Общество |
14 ноября 2013 года |
"Чайник" за рулем / Низкое качество подготовки водителей приводит к росту ДТП
С 5 ноября должен был вступить в силу закон о безопасности дорожного движения, который устанавливает новые правила игры на рынке подготовки водителей. Но принятие закона отложено, по предварительным данным, до конца года, так как профильными структурами не подготовлены подзаконные акты, регламентирующие порядок подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами. С «автоматом» можно, экстерном – нельзя Как отмечает «Российская газета», программы не готовы, поскольку так и не понятно, кто этим должен заниматься. До сих пор программы для категории «А» и «B» разрабатывало министерство образования. Но с 1 сентября в соответствии с законом об образовании обучение водителей отнесено к профессиональной подготовке, следовательно, разработкой программ должен заниматься Минтранс РФ, который пока готов работать только с категориями «С» и «Д». Что делать с самой массовой категорией «B» – не известно. Тем не менее с 5 ноября вводится запрет на самостоятельную подготовку водителей. Также с мая 2014 года запрещено принимать на работу водителей-мигрантов с иностранными правами. Еще новшество – это 16 новых категорий и подкатегорий прав вместо пяти действовавших. Права, к примеру, понадобятся владельцам мопедов и скутеров с объемом двигателя до 50 куб. см, легких мотоциклов – до 125 куб. см, а также квадроциклов. Помимо всего, разрешено сдавать экзамены на транспортном средстве с автоматической коробкой передач. В этом случае в правах будет стоять отметка о запрете водить автомобиль с «механикой». Закон в полной мере не принят, между тем Правительство РФ опубликовало проект постановления «О допуске к управлению транспортными средствами», согласно которому будущие водители будут сдавать на права в два этапа. Первый экзамен будет приниматься в ГИБДД после освоения курсантом теоретического курса, получения практических навыков вождения на площадке и сдачи внутришкольного экзамена. Только после успешного экзамена в ГИБДД он получит экзаменационный лист и допуск к обучению в условиях города. Одним словом, до первой аттестации на дорогу – в условия большой интенсивности движения – курсанта выпускать не будут. При этом пересдавать теорию и практику на площадке можно неограниченное количество раз с семидневными промежутками, а вот на сдачу вождения по городу будет даваться только три попытки, также с интервалом семь дней. После трех провалов курсант вправе снова попытать счастье только через 30 дней. Мнения специалистов по поводу этого ноу-хау, как следует из российской прессы, разделились. Одни считают, что это значительно увеличит нагрузку на курсантов, равно как и удлинит срок обучения. Соответственно, повысится и себестоимость учебы. Другие считают такой подход вполне разумным и взвешенным в силу того, что он в значительной мере снимает психологическое и физическое напряжение с соискателей водительского удостоверения, которым сегодня приходится сдавать все – и теорию, и автодром, и вождение по городу – в один день. К тому же, как считают сторонники поэтапной сдачи, такой вариант прибавит шансов сдать вождение по городу с первого раза. К слову, разделились мнения и относительно вступившего в силу постановления о запрете на самоподготовку водителей. Одни выступают за то, что хотя бы за городом и в спокойной обстановке самоподготовку можно было бы оставить. Другие, и в их числе начальник Сыктывкарской школы ДОСААФ РФ Анатолий Котугин, уверены, что самоподготовка «с колена», которая приобрела чуть ли не массовый характер, ничего, кроме вреда, не давала. Начинающие автолюбители получают первые навыки либо на своих, либо на арендованных авто и пытаются сдать экзамен после нескольких часов вождения. Как правило, из «самопальной» учебы исключается ряд дисциплин – не отрабатываются устройство автомобиля, занятия на тренажерах, навыки оказания первой медицинской помощи и вождение на площадке. Надо ли говорить, что «экстерны» в большинстве случаев пополняют и без того немалую гвардию курсантов автошкол, не сдающих вождение по городу с первого раза. С этим, как в целом по стране, так и в республике, дела обстоят далеко не лучшим образом. Непедагогические приемы Надо было видеть лицо моей приятельницы, назовем ее Ликой, прибежавшей ко мне после своего первого вождения. Как я ни уговаривала Лику выбирать школу не по соображениям «близко от дома», а по принципу надежности и долгожительства автошколы, к советам она не прислушалась. И что же в результате? После курса теоретических занятий по ПДД мастер производственного обучения (в дальнейшем – инструктор) привез девушку на центральную улицу города, причем в час пик. Остановившись, инструктор потребовал, чтобы курсантка сама села за руль. При этом Лика совершенно не имела представления, что такое педали тормоза и газа, где сцепление и ручной тормоз, и вообще, что со всем этим делать. На девушку напал панический страх, подогреваемый бодрыми заявлениями инструктора, что, дескать, надо вас, начинающих, учить, как щенков, которых бросают в воду: выплывете – не выплывете… Лика, не в силах побороть известный многим новичкам ступор, «не выплыла». Так повторялось каждое вождение с той лишь разницей, что моя знакомая начала все-таки кое-как трогаться с места и проезжать, как ей казалось, весьма внушительные дистанции. Но инструктор оставался недоволен, становился все более раздражительным и время от времени начинал доказывать и без того находящейся в стрессе курсантке, что толку из нее не выйдет, что она попросту «чайник» и ни за что не сдаст вождение по городу с первого раза. Помимо того, инструктор имел стойкую привычку опаздывать, а во время езды жаловаться на постоянную усталость. В конце концов лишь на восьмую встречу, подчинившись требованиям девушки, он отвез ее на автодром, где в первый раз за все обучение Лика почувствовала себя более-менее уверенно. Так или иначе обучение в автошколе для Лики закончилось, как и следовало предполагать, провалом на сдаче экзамена в условиях интенсивного движения, то есть в городе. Не успела она проехать и двух десятков метров, как услышала «приговор» принимающего экзамен инспектора ГИБДД: «неуверенное вождение». Собственно, откуда и было взяться уверенности, если в отношении девушки были грубейшим образом нарушены все основные параметры обучения. Методика предполагает поэтапное прохождение стадий обучения. От начальной – на закрытой площадке (автодроме), где отрабатываются основные навыки вождения, – до вождения по маршрутам с малой и только потом – с большой интенсивностью движения. Брак обучения в отношении Лики был налицо. Тем не менее за подготовку в школе она заплатила 12 500 рублей. Плюс каждое вождение – 200 рублей. Итого – 16300 рублей. Всего – и на автодроме, и в городе – у нее было 19 часов вождения, по полтора часа каждое. Между тем, как следует из «Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», разработанной Министерством транспорта РФ и Министерством образования и науки РФ, при обучении продолжительность учебного часа для теоретических и практических занятий измеряется в академических часах (45 минут), а при обучении вождению – в астрономических (60 минут). На обучение вождению отводится 50 астрономических часов на каждого обучаемого. Но в том и все лукавство, что автошколы зачастую сами устанавливают «примерные» правила, при этом запутывая ученика в подсчетах. Если подсчитать, сколько всего отъездила Лика, то в переводе на астрономический час получится 28,5 часа. Маловато против полсотни, согласитесь. При этом еще не известно, в какую сумму ей обойдется пересдача экзамена. Между тем ситуация с Ликой – не исключение из правил, а скорее, напротив, типичный случай. По проселочной дороге Еще одна знакомая отчаялась сдать экзамен в городе. Из всей группы в 20 человек, где она училась, с первой попытки удалось сдать только одному человеку. Претензий у Ольги, назовем ее так, к своему инструктору тоже немало. Например, то, что во время обучения вождению по городу он постоянно болтал по сотовому телефону и тоже неоднократно грубил своей подопечной. Попытки пересдачи вождения по городу сама Ольга предпринимала восемь раз. А это значит, что столько же раз перед каждым экзаменом она нанимала частного инструктора – «репетитора» (600 рублей), а в день сдачи экзамена платила автошколе еще 300 рублей. Отчаявшись, Ольга решила сдавать, как и многие ее товарищи по несчастью, в районе, получив там временную регистрацию. Сегодня уже ни для кого не секрет, что многие соискатели водительского удостоверения, потерпев фиаско в городе, едут сдавать «город» в районы. Тем более что купить временную регистрацию – не проблема, а подобная пересдача законом не запрещена. Между тем поразмыслить есть над чем, ведь для пересдачи курсанты выбирают райцентры, где вообще несколько знаков на две улицы. Понятно, что сдать в таких условиях не сложно. Руководитель Всероссийского общества автомобилистов по РК Иосиф Пачошвили против такой «тихой» пересдачи. Он считает, что сдавать вождение нужно все-таки в условиях интенсивного движения. Многие автошколы республики, по его мнению, учат неадекватно в силу того, что обучение строится по примерной программе, закон не доработан. К тому же из 18 школ в Сыктывкаре свои автодромы есть только у шести. Многие автошколы испытывают проблемы с мастерами производственного обучения (инструкторами). Бывает, что инструктором автошколы становится чуть ли не ее вчерашний выпускник. Известна история, когда такой горе-инструктор совершил ДТП в нетрезвом виде и был лишен прав. Один из десяти Всего по республике сегодня действует 78 школ, 18 из них – в Сыктывкаре. По словам председателя регионального отделения ДОСААФ России Игоря Эндзина, по республике был проведен своеобразный мониторинг за восемь месяцев этого года с целью выявить, как сдают на категорию «B» курсанты автошкол. Картина получилась отнюдь не радужная. Итоги мониторинга были озвучены на недавнем совещании в ДОСААФ РФ по РК. В Сыктывкаре за этот период только 25 процентов начинающих водителей сдали «город» с первого раза. Удручающей выглядит ситуация в Княжпогостском районе – из 411 обучавшихся вождение сдали... 41 человек – лишь каждый десятый. При этом в районе один из самых высоких показателей ДТП. Самая анекдотичная ситуация сложилась в Воркутинской автошколе РОСТО, которая, как было отмечено И.Эндзиным, никакого отношения к ДОСААФ не имеет. За восемь месяцев в эту школу было принято два человека, вождение не сдали тоже двое. Тем не менее есть школы, выпускники которых сдают «город» почти на 90 процентов. В их числе, например, вуктыльская автошкола «Агидель». Неплохой процент сдачи «города» и у самой автошколы ДОСААФ, что, впрочем, неудивительно, учитывая крепкую материальную базу и то, что водителей здесь готовят без малого девяносто лет. Тем не менее, по данным ГИБДД РФ, за девять месяцев прошлого года в стране было зарегистрировано свыше 20 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием водителей со стажем управления транспортным средством до трех лет. В связи с этим Генпрокуратура РФ провела массовую проверку автошкол в некоторых регионах. Претензий оказалась масса, выявили многочисленные случаи неисполнения автошколами требований законодательства к образовательному процессу: нет соответствующих программ, графиков вождения, школы не обеспечены учебно-методической литературой. Во многих регионах прокуратурами установлено, что кандидаты в водители не проходят полный курс обучения. 28 октября вышло постановление Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности». Документ призван навести порядок в подготовке будущих водителей. Отныне ГИБДД поручено проверять, способна ли автошкола организовать качественное обучение тех, кто мечтает о водительских правах. По мнению многих специалистов, более жесткие правила могут послужить гарантией того, что начинающие водители действительно научатся управлять автомобилем, равно как и уважать других участников дорожного движения. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |