Общество |
27 апреля 2012 года |
Нужно ли вернуть послевузовское распределение?
Президент РФ Дмитрий Медведев предложил возродить традицию распределения студентов после окончания вузов. Он предполагает, что заключение договоров о распределении со студентами, получающими образование за счет бюджета, позволит решить проблему нехватки кадров среди врачей и инженеров. По мнению главы государства, выпускник должен отработать по договору в течение трех лет, а если отказывается, то возместить стоимость обучения. Мы спросили, как относятся к этой идее наши эксперты.Нина Нестерова, ректор академии госслужбы и управления РК: – Это самый простейший подход, но если возродить его в прежнем виде, даст ли это ожидаемый эффект? Хорошо, давайте закабалим наших выпускников на три года, заставив отрабатывать в сельской глубинке при минимуме условий. И тогда руководству района вообще даже думать ни о чем не надо. Потому что молодых специалистов поселят в те жилые помещения, какие есть, – без комфорта, без удобств, как у нас было при советской системе. И потом, когда этот молодой человек сформируется в высококвалифицированного профессионала, вы его потеряете. Такой подход противопоказан. Нужно прилагать усилия для того, чтобы молодежь сама ехала в глубинку. Молодым специалистам необходимо выплачивать подъемные. Надо подумать над этим совместно с отраслевыми специалистами – в том числе с точки зрения более эффективных способов приобретения и строительства жилья для молодых людей. Наталия Русеева, начальник Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников Сыктывкарского госуниверситета: – Предложение Президента заключать договоры о распределении после окончания учебы со студентами вузов, получившими образование за счет бюджета, позволило бы хотя бы частично решить проблему трудоустройства выпускников. Всем хорошо известно, насколько велик у нас на рынке труда дисбаланс спроса и предложения. В последние годы в центры занятости обращается все больше безработных выпускников, которые не могут найти работу по специальности. Например, из почти 2500 вакансий, поступающих в наш центр еженедельно, лишь 230-270 – для специалистов с высшим образованием, при этом в своем большинстве это заявки на менеджеров и агентов по торговле. Очевидно, что решение этой проблемы невозможно без активного сотрудничества системы профессионального образования с работодателями. Галина Болотова, проректор по учебной работе Коми пединститута: – Система распределения молодых специалистов позволила бы выстроить вертикаль ответственности не только выпускника государственного вуза перед заказчиком – государством, но и государства перед молодым специалистом в плане социальной защиты (предоставление места работы и обеспечение жильем). Если говорить о педагогических кадрах, то можно ввести практику добровольного подписания контракта между студентом и республиканским Министерством образования, согласно которому выпускник обязан после окончания вуза отработать по специальности определенный срок, и в случае, если он не сможет трудоустроиться самостоятельно, государство предоставит ему место по распределению. В этом году на заседаниях по предварительному трудоустройству, традиционно проводимых в Коми пед-институте, более 95 процентов выпускников заявили о желании связать свою трудовую деятельность с полученной в вузе профессией педагога, но многие из них столкнулись с серьезной проблемой – работодатель не в состоянии предоставить им жилье, в том числе и в сельской местности. Владимир Косов, депутат Госсовета РК: – Предложение Президента вернуться к системе распределения я однозначно поддерживаю, но с важной оговоркой: молодые специалисты, приехавшие в глубинку по распределению, должны быть обеспечены жильем и бытовыми услугами. Советская система распределения была просто замечательной. Выпускник вуза должен был отдать дань государству, отработав там, куда направят. Тем самым специалистами обеспечивались самые отдаленные районы, а сам молодой специалист за три года понимал всю важность полученных знаний, ведь медик, работающий на селе, должен быть универсалом и знать практически все. Важно отметить и то, что, отработав положенный срок, из глубинки в большие города возвращались не все. Проработав три года, многие привязывались к месту, обзаводились семьей, хозяйством. И еще очень важно отношение местного населения, ведь хорошего врача, медсестру и фельдшера люди в глубинке просто боготворят. Сейчас инфраструктура разрушена, молодым специалистам не выделяется жилье, у них низкая зарплата. Но мы возвращаемся к практике стимулирования, чтобы закрепить в сельских районах специалистов. У нас в республике молодым врачам выдают по одному миллиону рублей при условии, что они отработают на селе пять лет. Михаил Брагин, председатель Комитета Госсовета РК по социальной политике: – Идея отличная, но единственное, что необходимо посмотреть, по какой схеме это будет происходить. Я бы предложил сделать следующее. Каждому муниципалитету должны выделяться квоты на бюджетные места в вузах по целевому направлению. И, скажем, если кто-то из сыктывкарцев, кировчан или даже москвичей хочет получить то или иное образование, чтобы потом всю жизнь посвятить этому делу, то с ним заключается контракт на пять лет и его отправляют учиться в московский, пермский, архангельский или другой вуз. Самое же главное – чтобы человек не относился к своим функциональным обязанностям халатно, диплом ему следует выдавать только после пяти лет отработки. То есть этот документ может быть аннулирован, если ты не отработаешь и не подтвердишь через два-три года свою квалификацию. |