Экономика |
27 августа 2014 года |
Перезагрузка без отрыва от потребительского комфорта/ Филиал ОАО "ТГК-9" Коми сократил летние отключения горячей воды и запускает крупные инвестпроекты
Филиал ОАО «ТГК-9» Коми кардинально меняет подходы к решению застарелых проблем отрасли: компания приступила к реализации программ и инвестпроектов, которые помогут перестроить всю работу системы таким образом, чтобы она функционировала бесперебойно, качественно и без потерь. Что именно претерпит преобразования, каким образом и в какие сроки будут реализовываться программы, рассказал на традиционной пресс-конференции в преддверии нового отопительного сезона директор филиала ОАО «ТГК-9» Коми Артем Голобоков. Запуск тепла без авралов – Мы существенно, как говорят, перезагружаемся. Формат нашей деятельности претерпевает изменения и с точки зрения нас самих, и с точки зрения того, что мы всерьез намерены решать проблему потребительского комфорта, – отметил во вступительном слове руководитель регионального филиала компании. – Все мы, к сожалению, давно привыкли, что начало каждого отопительного сезона – всегда форс-мажор, ожидание, когда же власти выпустят соответствующее постановление о запуске тепла, затем досадные задержки с подключением, порывы сетей и так далее. А вот у наших северных соседей в Швеции, Дании жители даже и не подозревают, что так может быть. У них понизилась уличная температура – и автоматика сама включает отопительные системы. То есть, по сути, умные приборы выполняют функции, которые у нас возложены на муниципалитет. Понятно, что шведская модель – то, к чему мы должны стремиться, и, конечно, это потребует немало усилий. Сейчас мы как раз работаем над качественным изменением системы, – продолжил Артем Голобоков. Отключения по минимуму Впрочем, некоторые из внедряемых новшеств жители республики смогли почувствовать на себе уже нынешним летом. Напомним, в этом году КЭС Холдинг приступил к реализации проекта «ГВС 2.0, или Горячее водоснабжение на новом уровне», позволяющего максимально сократить сроки отключения горячего водоснабжения в межотопительный период. То есть, имея право отключать горячую воду и ремонтировать сети две недели, теплоэнергетики стараются предельно минимизировать эти сроки – все ради комфорта потребителей. Программа реализуется в 22 городах 15-ти регионов, в том числе в нее вошли и три города нашей республики: Ухта, Инта и Сосногорск. Для каждого из них в зависимости от технического состояния сетей была установлена собственная максимально допустимая продолжительность отключений горячей воды, связанных с проведением гидравлических испытаний и ремонтом трубопроводов. Для Ухты она составила девять дней, для Инты – пять дней, а для Сосногорска – три. Чтобы уложиться в установленные сроки, потребовалось серьезно пересмотреть подходы к проведению летней ремонтной кампании. Были оптимизированы графики испытаний тепловых сетей, разработаны и внедрены резервные схемы подачи горячего водоснабжения, что позволило проводить ремонтные работы без отключения абонентов. За ходом реализации проекта был установлен жесткий контроль. По каждому участку тепловых сетей фиксировались плановая и фактическая продолжительность отключений, причины редких отклонений от графика в сторону увеличения сроков отключений подвергались тщательному анализу. В итоге плановые сроки отключений были соблюдены во всех городах – участниках проекта, а в Ухте и Инте их даже удалось сократить. В «северной жемчужине» вместо запланированных девяти дней управились за неделю, в Инте и Сосногорске – за три дня. Стал участником этого эксперимента и Сыктывкар, хотя официально в проекте текущего года он не значился. Формально срок отключения горячей воды в столице республики был, как и прежде, 14 дней, но управились на большинстве участков значительно быстрее – в среднем по городу продолжительность отключений составила шесть дней. – Конечно, не везде прошло все гладко, как хотелось бы. Например, не все управляющие компании проявили заинтересованность в сокращении сроков отключений и синхронизировали свои работы по подготовке жилищного фонда к зиме с планами теплоснабжающей организации. К тому же в Сыктывкаре, например, число выявленных утечек по сравнению с 2013 годом выросло почти наполовину. Тем не менее, если не брать в расчет внешние факторы, когда горячей воды не было по не зависящим от нас причинам, результаты мы расцениваем как успешные, – отмечает А.Голобоков. Шаг навстречу Работу по сокращению сроков отключений горячего водоснабжения в период летних плановых ремонтов теплоэнергетики планируют продолжить и в следующем году. В том числе и в Воркуте, несмотря на внушительную дебиторскую задолженность «заполярной кочегарки». Понятно, что Воркута – город особый и, как показала жизнь, подхода к себе требует особого. На протяжении десятилетий здесь острейшим образом стоит проблема неплатежей перед ресурсоснабжающими организациями. Скажем, сегодняшний долг Воркуты перед «ТГК-9» – порядка 4 миллиардов 800 миллионов рублей. Это львиная доля от всей дебиторской задолженности по филиалу компании. По состоянию на 1 августа текущего года она составляет более 6 миллиардов 960 миллионов рублей. Неудивительно, что до последнего времени теплоэнергетики и их главный должник, ООО «Тепловые сети Воркуты», стояли по разные стороны баррикад. Сейчас, как с удовлетворением отмечает Артем Голобоков, отношения качественно изменились, и не в последнюю очередь благодаря тому, что первый шаг навстречу сделали именно поставщики тепла. – Если ничего не делать, оставить все как есть, то через пять лет работать там будет невозможно. Поэтому мы поставили перед собой задачу самим попытаться сдвинуть проблему с мертвой точки. Во-первых, вывести Воркуту из зоны двухмесячного отсутствия горячего водоснабжения. (Пока заполярный город каждое лето живет в режиме двухмесячного перерыва.) А самое главное – реализовать комплексную программу реформирования Воркутинского теплового узла, что позволит кардинально изменить ситуацию, – продолжает директор филиала «ТГК-9» Коми. Суть проекта такова. Сейчас в Воркуте три источника теплоснабжения: мазутная котельная, морально и физически устаревшая, ТЭЦ-1 – станция без угольного склада, что чревато авралами и серьезно осложняет надежность теплоснабжения заполярного города, и современная мощная ТЭЦ-2, которая работает практически лишь на поселки. Проект предполагает объединение всей системы в одно кольцо. Тепло в центр города будет подаваться от ТЭЦ-2 по большой трубе, которую еще предстоит проложить. Мазутную котельную планируется преобразовать в трансформационный узел, в котором все носители будут доводиться до необходимых параметров. Следующий этап – реконструкция квартальных сетей, вывод из эксплуатации проблемного источника ТЭЦ-1 и установка тепловой автоматики у потребителей. Последнее ощутимо поможет минимизировать потери в полупустых домах, где проживают всего несколько семей, а здание отапливается, что называется, по полной. – Проект финансово затратный. Учитывая нынешнюю ситуацию в заполярном городе, никто большие деньги вкладывать не хотел. Проект так долго не реализовывался, потому что все надеялись на государственное субсидирование, на то, что государство наконец-то обратит внимание на Воркуту. Однако можно еще четыре года ждать манны небесной, надеяться на средства из бюджета и ничего не дождаться. Поэтому мы отказались от такой позиции, поскольку понимаем – если не мы, то больше никто. В данный момент КЭС Холдинг рассматривает возможность направить на реализацию проекта собственные средства, – отмечает руководитель регионального филиала компании. Отдельная история с приполярной Интой, которая также всегда считалась планово-убыточным тепловым узлом. Здесь уже начата реализация проекта, который в итоге поможет вывести систему теплоснабжения из экономических минусов. Он предполагает перевод на снабжение от Интинской ТЭЦ потребителей, которым сейчас поставляет тепло и горячую воду морально устаревшая Районная котельная №1. Мощность станции будет увеличена. Первый шаг к этому уже сделан. Нынешним летом «ТГК-9» переключила на Интинскую ТЭЦ благоустроенную часть поселка Спортивный, за счет собственных средств решив застарелую городскую проблему. Преимущества прямых расчетов – Остается решить главный вопрос – с финансированием. Деньги, как известно, можно взять в банках, а у банков требование: покажите, как вы эти деньги будете нам возвращать, – отмечает Артем Голобоков. А возвращать можно только при условии получения от потребителей своевременной и полной оплаты за предоставленные услуги. С переходом на прямые расчеты за тепловую энергию долги стали ощутимо сокращаться. Например, в Сыктывкаре в прошлом году собираемость платежей составила 77 процентов, а в этом году возросла уже до 86 процентов. И это несмотря на то, что в первую очередь на прямые расчеты был переведен проблемный жилфонд. Как бы то ни было, из месяца в месяц динамика улучшается, и, значит, можно идти к банкирам и договариваться о привлечении заемных средств на реализацию масштабных проектов. – В решении вопроса дебиторской задолженности нам жизненно необходима помощь муниципалитетов, – говорит Артем Голобоков. – Проблема полных и своевременных расчетов за коммунальные ресурсы – это их прямая компетенция. Опыт Сыктывкара, Ухты, Сосногорска показывает, что при желании эта проблема отлично решается. Мы, со своей стороны, на деле показали, что готовы брать на себя решение застарелых проблем, даже тех, что лежат в зоне ответственности не нашей, а органов местного самоуправления. И рассчитываем на аналогичные ответные шаги со стороны администраций северных городов. При их действенном участии программы, о которых я рассказал, будут реализованы в плановые, предельно сжатые сроки. Лина ПЕРОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Артем Голобоков: «Мы готовы брать на себя решение застарелых проблем, даже тех, что лежат в зоне ответственности органов местного самоуправления. И рассчитываем на аналогичные ответные шаги со стороны администраций северных городов». |