Из первых уст |
27 августа 2014 года |
Владимир Шарков: "Родительскую помощь не нужно подменять поборами"
Для родителей школьников приближение нового учебного года – время особых забот, связанных и с подготовкой ребенка к школе, и с теми новшествами, которые происходят сегодня в сфере образования. Вопросы, которые поступают от родителей к нам в редакцию и сотрудникам проекта «ГЛАВконтроль в Республике Коми», мы решили задать министру образования РК Владимиру Шаркову. – Владимир Витальевич, много вопросов у родителей возникает по поводу платы за комплекты рабочих тетрадей. Люди интересуются, почему учебники выдаются школой бесплатно, а рабочие тетради, которые идут в комплекте с учебником, должны оплачиваться из родительского кармана. – О рабочих тетрадях мы, если честно, уже устали говорить. Надо понимать, что рабочая тетрадь – это не учебник, это индивидуальное средство обучения, которое потом остается ребенку. А государство обязано обеспечить детей только теми учебными пособиями, которые потом сдаются в библиотеку и будут использоваться уже следующим поколением учеников. Потому что если мы каждый год будем приобретать учебники, нам никакого бюджета не хватит. Мы действуем в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где говорится, что школы обязаны обеспечить учебниками и учебными пособиями, коими рабочие тетради не являются. Почему-то никому из родителей не приходит в голову возмутиться тем, что приходится покупать контурные карты по географии. Все же понимают, что контурные карты – это пособие индивидуального использования. Некоторые муниципалитеты одно время приобретали для своих учеников эти рабочие тетради. Если они имеют свободные средства, это можно делать и сейчас. Но еще раз скажу: рабочие тетради должны приобретаться самими родителями, потому что это личная тетрадь школьника, и она остается у него. Понятно, что если в семье не один школьник, то собрать их к 1 сентября бывает накладно. Но ведь социальные службы помогают собрать детей в школу семьям, имеющим статус малоимущих. Что касается учебников, то мы тратим на них очень много. В этом году закупим 140 тысяч экземпляров на 45 миллионов рублей. На сегодня уже обеспечены полностью первые-четвертые классы, пятые классы, которые уже перешли на новый федеральный государственный стандарт, и шестые классы, которые работают в пилотном режиме и тоже уже учатся по ФГОСам. Но у нас остаются незакрытыми 7-11 классы: они ведь еще по прежним программам учатся. Мы полагаемся на то, что муниципалитеты в рамках выделяемых субвенций закупят необходимые учебники для 7-11 классов. Хотя не скрою: мы сталкиваемся с такой практикой, когда муниципалитеты не хотят тратиться на учебники, и, бывает, учителя обращаются к родителям, чтобы те их приобрели за свой счет. – Учебники такие дорогостоящие... Может, проще было бы перейти на электронный вариант? – У нас в некоторых школах проводился эксперимент по апробации электронных учебников, но до сих пор нет единого мнения экспертов о том, насколько их использование целесообразно и безвредно. Конечно, мы бы и себе облегчили жизнь таким образом: когда все закачано в гаджет, это же очень удобно. Но опять же возникает вопрос: кто должен приобретать эти электронные устройства? Отдать это на откуп родителям? В Москве и Питере проходил эксперимент, когда школы закупили электронные устройства для закачивания туда учебных пособий и возложили ответственность за их сохранность на родителей, потому что дети не могут за это отвечать. Оказалось, что не все родители готовы нести ответственность и приобретать новый гаджет взамен испорченного. – А если ученик все же выбирает электронный вариант учебников, в школах не возбраняется их использовать? – Думаю, нет. Главное, чтобы материал к уроку был и соответствовал учебнику. – Вопрос с родительскими поборами на ремонт класса тоже, думаю, уже давно набил оскомину. Тем не менее жалобы на это не прекращаются. Одна позвонившая в редакцию мама рассказала, что ее дочь идет в первый класс. На первом же родительском собрании было решено собирать по три тысячи рублей на ремонт класса и приобретение мебели для учителя и жалюзи. Это немало, если учесть, что, кроме этого, по полторы тысячи нужно выложить на походы в театры и музеи и еще закупить все необходимое для учебы. Ведь сегодня школы, даже если им не хватает выделяемых бюджетных средств, могут сами зарабатывать на дополнительных услугах. Почему все-таки практика сбора денег с родителей продолжается? – В плане зарабатывания внебюджетных средств у нас хорошим примером могут больше служить детские сады. Вообще же вопрос коммерциализации школы достаточно тонкий и неоднозначный. Конечно, я лично против поборов с родителей. Мое мнение: школа должна использовать возможности по организации дополнительных платных услуг, по использованию спортзалов, компьютерных классов, организации курсов, услуг по дополнительному образованию и т.д. Понятно, что не все школы, которые нынче переполнены, могут сдавать в аренду спортивные залы, но можно изыскивать другие способы. Рачительный директор разработает программу развития своей школы и предусмотрит возможности не только бюджетных средств, но и внебюджетных тоже. Ждать, когда нам за счет федеральных средств все отремонтируют и поменяют компьютеры, придется долго. Мы уже сотни миллионов потратили на замену компьютерной техники в школах, но при этом заменили только 3-5% от потребности. Кроме того, не во всех, конечно, но в некоторых городах республики, в частности Воркуте, Усинске, Ухте, у школ есть хорошие социальные партнеры. Но иногда даже знаешь, что у школы есть хорошие спонсоры, а приедешь к ним – и посмотреть нечего, деньги тратятся непонятно куда. Понятно, что проблем много и все их за счет внебюджетных источников не решить, но многое зависит от директора школы, от того, насколько он радеет за хозяйство. Можно, конечно, прибегать к родительской помощи, но это должны быть не поборы, а добровольные пожертвования: кто сколько может. А когда ставится фиксированная сумма, да еще и немалая, это, конечно, вызывает неприятие. Совсем отказаться от родительской помощи невозможно, но не нужно делать это принудительно. Я вообще к муниципалитетам обращаюсь, чтобы средства не размазывали по принципу «всем сестрам по серьгам». А то выделят каждой школе на краску для ремонта, а в итоге – никакого видимого результата. Лучше целенаправленно сначала одну школу отремонтировать, потом другую – те, которые наиболее нуждаются. В этом году мы выделили средства на то, чтобы все предписания надзорных органов были исполнены. За три прошедших года в рамках модернизации учреждений образования выделялись федеральные средства на капитальные ремонты. Рачительные хозяева много чего сделали, пользуясь этой возможностью. – Теперь о новшествах. В мин-обрнауки принято решение в 2014 году возродить практику написания выпускных сочинений. Этот непростой для многих экзамен и раньше-то приводил в трепет старшеклассников. Будет ли экзамен проводиться в традиционной форме или что-то изменится? – Пока полной информации по процедуре проведения сочинений нет, но российский министр образования Дмитрий Ливанов ключевые моменты изложил на совещании в Казани в конце июня. В частности, было сказано, что в этом году в декабре ученики выпускных классов будут писать выпускное сочинение в традиционной форме, как и раньше. Поначалу планировалось, что сочинение будут писать в пунктах проведения ЕГЭ, но потом было решено, что у себя в школах. Будут, как и раньше, созданы комиссии по проверке, и сами преподаватели будут оценивать. Но если раньше получали две оценки за сочинение – за содержание и за грамотность, то сейчас это будет «зачет» или «незачет». Если ученик получает «незачет», он имеет право пересдать сочинение в дополнительные сроки в феврале и апреле-мае. И самый главный момент: сочинение будет служить допуском к ЕГЭ. То есть те, кто получит за сочинение «незачет», не будут допущены к сдаче ЕГЭ. Тема сочинения будет объявляться в день экзамена. Так же, как и раньше, будут приходить пакеты с темами и вскрываться перед самым началом экзамена. Предполагается, что в аттестате будет отражаться не только «зачет» или «незачет», но даже тема сочинения. Недавно было совещание на уровне Президента России, где прозвучало предложение о том, чтобы при поступлении в вуз учитывалось то, как выпускник написал сочинение. – А как это будет учитываться, если в аттестате возможны только «зачет-незачет»? – Как это будет учитываться, мы пока не знаем. Может, будут все же ставить баллы за сочинение. Но то, что сочинению как показателю умения выпускника логически и грамотно мыслить уделяется большое внимание, это факт. Нам обещали, что к 1 сентября мы получим нормативную базу по этому вопросу. А пока мы не знаем даже, как быть, если ребенок не будет допущен к ЕГЭ. – Еще один вопрос касается школьной формы. Все-таки обязательна ли она сегодня для всех школьников? – Сейчас уже внесена поправка в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которая устанавливает определенные нормы по единой форме для учащихся школ. Если раньше в законе эта норма закреплялась за школой, то поправки в законе передают этот вопрос на усмотрение региона. Сейчас мы готовим документы, чтобы установить типовые требования к одежде учеников школ. Мы уже неоднократно встречались с местными производителями школьной формы, и все они жаловались на то, что просто захлебываются в заказах. У нас ведь производителей школьной одежды не так уж много, а возможность школ выбирать самим форму приводит к тому, что швейники просто не в состоянии исполнить такой огромный ассортимент заказов, разнообразных по фактуре ткани, по фасонам и размерам. Поэтому мы пришли к тому, что будет лучше, если регион примет какие-то общие стандарты. Скоро у нас будет конкурс «Платье года», одна из номинаций которого будет связана со школьной формой. Там будут присутствовать и общественные эксперты, и мы в рамках этого конкурса постараемся выбрать три-четыре комплекта школьной формы, которые предложим для использования школам республики. Таким образом мы упростим задачу нашим производителям, потому что будут уже разработаны общие лекала. При этом сами школы, если у них есть желание отличаться, могут в дальнейшем как-то разнообразить эту форму. Это могут быть какие-то нашивки, декоративные элементы, галстуки и т.д. Мы стремимся к тому, чтобы производились большие объемы школьной формы и можно было заменять какую-то ее часть. К примеру, порвались или стали малы брюки или юбка – пошел в магазин и купил такого же фасона и цвета. Школам будут предложены комплекты повседневной и праздничной формы. Все изменения в закон мы внесем до конца этого года, и к единой школьной форме мы придем к 1 сентября 2015 года. – Еще одна головная боль родителей: двухсменный режим работы школ. Особенно остро эта проблема стоит в городах. Можно ли ожидать, что в ближайшее время начнется строительство новых школ, чтобы острота этой проблемы была снята? – Что касается двухсменки, то, конечно, решить эту проблему можно только строительством новых школ. «Лидер» по двухсменке у нас Сыктывкар. Здесь ведь уже более четверти века не строилось школ. В связи с ростом рождаемости мы в первую очередь бросили силы на строительство новых детсадов. И ведь буквально за какие-то два-три года проблема нехватки мест в детсадах уже снята. Потом эти дети, естественно, должны будут пойти в школу, и значит, надо строить в городе новые школы. Сейчас в Сыктывкаре разрабатывается проектно-сметная документация на школу на 1200 мест в микрорайоне Орбита. Это будет современная школа с бассейном и большим спортзалом, где будет все предусмотрено для обучения инвалидов. Конечно, одна эта школа город не спасет. Поэтому сейчас рассматриваются возможности строительства новых школ во вновь построенных районах столицы. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов обещал, что с 2016 года регионам начнут выделяться субсидии на строительство новых школ. Поэтому в ближайшие годы, я уверен, проблема двухсменки тоже будет снята. Беседовала Галина ГАЕВА. Можно, конечно, прибегать к родительской помощи, но это должны быть не поборы, а добровольные пожертвования: кто сколько может. А когда ставится фиксированная сумма, да еще и немалая, это, конечно, вызывает неприятие. Совсем отказаться от родительской помощи невозможно, но не нужно делать это принудительно. |