Общество |
27 апреля 2012 года |
Потерянные платежи/ Почему поставщикам ресурсов не доходят деньги жильцов?
Отопительный сезон завершается, а долги в коммуналке растут как снежный ком. Если не выправить ситуацию во взаиморасчетах, то подготовка к зиме окажется на грани срыва. Судите сами, в 2009 году задолженность потребителей услуг ЖКХ составляла 2,7 миллиарда рублей, в 2010 году этот показатель уменьшился до 2,3 млрд. рублей. В прошлом году долги вновь поползли вверх и достигли 2,65 млрд. рублей. Между тем собираемость квартплаты растет, люди платят по счетам, а поставщики воды, тепла, газа и электроэнергии своих денег не видят. Где же оседают средства, как выстроить прозрачные отношения в цепочке от поставщика до потребителя услуг ЖКХ? Эти вопросы обсудили на прошлой неделе участники Общественного совета по вопросам ЖКХ при Минархстрое РК. Против «крутых перцев» Власти республики работают на опережение, используя в борьбе с должниками целый спектр мер. Налажена работа с ТСЖ, управляющими компаниями и местными властями с привлечением силовиков, коллекторских агентств. С внесением поправок в Жилищный кодекс появились рычаги воздействия на нерадивых льготников, которые тратят субсидии не на квартплату. При наличии задолженности льготы и компенсации на дрова им не выплачивают. Кстати, анализ ситуации показывает, что хроническими неплательщиками являются не пенсионеры или люди, попавшие в форс-мажорные обстоятельства, а состоятельные граждане, которые накапливают долги по 200 и более тысяч рублей. Эту категорию должников председатель сыктывкарского ТСЖ «Коммунистическая, 64» Ирина Сюрвасева охарактеризовала как «крутые перцы», которые не хотят платить и предпочитают, чтобы за ними побегали, уговаривали. По ее словам, лояльное отношение государства к неплательщикам способствует росту их числа. – Обращение в суд о взыскании задолженности не приносит значительных результатов, так как порой приставам нечего взять с должника, – пояснила управдом. – Приходится выстраивать работу индивидуально с каждым, разъяснять нововведения, коммунально воспитывать. С нулевиками или теми, кто устанавливает магниты на счетчики, недостоверно подает сведения о потребленных ресурсах, стараюсь беседовать доброжелательно. Главное – не упустить момент, когда человек переступает грань от просрочки платежа за один месяц и становится систематическим уклонистом от внесения квартплаты. Люди быстро привыкают к статусу должника, понимая, что им все равно ничего не будет… Приходится прибегать и к «постановочным психологическим трюкам», рассказала И.Сюрвасева. К примеру, договорились с приставами, чтобы те нагрянули к должнику во время организованного ТСЖ субботника. Эффект превзошел все ожидания. Унизительный процесс описи имущества при большом скоплении народа заставил соседей-неплательщиков погасить долги. Поквартирный обход Своим опытом борьбы с должниками поделилась директор МУП «Ухтинский водоканал» Елена Щелканова. На ее предприятии создана целая структура по управлению дебиторской задолженностью, в результате чего сборы стали постепенно расти. – Производим обзвон должников, направляем письма-предупреждения злостным неплательщикам, – поведала Е.Щелканова. – Составляем соглашения о рассрочке платежей, выбиваем долги через суд, хотя это длительная и не всегда результативная процедура. Не устанавливаем приборы учета, если есть задолженность свыше двух месяцев. Минуя службу судебных приставов, по соглашению с Пенсионным фондом направляем судебные приказы к взысканию. Эффективность исполнения приказов – 95 процентов. Аналогично можно было бы контактировать по выбиванию квартплаты с работодателями, но, к сожалению, закрепить такую норму не планируется. Обращались в кредитные организации с просьбой при оформлении займов требовать справку об отсутствии задолженности за ЖКУ. Помимо стимулирования к погашению долгов это могло бы способствовать уменьшению рисков невозврата кредитов. Но наша инициатива не была поддержана. Не увенчалась успехом и попытка вернуть давние долги через коллекторские агентства. С этого года сотрудники «Ухтинского водоканала» приняли решение лично обходить квартиры должников. Выяснилось, что 73 процента из них – благополучные семьи, которые, пренебрегая оплатой по счетам, тратят деньги на крупные покупки в кредит, отпуск за границей, ремонт. Социально неблагополучные семьи составляют не более 26 процентов, многие из них даже не знают, куда можно обратиться за субсидией, перерасчетом в связи с нахождением в местах лишения свободы или отъездом на учебу. После обхода 34 процента граждан оплатили все долги или дали гарантию оплаты в ближайшее время. Дебиторка-невидимка Благодаря стараниям заинтересованных сторон долги населения в ряде муниципалитетов медленно, но все же тают. Вместе с тем в Ухте, Усинске, Сосногорске и в Усть-Вымском районе задолженность не только не сокращается, но и планомерно растет. За последний год Вуктыл, Инта и Печора увеличили долг за ЖКУ втрое, Ижемский район – в два раза. Парадоксально, но в тех городах и районах, где уменьшается задолженность жителей, растет долг поставщикам услуг ЖКХ. По данным начальника департамента ЖКХ Минархстроя РК Марины Рудавиной, задолженность Сыктывкара перед газовиками с 2009 года выросла в четыре раза, перед энергетиками – в 6,9 раза. В Ижемском районе долг за электроэнергию увеличился в 45,5 раза, а в Усть-Вымском – в 21 раз, Сысольском – в 16,7 раза, в Койгородском – в 16,6, в Княжпогостском – в 14 раз, а перед газовиками – в 16,9 раза. Возникает логичный вопрос, куда уходят собираемые с населения деньги? По мнению М.Рудавиной, сказывается отсутствие приборов учета в многоквартирных домах. Есть проблемы с владельцами нежилых помещений, имеющими прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями и не оплачивающими расходы на общедомовые нужды. Возникают корректировки, дополнительная финансовая нагрузка ложится на жильцов, что вызывает их справедливое негодование. Навести порядок в этом вопросе по силам поставщикам услуг совместно с управляющими компаниями под контролем местных властей. А вот начальник отдела реализации «Сыктывкарского водоканала» Елена Оботурова считает, что 65 процентов дебиторской задолженности «зависает» в управляющих компаниях. – Отключать должникам подачу тепла и воды мы не можем по закону, – пояснила она. – Вот и бьемся через суды с такими крупными неплательщиками, как «УРЭК», «Октябрьская управляющая компания», «УК Жилвест», ТСЖ «Сысольское шоссе 17/1». Все бы ничего, но по отдельным компаниям начала складываться негативная тенденция накопления долгов и вывод домов под вновь созданные теми же учредителями управляющие организации, заметила Е.Оботурова. В итоге такого рода манипуляций долги перед поставщиками остаются неоплаченными. – В частности, ООО «УРЭК» объявило о банкротстве, вывело дома в ООО «УК УРЭК», зарегистрированное по тому же адресу. Завис долг в 25 миллионов рублей, – раскрыла хитроумные схемы Е.Оботурова. – И это не единичный случай. ООО УК УЖК «Служба заказчика» перевело дома в управляющую компанию «Служба заказчика», оставив неоплаченными 20 миллионов рублей задолженности. При этом обращения в правоохранительные органы, прокуратуру результатов не дали, нарушений в действиях руководства компаний не установлено. Безобразная, по оценке Е.Оботуровой, ситуация сложилась с оплатой за воду в доме №371 по Октябрьскому проспекту. Договор на обслуживание первой очереди этого дома был заключен с ООО «ГЖЭК плюс». А выставляет счета и собирает деньги с жильцов ООО «ГЖЭК». Последний платеж за воду поступил в… ноябре 2010 года. Долг двух подъездов дома превысил 630 тысяч рублей. На второй очереди дома было создано ТСЖ под управлением того же ООО «ГЖЭК плюс». Долг ТСЖ достиг отметки в 431 тысячу рублей. На обращение поставщиков воды было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Обжалование этого решения результатов не принесло. При этом вода расходуется, население платит по счетам, а деньги уходят в неизвестном направлении. В дополнение управляющий директор «Комиэнергосбыта» Светлана Сысоева обратила внимание на то, что вопреки законодательству управляющие компании с учетом нормативов и количества проживающих зачастую предъявляют гораздо большие объемы потребления, нежели можно распределить гражданам внутри дома. Ставят ресурсникам палки в колеса и экономически необоснованные тарифы, тянущие за собой выпадающие доходы. Без посредников У поставщиков услуг терпение не безгранично. Долг предприятиям ТЭК уже перевалил за миллиард рублей. Поэтому в прошлом году в ходе подготовки к зиме в республике было отключено от электроснабжения 180 котельных. По словам первого заместителя столичного мэра Магомеда Османова, долги перед ресурсниками накапливаются на уровне управляющих компаний. Долги прошлых лет взыскать практически невозможно. При этом долгов перед обслуживающими их жилфонд организациями у управляющих компаний нет. Более того, деньги поступают авансом. – Когда на счет управляющей компании «падает» миллион рублей, из которых 600 тысяч – средства ресурсных организаций, а остальные деньги – это жилищные платежи, то аппетиты управдомов возрастают, – пояснил он. – Поэтому с сентября прошлого года средства управляющих компаний и ТСЖ, которые обслуживаются через расчетный центр Сыктывкара, распределяются ресурсникам напрямую, без распорядительных писем управляющих компаний. На мой взгляд, пока поставщики ресурсов не выйдут на прямые договоры с потребителями, порочная практика недополучения причитающихся поставщикам средств продолжится. Поставщики ресурсов готовы выходить на прямые договоры с потребителями. К примеру, у «Сыктывкарского водоканала» отлажена система прямых оплат с населением частного сектора столицы Коми. Собираемость при этом составляет 95-98 процентов! Между тем переход на прямые расчеты с жильцами больших многоквартирных домов сопряжен с рядом проблем, так как жильцы порой не могут самоорганизоваться и большинством голосов выразить свое согласие платить за услугу напрямую. Вместе с тем энергосбытовики готовы активно развивать эту схему расчетов за электроэнергию, выстраивать с управляющими компаниями корректную модель распределения платы за места общего пользования. Но на деле получается, что счета-квитанции людям приходят вроде бы от «Коми энергосбытовой компании», а реально платежи поступают посреднику в лице управляющей организации. – И все же работать напрямую эффективнее, несмотря на то что обслуживание населения – недешевое удовольствие, – отметила С.Сысоева. Управляющие компании не хотят терять денежные потоки, идут в конкурентной борьбе за клиента на нарушения. К примеру, в Сосногорске управляющие компании препятствуют установке счетчиков во внутридомовых сетях. – У жильца просрочен счетчик, он находит через интернет или у нас счетчик подешевле, – пояснила С.Сысоева. – А управляющие компании отказываются его ставить, настаивая на покупке их счетчика. Возлагают ресурсники надежды и на так называемое расщепление платежей на уровне банков, которое должно заработать уже с 1 сентября этого года и усложнит жизнь недобросовестным управляющим компаниям. Также поставщики ресурсов ратуют за установку «неподъемных» нормативов потребления ресурсов, которые будут выше фактического их расхода, чтобы заинтересовать жильцов (особенно в бывших общежитиях) обзаводиться приборами учета. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. |