Экономика |
22 февраля 2013 года |
Проект виртуальной агробиржи разрабатывает фермер и общественник Александр Попов
В последнее время один из самых динамично развивающихся видов услуг в Сыктывкаре и других городах республики – доставка продуктов на дом. Председатель комиссии по экологии, проблемам природопользования и продовольственной безопасности Общественной палаты Коми Александр Попов предлагает создать интернет-сайт, который позволит также и местным производителям поставлять по предварительным заказам свою продукцию напрямую потребителям, минуя торговые сети. В последующем по замыслу автора проекта с помощью интернет-сайта «Коми ферма» (это пока условное название) местные аграрии смогут совершать сделки с рядовыми покупателями и осуществлять оптовые поставки в магазины. Это своего рода сетевая агробиржа, при помощи которой будут заключаться виртуальные торговые операции. Идею общественника поддержал Глава республики Вячеслав Гайзер. Теперь разработка и продвижение сайта проводится в рамках проекта «Выбирай наше!» при активном содействии Минсельхозпрода Коми. В республике в настоящее время насчитывается более 550 фермеров и 93 тысячи ЛПХ. (Если сельчанин держит всего одну корову, то он уже считается владельцем ЛПХ.) Самое трудное для аграриев заключается даже не в том, чтобы получать большие надои, привесы и урожаи, а в том, чтобы сохранить все это и сбыть по приемлемым ценам не в убыток себе. Александр Попов о трудностях фермеров знает не понаслышке. Два года назад он сам учредил крестьянско-фермерское хозяйство «Семена Коми». В обороте хозяйства свыше 67 сортов семенного картофеля. Кроме того, фермер занимается выращиванием саженцев плодово-ягодных культур. Однако реализовать даже такой редкий, специфический товар оказалось не так-то просто. Выяснилось, что на рынок республики семена завозятся из-за ее пределов в большом количестве. Дело пошло на лад, когда фермер организовал на базе своего хозяйства сервисный «стол заказов». Начал с того, что на ярмарке выходного дня стал раздавать визитки и на продукцию наклеивать этикетки с электронным адресом и телефоном, по которым можно было заказать семена сортов картофеля и саженцы кустарников. Одновременно открыл группу в социальной сети, и заказы потихонечку стали поступать. Заявки собирал в течение всей недели, а затем привозил на ярмарку выходного дня и раздавал заказчикам. Клиенты были несказанно благодарны. Они избавились от необходимости бегать по магазинам и судорожно искать перед посевной то, что нужно. Особенно удобно это было приезжим из других городов и районов. – Я знаю многих фермеров, которые производят качественные продукты, относящиеся на мировом рынке к классу «био» и «эко», то есть к наивысшему классу качества, поскольку при их выращивании не применяются ни химические удобрения, ни пестициды. Так вот, у всех у них проблемы со сбытом. И однажды я задался вопросом: а почему бы и участникам ярмарки выходного дня не обеспечить такой же выход на потребителей, как мой «стол заказов»? Поделился своими размышлениями с другими фермерами, проконсультировался со специалистами агропрома и знатоками компьютерных технологий. Идея всем понравилась, – воодушевленно рассказывает Александр Попов. ПО замыслу предполагается открыть своеобразную электронную доску объявлений, на которой будут представлены практически все местные производители сельскохозяйственной продукции независимо от масштаба их производства и ассортимента продукции, включая и СПК, и КФК, и ЛПХ. Предполагается, что схема пользования сайтом предельно проста. Покупателю достаточно будет зайти на страницу, кликнуть мышкой иконку с интересующим продуктом, например, капустой. Тут же откроется перечень всех производителей капусты в тех или иных муниципалитетах республики. К примеру, покупатель выбрал капусту КФК «Вкусняево» из Корткеросского района по цене 15 рублей за килограмм. На электронный адрес фермера сразу поступает сообщение о заказе, который он привезет на ярмарку выходного дня или, как планируется в перспективе, прямо на дом. Или, допустим, посетитель виртуальной агробиржи решил отведать яйцо перепелиное. Так же выбирает соответствующую иконку, которая открывает адреса всех фермеров, производящих этот штучный товар. При желании любой посетитель сайта сможет поговорить с фермером по телефону, отправить ему электронное письмо для выяснения каких-то подробностей. Словом, выйти на контакт с производителем. – Почему магазины не берут продукцию местных производителей? Уверяю вас, не из-за того, что они дороже, чем завозные. На самом деле у наших фермеров можно купить продукты дешевле, чем в магазине и, самое главное, качественнее. Просто они производят продукты в небольших объемах, а магазинам проще работать с крупными поставщиками, способными закрыть всю ассортиментную линейку того или иного продукта. Но если двадцать фермеров в районе объединятся, то они смогут закрыть потребности торговой сети, предложив не один вид товара, а практически всю продуктовую корзину. В этом случае группа производителей получит возможность заключить договор с торговой сетью, и рынок сбыта будет закрыт на весь год. Сайт будет стимулировать фермеров организовывать кооперативы, артели. И если такая практика приживется, то через сайт можно будет обеспечивать еще и оптовые поставки, – делится планами Александр Попов. СЕЙЧАС, конечно, есть примеры, когда фермеры объединяются для организации логистики сбыта. Допустим, в одном населенном пункте пять фермеров. Каждому из них возить товар в город слишком накладно. Поэтому они обращаются к тому, у кого есть большегрузная машина, и организуют транспортировку в складчину. Обладатель транспортного средства каждый день собирает груз, отвозит на рынок или завод, а партнеры ему за это выплачивают какую-то сумму. Но, к сожалению, такие случаи пока единичны. По словам Александра Попова, «Коми ферму» руководство республики готово поддерживать на первых порах и в организационном, и в финансовом плане. В последующем же сайт должен обеспечивать себя сам. Понятно, что у агробиржи должен быть модератор. Главная его роль заключается в том, чтобы следить, соблюдают ли фермеры условия того соглашения, которое обязались выполнять в момент регистрации на сайте. Речь идет о качестве поставляемой продукции. Каждый покупатель сможет оставить свой отзыв и комментарий о том продукте, который попробовал. А каждый участник агробиржи будет иметь свое место в рейтинге. Покупатель сможет ориентироваться при выборе продукта по этим показателям. Ну а данные того производителя, в адрес которого начнут появляться отрицательные отзывы, после тщательной проверки неминуемо исчезнут с электронной доски объявлений. Участвовать в проекте уже изъявили желание фермеры Корткеросского, Усть-Куломского и Княжпогостского районов. Разработчики проекта отдают отчет в том, что на первых порах не все пойдет как по маслу. Понятно, что не сразу все фермеры станут участвовать в сетевой агробирже. Точно так же не стоит ждать моментального притока большого количества виртуальных покупателей. Но за год разработчики сайта надеются сделать его одним из наиболее посещаемых интернет-ресурсов. Ведь и ярмарка выходного дня не сразу стала популярной. Если в январе 2008 года в ней принимали участие от силы 10 производителей, то теперь каждую субботу на площадь выходит более 60 фермеров практически со всех районов республики. Ольга САЖИНА. |