Общество |
22 февраля 2013 года |
Сбитые с толку/ Новые правила оплаты ЖКУ не находят понимания ни у народа, ни у самих чиновников
На следующей неделе будет уже полгода с того дня, как в стране действуют новые правила оплаты коммунальных услуг. Однако стоит побывать на очередной прямой линии или совещании по вопросам ЖКХ, прогуляться по социальным сетям или просто поговорить с соседями, и убеждаешься, что многие понятия не имеют, с чем связаны возмутившие людей изменения в привычных квитанциях за коммуналку. Есть, конечно, и те, кто слышал о пресловутом 354-м постановлении и даже его читал, но оно и для них остается хуже китайской грамоты. В результате полностью дезориентированный народ полагает, что его дурят, стараясь содрать денег побольше. И выдает такие мифы о ЖКХ, что можно только диву даваться. Чья работа? Одно из самых распространенных заблуждений, касающихся коммунальных расчетов, – «плохие» нормативные акты сочиняют на местах. Ну не может так быть, чтобы по всей России работал закон, который немалому количеству граждан кажется несправедливым. Наверное, делают вывод люди, это выдумка региональных властей. – У меня дети живут в другом городе, они мне говорят, что это только у нас в Коми за какие-то общие нужды берут, а больше нигде! – возмущалась пожилая сыктывкарка, пришедшая в Общественную приемную Главы РК на прямую линию по вопросам оплаты общедомовых нужд. – Значит, это наши сочинили! Тоже додумались – стали брать за мусор с квадратного метра. Да я одна живу, у меня и мусора-то нет почти, нужно по двору его собирать и выбрасывать, чтобы деньги зря не платить! Получив ответ, что закон, по которому нужно платить за мусор и общедомовые нужды исходя из метража квартиры, федеральный, подписан не местной властью, а Владимиром Путиным (в бытность его председателем Правительства РФ), горожанка заявила, что она в таком случае самому Путину и напишет. Пусть подтвердит, что это его рук дело. Надо полагать, подобных писем с просьбами разобраться с региональными властями и их законами в Москву улетает немало. Но, увы, постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», как и львиная доля других жилищно-коммунальных нормативных актов, как раз таки плоды трудов столичных разработчиков и чиновников. За порогом – не мое Другой крепко укоренившийся миф – жильцу квартиры нужно платить только за то, что находится в его квартире. Ну еще за лифт и вывоз мусора. Введенные же 354-м постановлением квитанции беспощадно явили миру некие общедомовые нужды (ОДН), которые нужно оплачивать. – Я по своим счетчикам плачу, а то, что мне дополнительно начисляют, – нет! Потому что за общедомовые расходы должна платить компания! – авторитетно заявляла позвонившая на прямую линию сыктывкарка Вера Владимировна. – А мне теперь отказываются оформлять субсидию на квартплату, потому что у меня задолженность. Это несправедливо! Тот факт, что нужно оплачивать еще и лампочки, горящие на лестничной клетке и на крыльце, и отопление в подъезде, и воду, затраченную на мытье площадки, в сознании многих людей укладываться упорно не желает. Однако так оно и должно быть – ресурс потреблен, и за него должны платить жильцы дома, а не некая «компания» или государство. И если вы принципиально вычеркиваете из полученной квитанции общедомовые расходы, наказываете только себя. Никто, получая от вас платеж, не анализирует, почему он на 127 рублей 43 копейки меньше, чем надо, и не расценивает это как акцию протеста типа «не плачу за уборку подъезда, поскольку живу на первом этаже и сапоги у меня всегда чистые». Просто у вас образуется задолженность. Рост цен вместо порядка Третий миф – что 354-е постановление «про повышение тарифов». Рост цен на воду, свет, газ и т.п. 354-е постановление не диктует. Главный подвох этого документа в том, что он был призван привести в порядок не слишком стройную систему расчетов за коммунальные услуги, а вызвал рост цифр в квитанциях. Почему? В первую очередь имеет место заметное перераспределение платежей. Раньше за общедомовые нужды (за формулировкой «корректировки» скрывались они же) платили по расходу того или иного ресурса, в зависимости от того, сколько людей проживает в квартире. А теперь – по метражу. В результате семья из пяти человек, живущая в малометражке, платит меньше, чем раньше, вполне этим довольна и не возмущается. Зато крайне огорчены одинокие пенсионеры, проживающие в трехкомнатных квартирах, которым приходится платить больше. Если сейчас вернуться к старому варианту (а в Госдуме уже размышляют над такой поправкой к постановлению), обижены будут уже многодетные семьи, живущие в тесных квартирах. Другая проблема: 354-е постановление еще очень плохо «обкатано» на практике, в нем достаточно много неясностей с тем, как рассчитывать общую площадь дома, которая учитывается при начислении сумм за ОДН, что, увы, дает лазейки для злоупотреблений, приводящих к росту квартплаты. Суммы в квитанциях подросли и из-за «карательных» повышающих коэффициентов для жителей тех домов, где не установлены общедомовые приборы учета воды. Кроме того, по 354-му постановлению за тепло теперь нужно платить по факту: столько, сколько потребили в определенный месяц, а не делить сумму на двенадцать разных частей, исходя из показателей прошлого года, потом производя корректировки. То есть летом минимум или совсем ничего, зимой – максимум. Была большая вероятность, что в октябре-декабре люди разницы и не почувствуют, а в январе и феврале, получив квитанции за максимум отопления, схватятся за сердце. Схватились. Но не только из-за 354-го постановления, но и из-за «пережитков» прежнего, 307-го. Дело в том, что правительство Коми наложило мораторий на ту часть новых федеральных правил предоставления ЖКУ, что касается отопления, дабы смягчить резкий переход на новый тип оплаты, установив переходный период на 2012-2014 годы. В Удорском районе за тепло тоже считали «по-старому». В прошлом году плату за тепло начисляли исходя из того, сколько этого ресурса было потреблено в 2011-м. А вышло так, что для этого муниципалитета 2012 год оказался холоднее позапрошлого, и пришлось в соответствии с 307-м постановлением произвести корректировку. То есть собрать с населения дополнительные средства за то, что в 2012-м топили больше, чем в 2011-м. Люди получили счета в 10-20 тысяч рублей и начали требовать разъяснений у районных и региональных властей, прокуратуры, «Коми тепловой компании». Теперь удорским управляющим компаниям рекомендовано организовать собрания собственников жилья, дабы ответить на вопросы оплаты коммунальных услуг, и в дальнейшем постоянно проводить работу по информированию населения. Можно не сомневаться, что народ в районе это мало успокоит. Потому что приятные для себя ответы люди вряд ли услышат. Вопросов не убавляется Сколько бы информационной работы ни проводилось в этой сфере, ее всегда будет недостаточно. Во-первых, многие просто не хотят заранее разбираться в коммунальных нововведениях и пропускают мимо глаз и ушей нужную информацию, спохватываясь только в момент, когда сумма в квитанции достигнет отметки критической для бюджета. Во-вторых, одно ошибочное или неосторожное высказывание авторитетной персоны зачастую моментально перечеркивает многие старания разъясняющих. – На какую адекватную реакцию населения мы можем рассчитывать, если известный политик с экрана телевизора заявляет, что он не знает, кто это 354-е постановление разработал, что там за формулы такие, и советует платить только по счетчику? – прокомментировала положение дел заместитель генерального директора ОАО «Расчетный центр» Ольга Дубровина. В-третьих, как уже говорилось, 354-е постановление еще очень мало «обкатано», и бог знает сколько еще нестыковок и перекосов возникнет при его реализации. Вспоминается, как заместитель директора московского фонда «Институт экономики города», один из разработчиков предыдущего 307-го «коммунального» постановления Владлен Прокофьев, будучи осенью в Сыктывкаре, рекомендовал 354-е постановление как можно активнее внедрять по принципу «чем хуже, тем лучше». Дескать, чем быстрее выявятся все недочеты нового постановления, тем скорее власти получат порцию народного гнева (уже, собственно говоря, получают) и начнут разрабатывать поправки к действующим правилам. Но, согласитесь, в роли подопытных мышек у правительственных экспериментаторов чувствовать себя мало кто хочет. Народный контроль Впрочем, у сомнительных нововведений есть хоть и малоутешительный, но несомненный плюс: получив «потяжелевшие» квитанции, люди начали больше контролировать то, что происходит в их доме. Рассудили, что сотни кубометров воды на ОДН, уходящие каждый месяц предположительно на мытье подъезда, как-то многовато, и захотели присутствовать при снятии показаний общедомовых приборов учета. У кое-кого после такой ревизии расходы на ОДН уменьшились. И лампочек, горящих в подъезде среди бела дня, тоже становится меньше. А особо активные жильцы уже и в подвал рвутся, чтобы проверить, зачем там свет горит – просто так или потому что какие-то работы проводятся. Народ стал требовать у своих управляющих компаний отчет о расходах. И некоторые немало удивились, получив вожделенную распечатку. Рассказами о подобных отчетах уже пестрит интернет. Иногда желание разобраться с тем, что же за закон такой велит платить за воду и тепло так, а не иначе, делает тихих пенсионеров продвинутыми путешественниками по интернету. Тема ЖКХ не сходит со страниц в социальных сетях, ее обсуждают на самых разных уровнях, и уже как-то не удивляешься, увидев «ВКонтакте» на странице руководителя администрации Инты Павла Смирнова реплику насчет немытого пола: «Если в подъезде у мэра не убирают, то в других-то что происходит?! Понятно, что УК тут же свою порцию удовольствия от меня получила, но ведь это ненормально!» Глядишь, лет через пять строгий народный контроль и повсеместно установленные счетчики станут в порядке вещей. Хотя идеальным от этого наш жилищно-коммунальный комплекс, подозреваю, все равно не станет… Анна ПОТЕХИНА. Еще один миф, бытующий среди части населения, – о том, что чиновники, отвечающие за ЖКХ, с народом общаться не хотят и доступны только журналистам «подконтрольных» СМИ. Вынуждены разочаровать: с журналистами ответственные товарищи общаться не хотят еще больше. Скажем, после статьи «Общедомовые накрутки» («Республика», 30 января) в редакцию обратился житель Сыктывкара А.И.Адамов. По прочтении статьи у него возникли вопросы к заместителю руководителя Государственной жилищной инспекции В.Борисову. «Вам, газете, может, и ответят, т.к. у вас во много раз больше доступности к чиновникам всех рангов и классов», – надеялся в письме наш читатель. Действительно, накануне первый заместитель руководителя Государственной жилищной инспекции РК Виктор Борисов на прямой линии в Общественной приемной Главы РК был сама открытость и даже раздавал всем присутствовавшим свой телефон: обращайтесь, не стесняйтесь. Каково же было наше удивление, когда на просьбу дать ответ на письмо читателя Виктор Дмитриевич в категоричной форме от встречи с журналистом отказался. И с такими ситуациями, поверьте, редакция сталкивается чуть ли не ежедневно. Мы, конечно, отослали письмо А.Адамова в жилинспекцию и оформили официальный запрос, но ответа пока не получили. Может, не получим и вовсе, а потому вопросы читателя приведем полностью. Нам кажется, под ними подписаться могут очень и очень многие. «1. На что конкретно расходуется и горячая, и холодная вода на общедомовые нужды? 2. Если утечки в наружных сетях, то это не входит в общедомовые расходы? 3. Если утечки в подвалах или на чердаках, то это вина жилищных компаний, т.к. есть нормативные сроки замены труб, будь они шовные, бесшовные, черные или оцинкованные. Ведь каждый месяц берут деньги на содержание и ремонт дома, за 30 лет (нашему дому) уже взято не один миллион рублей. Где эти деньги? 4. На уборщицу лестничных клеток (I и II этаж) уходит мизер, т.е. капля в море, и на это ссылаться никак нельзя. 5. Возможен ли конец этим вымогательствам, т.е. побочным поборам (корректировкам)? 6. Будет ли прозрачность и государственное регулирование? 7. Почему предприятия ЖКХ не ставят счетчики по холодной и горячей воде, у кого нет их в квартирах, с последующим предъявлением счета на стоимость и монтаж? Приведу пример: В сентябре 2012 года кроме счетчика корректировка по холодной и горячей воде в сумме составила 3,22 куб.м, или 3 тонны 220 кг, или 3220 литров воды с квартиры. В нашем доме 200 с лишним квартир, даже беря в 3 раза меньше, т.е. по 1000 литров на квартиру, получится 200х1000=200000 литров, или 200 тонн, воды в месяц. Аналогичный пример можно сделать и за март 2012 года и т.д. Мне на эти вопросы никто (ни в суде, ни в прокуратуре, ни в управлении ЖКХ администрации города) не смог ответить». Добавим только: а сможет ли вообще кто-нибудь на эти вопросы ответить? |