Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Человек и Закон
22 февраля 2013 года

Встать, смирно! Военный суд идет...

/ Реформы изменили структуру армейского криминала


Хотя военный суд у нас "приписан" к Воркутинскому гарнизону, заседания проводит и в Сыктывкаре.

Призывников из Дагестана Ислама Джаватханова и Байрама Гасанова в зале суда поддерживали родственники...

Резко сократилось количество преступлений, совершаемых
в воинских частях республики.
Об этом свидетельствует практика Воркутинского гарнизонного военного суда (напомним, только он может рассматривать дела, связанные с военнослужащими, на территории Коми). Если в прошлом один судья военного суда рассматривал до 70 уголовных дел в год, то в 2012 году на одного служителя Фемиды пришлось всего 20 уголовных дел. Зато в разы увеличилось число рассмотренных гражданских исков.

Пятая рота
или дикая дивизия?

По мнению судьи Воркутинского гарнизонного военного суда Андрея Милокостенко, эти перемены связаны с проводимыми в армии реформами. Поскольку срок службы в армии теперь составляет год, почвы для самого когда-то распространенного в войсках криминального явления – дедовщины – стало намного меньше.

А.Милокостенко не скрывает: неуставные отношения  в армии безусловно есть. Разве что теперь в роли «стариков» зачастую выступают военнослужащие-контрактники. Хотя и среди призывников есть такие, с которыми следует держать ухо востро. Последний случай, рассмотренный военным судом в сыктывкарской воинской части, до сих пор продолжают обсуждать: двое новобранцев избили младшего сержанта.

В Дагестане, судя по сообщениям тамошних средств массовой информации, призывники просто рвутся на службу в надежде впоследствии стать сотрудниками правоохранительных органов (а на ряд должностей без службы в армии и претендовать нечего).

Вот и Ислам Джаватханов планировал, демобилизовавшись, пойти в правоохранители. Не исключено, что такую же стезю выбрал для себя и другой призывник из Дагестана – Байрам Гасанов. Но в армии парни схлопотали судимости, которые явно не будут способствовать их карьере в правоохранительных органах.

В мае прошлого года призывников из Дагестана отправили в Сыктывкар – в учебную инженерную войсковую часть 5134 внутренних войск МВД РФ. И как-то так получилось, что пятая рота, в которую попали дагестанцы, состояла в основном из их земляков. Естественно, все поддерживали друг друга, поэтому чувствовали себя довольно уверенно.

10 июля пятая рота отправилась на завтрак. По выводам следствия, рядовой Гасанов попытался нарушить «установленный порядок получения пищи», то есть без очереди сам взял стакан кофе. Дежуривший по столовой младший сержант сделал ему замечание и приказал поставить стакан на место. В ответ Гасанов нецензурно обругал старшего по званию и плеснул ему в лицо горячий напиток. Когда младший сержант пошел к дежурному по батальону, чтобы сообщить об инциденте, Гасанов и Джаватханов преградили ему дорогу. Джаватханов схватил сержанта за шею и стал удерживать, а Гасанов врезал ему ногой в грудь. Когда потерпевший упал, нападавший нанес ему еще два удара в грудь. В результате у сержанта было сломано ребро.

Подозреваемые, впрочем, излагали другую версию случившегося. Кофе расплескался случайно, когда дежурный пытался отнять стакан у рядового. Облившись горячей жидкостью, сержант в сердцах якобы нелицеприятно отозвался о служивых из пятой роты. Гасанов предложил ему серьезно поговорить, но разговора по-хорошему не получилось. Военнослужащие сцепились и упали на пол. Но Гасанов ударов сержанту не наносил, и уж тем более никто его не удерживал. Напротив, солдаты разняли конфликтующих. А перелом ребра потерпевший якобы получил позже где-то в другом месте и при других обстоятельствах.

Интересно, что сослуживцы Гасанова и Джаватханова из пятой роты подтверждали их версию, а вот военнослужащие из других подразделений, ставшие свидетелями конфликта, верной называли версию следствия. Военнослужащих, присутствовавших при инциденте в столовой, пришлось разыскивать по всей стране – после учебки они разъехались по разным регионам России. Поэтому в ходе разбирательства суд не раз допрашивал свидетелей в режиме видеосвязи. С учетом всех обстоятельств дела Б.Гасанов был признан виновным в насильственных действиях в отношении начальника и оскорблении военнослужащего. Военный суд приговорил его к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. И.Джаватханов приговорен к полутора годам в дисбате.

Приговор в законную силу еще не вступил, осужденные обжаловали его в вышестоящей судебной инстанции.

Контрактник
и «ночная бабочка»

Уголовных дел, возбужденных по фактам конфликтов военных с гражданскими, в республике тоже немного. В основном разборки военные устраивают спьяну. Сейчас в Воркуте рассматривается уголовное дело майора, который избил чем-то ему не понравившегося прохожего. В момент совершения преступления злоумышленник был пьян.

Обычно потасовки между военными и гражданскими заканчиваются синяками да ссадинами. Кровавым исключением стал памятный многим в Печоре случай, когда военнослужащий зарезал «ночную бабочку» и ранил ее покровителя. Тоже, кстати, спьяну.

В мае 2008 года двадцати­двухлетний житель Ставрополья Виталий Конивец заключил трехгодичный контракт на прохождение военной службы. А в мае 2009 года отправился в командировку в Печору. Заселился в гостинице, чуть позже один из местных таксистов доставил к нему в номер жрицу любви. Когда она ушла из номера, В.Конивец обнаружил, что у него пропали 10 тысяч рублей и сотовый телефон. Но и военнослужащий оказался не лыком шит: во избежание неприятных сюрпризов он заранее прикарманил паспорт случайной знакомой. Поэтому на следующий день «ночная бабочка» сама впорхнула к нему в номер.

В.Конивец утверждает, что они спокойно разговаривали, но гостья, очевидно, чувствовала, что нетрезвый клиент представляет угрозу, и позвонила своему сутенеру, попросила защиты. Дальше показания оставшихся в живых участников событий расходятся.

В.Конивец заявлял, что незнакомец, размахивая ножом, ворвался в его номер, и он вынужден был защищаться. А по версии потерпевшего, он приехал в гостиницу, чтобы забрать свою знакомую, которая почему-то боялась ехать домой одна. Она спокойно вышла из номера. Парочка уже направилась по коридору к выходу, когда за ними с ножом в руках бросился В.Конивец. Между мужчинами завязалась драка, военнослужащий ударил неприятеля ножом в живот. Истекая кровью, тот звал на помощь, просил позвонить в скорую и милицию. Его спутница в это время забежала в комнату администратора, схватила со стола стеклянную вазу и, вернувшись в коридор, врезала ею по голове командированного. Особого действия это не возымело, пьяный вояка брал верх в драке. Тогда в той же комнате администратора женщина позаимствовала огнетушитель и пустила его в ход.

Удар огнетушителем по голове вызвал у нападавшего легкое замешательство. Воспользовавшись этим, жрица любви и ее спутник выбежали на улицу. Но контрактник не сдавался: он догнал женщину и ударил ее ножом в спину. А вот за ее приятелем не угнался – тот успел заскочить в такси. От полученной раны потерпевшая скончалась.

Поскольку кровавая драма разы­грывалась на глазах свидетелей, приехавшие по вызову сотрудники милиции сразу же задержали злоумышленника. Но свою вину контрактник не признавал, а позже стал ссылаться на то, что действовал в состоянии аффекта. Однако на основании материалов дела суд пришел к выводу, что никакого аффекта не было, а было состояние сильного алкогольного опьянения.

Приняв во внимание ряд смягчающих обстоятельств (положительные характеристики, участие в контртеррористической операции на Кавказе и наличие ряда заболеваний), военный суд приговорил В.Конивца к пятнадцати годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Подсудное увольнение и «лишние» деньги

После скандалов, связанных с хищениями в Министерстве обороны РФ, кажется, что ситуация в армии характеризуется одним словом: воруют! А.Милокостенко подтверждает: не без этого. Только масштабы хищений в Коми намного меньше – скажем, топливо крадут, продукты со склада.

После реформ бывшего министра обороны РФ А.Сердюкова все финансирование частей, относящихся к Министерству обороны РФ, осуществляется из Москвы. Теперь без разрешения центра и копейки не потратишь. В ряде случаев полная зависимость от Москвы создает немало проблем. Например, сейчас увольнение любого военнослужащего-контрактника производится по приказу, подписанному лично министром обороны РФ. Документы отправляются в Москву, а уж когда у весьма загруженного министра дойдут до них руки – остается только гадать.

Этот небыстрый теперь процесс увольнения привел к появлению в Коми еще одного уголовного дела. Решил солдат-контрактник уйти «на гражданку», но прикинул, сколько времени займет оформление документов по закону, и понял – не может и не хочет так долго ждать. Отправился домой в отпуск, а обратно не вернулся. Надеялся, что о нем забудут. Не забыли, разыскали, судили. В итоге получил «отпускник» год в колонии-поселении.

Еще один военнослужащий в Коми сделал все как раз по закону: написал рапорт на увольнение, руководство части все документы в Москву отправило. Ждал приказа, исправно служил, в командировки ездил. И в один не самый прекрасный день получил долгожданный приказ, из которого следовало, что он... уже месяц как гуляет «на гражданке». Получается, что человек и месяц даром отслужил, и в командировки за свой счет ездил. Справедливость восстановил военный суд, который возложил на министра обороны РФ обязанность изменить в приказе день увольнения на последний день службы.

Во многих случаях неоднозначно отразилось на жизни военнослужащих и повышение денежного довольствия. С одной стороны, это безусловный плюс. С другой стороны, больше денег – больше проблем: то вымогает кто-нибудь у служивого наличные, то сам вояка тратит их себе во вред (на спиртное или наркотики).

Увы, употребление наркотиков военнослужащими в Коми уже не редкость. Правда, солдаты-срочники в пристрастии к зелью пока не замечены. С дозой в кармане обычно попадаются контрактники, у которых есть и деньги на покупку дури, и возможность проводить время за территорией воинской части. На минувшей неделе в сыктывкарской воинской части был вынесен приговор бывшему младшему сержанту, который служил по контракту. В период службы он покупал амфетамин и гашиш и хранил наркотики в своей машине. Экс-военнослужащий был приговорен к условному лишению свободы и штрафу в 150 тысяч. А со службы он давно уволился – вроде бы по собственному желанию.

Людмила ВЛАСОВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
и ndelo.ru.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №30 (4907) - 21 февраля 2013 года

Бабушку-изувера отправят в колонию

Экстремистов приговорили к условному сроку

Судебный пристав играл в "долгий ящик"

По вине пьяного водителя

 №29 (4906) - 19 февраля 2013 года

Кооператор нагрел руки на ледовой переправе

Приговор Михаилу Тебенькову остался без изменений

Предприниматели "приватизировали" проезд

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 31 (4908)
22 февраля 2013 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»