, вольно или невольно напрашивается сравнение: стала ли лучше и эффективнее работать палата в связи с этими изменениями? Справляется ли она теперь с возложенными на нее задачами? С этим вопросом мы обратились к одному из самых активных общественников республики, члену ОП РК второго состава Павлу Поташову. – Павел Валентинович, хотя Вы и не были членом палаты первого состава, зато активно участвовали во многих ее мероприятиях. То есть тогда Вы видели работу Общественной палаты больше извне, а теперь – уже изнутри. Ваши представления совпали с действительностью, что именно такой должна быть работа палаты? – Честно скажу, на момент моего прихода в палату мне представлялось, что она занимает значительно большее место в общественной жизни республики, чем оказалось на деле. Возможно, причина в том, что палата не обладает законодательной инициативой, а рекомендательные нормы не дают настоящей полноты влияния. Тем более что власть не очень любит, когда в ее действия вмешиваются. Причем иногда даже складывается впечатление, что ее определенные представители, попав во властные структуры, считают себя чуть ли не отмеченными богом, и с ними очень сложно выстроить конструктивные отношения. К сожалению, у нас в стране действует некий посыл, что всегда все начинается сверху. Вот есть посыл Президента взаимодействовать с общественниками, и сразу начинают взаимодействовать. Это не совсем хорошо, ведь жизнь многогранна, и то, что видят Президент и премьер-министр, – вопросы общегосударственного устройства, а проблемы в муниципальных образованиях в масштабах Российской Федерации подчас мелки и незаметны. Поэтому мы не раз говорили на заседаниях Общественной палаты и на различных мероприятиях, что занимаемся практикой малых дел. Помогаем людям в решении их насущных проблем, за которые в ответе нерадивые чиновники: холодный многоквартирный дом, разрыв труб, недостаток воды, прохудившаяся крыша, не завезенное в труднодоступные населенные пункты продовольствие и так далее. Если чиновник, который получает за это зарплату, зачастую немалую, не соответствует занимаемой должности, роль общественности заключается в выдаче ему эдакого волшебного «пенделя» – по-другому не назовешь, чтобы он начал выполнять свои должностные обязанности. Второе, о чем я хотел сказать. Общественная палата – это усилитель голоса народа. Можно к ней по-разному относиться. Кто-то называет ее буфером между властью и народом и еще по-разному. Но то, что палата должна поднимать краеугольные острые вопросы, существующие сегодня в обществе, это бесспорно. Скоро у нас грядут выборы. Хорошо известно, что любая партия переживает с народом так называемый букетно-конфетный период, когда делается много красивых обещаний. Но, на мой взгляд, идя на выборы, нужно руководствоваться не какими-то симпатиями и антипатиями, посулами и обещаниями, а голосовать за того, кто занимается реальными делами, а не «говорильней». – Год назад, напутствуя новый состав Общественной палаты, Глава республики Вячеслав Гайзер отметил, что палата должна стать самой главной площадкой для конструктивного диалога между властью и обществом. На Ваш взгляд, такой диалог налаживается? – Наверное, более обстоятельный ответ на этот вопрос может дать председатель палаты. Но судя по тем вопросам, которые поднимала наша комиссия (П.Поташов возглавляет комиссию ОП РК по экономическим вопросам – прим. ред.), у меня не всегда бывает удовлетворение тем, как происходит взаимодействие с властью. Должен сказать, что законодательная власть более доступна и реагирует более адекватно и быстро на наши предложения и заявления, нежели исполнительная власть. Наверное, происходит это в силу разности подходов. Потому что мы видим далеко не всю тематику, поднимаемую внутри министерств и ведомств. Вопросы бюджетирования в той или иной степени проходят мимо палаты. Хотя сейчас мы обсуждали Народный бюджет и участвовали в разных форматах на площадках Народного фронта, но все равно это лишь малая толика информации, которую мы хотели бы получить. Хотелось бы узнавать о проблематике на уровне Правительства РК не из прессы. Надо, чтобы планы правительства, его деятельность были в тесной увязке с общественными институтами. – А каким образом это можно сделать? – Скажем, министр сельского хозяйства выезжает в один из районов по вопросам развития малого предпринимательства, или выезжает в командировку руководитель Агентства по соцразвитию. Вместе с ними обязательно должен отправиться если не председатель комиссии ОП по социальному или экономическому развитию, то хотя бы один из рядовых членов палаты. И когда глава района докладывает министру, как у него все шикарно, общественник может предоставить информацию, которой он располагает со своей стороны. Тогда и уровень отчетности муниципальных образований и чиновников, отвечающих за то или иное направление, будет совершенно другой. Кстати, мы очень активно использовали потенциал Народного фронта – выезжали с чиновниками, депутатами Госсовета, встречались с депутатами Госдумы, разговаривали, обсуждали. Не хотелось бы, чтобы этот посыл канул в Лету. – Как показывает практика, общественники в первую очередь реагируют на несовершенные нормативные акты, вызвавшие недовольство людей. Например, палата проводила на своей площадке встречи по поводу ограничения движения в Сыктывкаре большегрузов, новых условий работы такси. Какова реакция власти на высказанные членами палаты предложения, обращения и рекомендации? – Подключать общественников нужно не на фазе, когда законопроект уже дошел до обсуждения, а на стадии его проработки, и привлекать экспертное сообщество. Тогда законодательные акты были бы более продуктивными и продуманными. – А разве не для того создавалась Общественная палата, чтобы здесь в том числе проводилась экспертиза готовящихся законов? – Дело в том, что на палату не возлагается роль эксперта законодательных актов с точки зрения, правильно ли они построены. Палата должна заниматься общественной экспертизой в той части, как это скажется на жизни граждан. Давайте возьмем пресловутый закон о такси. Бесспорно, его нужно было принимать. И рано или поздно к этому вопросу все равно бы подошли. Но зачем была нужна спешка? Не лучше ли было объявить переходный период, рассмотреть спорные вопросы – как лучше сделать, что отдать на откуп регионам и так далее. Но его приняли настолько скоропалительно, что теперь уже после пятой-шестой переработки закон выходит все в более и более усеченном виде. И получается, что под давлением общественности власть сдает позиции. Это нехорошо. Мне не очень нравится, когда власть вынуждена под давлением обстоятельств в этом случае подчиняться. Она должна предвидеть развитие событий и исправлять ошибки на стадии их зарождения. Или возьмем закон о рыбалке. Сначала объявили, что это будет бесплатно, потом – платно. Потом сказали, что случайно в Думе прошла не та редакция закона. А как это законодательный акт может пройти случайно? Он там кучу согласований, виз имеет! Теперь снова говорят, что рыбалка будет бесплатной. В результате по стране пошли акции протеста. Значит, опять было сделано не по уму. Где-то рыбалка является бизнесом, а где-то, как у нас в селах по Печоре, Усе или Цильме, это средство выживания. Естественно, закон должен быть, но он же не может учесть нюансы каждой территории. Поэтому мы и говорим, что территориальное деление РФ таково, что многие законодательные акты отдаются сегодня на откуп регионам. Но и в регионах еще могут приниматься свои подзаконные акты, которые могут регулировать любую отрасль на всей их территории. У нас республика – от Заполярья, где вечная мерзлота, до юга, где в открытом грунте вызревают помидоры. И там, и там закон не может быть единым. Ко всему прочему есть местные условия, обычаи и традиции. Десять лет назад Владимир Путин сказал фразу на собрании налоговиков и буквально месяца три назад ее повторил: «Десятки тысяч законы придумывают, а миллионы ищут, как их обойти». Это будет продолжаться до тех пор, пока принимаются законодательные акты, по которым нельзя жить. Самое печальное в этой истории, что так формируется правовой нигилизм. Люди не хотят понимать такие законы. Как говорится, несовершенство российских законов компенсируется их неисполняемостью. И вот здесь роль общественной палаты в преодолении правового нигилизма, связанного с некачественным законодательством, трудно переоценить. – Хотелось бы услышать и Ваше мнение по поводу того, правильным ли было решение сделать должность председателя республиканской Общественной палаты освобожденной. Поначалу ведь было немало противников такого шага, говорилось, что палата станет не общественной, а ручной... – Могу с уверенностью сказать, что решение руководить палатой на освобожденной основе качественно улучшило ее работу. Можно в любой момент позвонить, прийти на встречу, ведь бывают вопросы, которые необходимо обсудить и отреагировать на них сразу же. А если человек находится не в офисе палаты, а по основному месту работы, доступность такого руководителя резко снижается. С другой стороны, безусловно, остаются опасения, что некоторые вопросы не поднимаются из-за различного рода аспектов, связанных именно с лояльностью. Тем не менее в палате есть люди, которые не боятся поднимать острые вопросы. – Ваш коллега по российской Общественной палате Игорь Шпектор в свое время критиковал республиканских коллег за то, что первые четыре года наша палата много внимания уделяла экономическим вопросам в ущерб общественно значимым. Сейчас соблюдается баланс интересов гражданского общества и проблематики на площадке палаты? – Я думаю, что и нынешний состав палаты будет находиться в зоне критики такого неравнодушного человека, как Игорь Шпектор. И это правильно, потому что сказать, что у нас все шоколадно и классно, нельзя. И я, как руководитель одной из профильных комиссий Общественной палаты, понимаю, что мне не хватает порой знаний в той сфере деятельности, которая осуществляется сегодня в республике с точки зрения развития экономики. Как представитель среднего и малого бизнеса, с чего бы я ни начинал, смотрю в первую очередь, как должно развиваться именно это направление. Тем не менее концепция развития региона мне понятна. Меняется вектор в освоении Севера. Уменьшилась в разы Воркута, уезжают люди из Инты, сокращается население, его стало меньше миллиона. А задачи, которые ставятся перед экономикой республики, становятся все масштабнее и масштабнее. То, что республика является одной из доминантных территорий по вкладу в экономику России, это видно не только из статистики, мы это видим вживую. Республика стала более привлекательной для инвесторов. Конечно, жизнь в республике сложная, есть территории, до которых трудно добраться, где есть перебои со светом, где ждут газификацию. Поэтому критические стрелы палаты будут в том числе направлены и по этим адресам. Во второй год работы мы должны активизироваться и постараться устранить существующие недостатки. Ротация нашей палаты не за горами. Еще год, и придут новые люди со свежими идеями. Наша задача – создать задел для более качественной работы следующего состава палаты, обеспечить преемственность развития гражданского общества в Республике Коми. Беседовала Галина БОБРАКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. · Если чиновник, который получает за это зарплату, зачастую немалую, не соответствует занимаемой должности, роль общественности заключается в выдаче ему эдакого волшебного «пенделя» – по-другому не назовешь, чтобы он начал выполнять свои должностные обязанности. · Десять лет назад Владимир Путин сказал фразу на собрании налоговиков и буквально месяца три назад ее повторил: «Десятки тысяч законы придумывают, а миллионы ищут, как их обойти». Это будет продолжаться до тех пор, пока принимаются законодательные акты, по которым нельзя жить. Самое печальное в этой истории, что так формируется правовой нигилизм. |