Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
2 декабря 2011 года

Родная кровь

/ Почему житель Нью-Йорка Адам Гелл добавил себе коми фамилию - Турубанов?


На мемориальном кладбище в деревне Карманово под Смоленском Адам Гелл отыскал фамилию деда - Николая Турубанова.

Лидия Сенькина и Николай Турубанов в 1941 году во время короткой встречи в Свердловске.

Все, что осталось от военных писем Николая Турубанова...

Антонину Меньшенину история этой семьи потрясла до глубины души...

Ноэль и Лидия Галицки-Гелл, их сын Альберт с супругой Арлен. США. 90-е годы.

События реальной жизни гораздо интереснее и ошеломительнее любых выдуманных сюжетов. Добропорядочный американец Адам Гелл, можно сказать, случайно узнал, что предки его бабушки – из России, а прадед погиб в Великую Отечественную войну. Поиск сведений о своих корнях привел Адама минувшим летом в Республику Коми. Встречи и открытия на далекой северной земле так впечатлили американца, что по возвращении в Нью-Йорк он даже видоизменил свою фамилию, прибавив к ней фамилию коми предков. Теперь он подписывается Гелл-Турубанов.

 

Погиб под Смоленском

Эту удивительную историю нам рассказала Антонина Меньшенина. Десятки лет Антонина Васильевна отдала сельскому хозяйству, а выйдя на пенсию, стала работать библиотекарем в школе села Межадор Сысольского района. Одновременно увлеклась краеведением, приохотив к своим исследованиям и учащихся. Достойного изучения оказалось немало как в селе, так и в здешней школе. К примеру, Антонина Васильевна выяснила, что на фронтах Великой Отечественной войны воевал 21 учитель из Межадорской школы. Возвратились домой живыми лишь семеро. Стала собирать материалы о 14 погибших преподавателях.

Много теплых слов и воспоминаний удалось записать об одном из них, учителе Николае Викентье-виче Турубанове. Уроженец деревни Гурган (сейчас этот населенный пункт находится на территории Койгородского района) до войны окончил педтехникум в Сыктывкаре. По распределению попал сначала в Вотчу, потом в Межадор. Высокий, красивый, статный, он и невесту здесь нашел себе под стать. Лидия Сенькина, тоже местная, вотчинская, после медтехникума была направлена работать в Межадор фельдшером. Многие старожилы, вспоминая Николая и Лидию, не преминули заметить, что до войны это была самая красивая пара в многолюдном селе.

В 1938 году молодые сыграли свадьбу. Родился сын, которого назвали Альберт. Казалось, ничто не может нарушить семейного счастья. Но грянула война...

Николая Турубанова уже вскоре после начала войны мобилизовали на фронт. Направили на курсы политруков в Свердловск. Здесь, в уральском городе, мужа навестила Лидия. А в феврале 1942 года она получила похоронку. Николай Турубанов погиб смертью храбрых под Смоленском и был похоронен с почестями в деревне Карманово.

На убитую горем Лидию Турубанову легли заботы о сынишке, много сил требовала работа в школе, которую то и дело прерывали колхозная страда да лесосплав.

 

Затерявшийся польский след

В Межадор, как и в другие коми села, в начале войны привезли поляков с приграничных территорий СССР. Сорванным в одночасье с родных мест, им на севере требовалось отбыть повинность незнаемо за какие прегрешения. Раздетые, разутые, не державшие до этих пор в руках ни пил, ни топоров, они вызывали жалость у местных жителей, которые чем могли поддерживали поляков. Но голод и эпидемии нещадно косили ряды вынужденных переселенцев.

Одному из них, еврею польского происхождения Ноэлю Галицки, если так можно выразиться, повезло. Несмотря на все лишения, он остался жив. В 1944 году советское правительство всем полякам разрешило возвратиться на родину. Ноэль Галицки к тому времени успел познакомиться с Лидией Турубановой и ее сыном. И в Польшу они отправились вместе, как одна семья.

На этом следы вдовы фронтовика Николая Турубанова терялись. Что стало с ней, ее сыном, как сложилась их жизнь в Польше, да и вообще, доехали ли они туда? На все эти вопросы краевед из Межадора Антонина Меньшенина получить ответы уже не надеялась. Но прошло совсем немного времени, как прямо на центральной улице своего села она встретилась... с внуком Лидии Турубановой. Но больше всего женщину поразило то, что потомок коми семьи – американец. Его звали Адам Гелл.

 

Американский внук

Антонина Меньшенина в мельчайших деталях запомнила этот день. Шестого июля в Межадоре отмечали 425-летие села. Антонина Васильевна проводила экскурсию по памятным местам Межадора. Гостей было много, но она каким-то шестым ли, седьмым ли чувством из массы людей выделила группу, как-то по-особому приглядывавшуюся к старым сельским домам. Подошла, спросила, что привело их сюда. «Думала, что ослышалась, когда узнала, что передо мной внук того самого Николая Турубанова, семейную историю которого я и пытаюсь воссоздать», – рассказывает краевед.

Адам Гелл с супругой Пегги, как оказалось, ненадолго заехали в Межадор по дороге в Койгородок, где их ожидала большая родня. Стоит сразу же заметить, что родной брат Николая Викентьевича Турубанова, Яков, был удостоен звания Героя Социалистического Труда, в Койгородском районе проживают его дети, внуки. На обратном пути, как и обещали, американцы вновь заехали в Межадор, Антонина Васильевна Меньшенина провела гостей по местам, связанным с жизнью деда и бабушки. Посетили мемориал в центре села, где выбита фамилия и учителя Николая Турубанова. Расспросам не было конца. Самым же трогательным моментом стало то, когда американец под знаменитую коми песню «Шондiбан», раскинув руки, пустился в пляс. А пораженные этим зрелищем старые женщины только и повторяли: «Как же похож на деда!»

Галицки становятся Геллами

После отъезда американцев А.Меньшенина наладила с Адамом Геллом электронную переписку, которая и позволила узнать много нового в истории его семьи.

В далеком 1944 году из Межадора путь семьи Галицки – Ноэля, Лидии и ее сына Альберта – сначала пролег в Краснодарский край. Отсюда составы с поляками направились уже в освобожденную от фашистов Польшу. Но здесь Галицки задержались всего на несколько месяцев. Затем очутились в лагере для перемещенных лиц в немецком городе Ульм, где прожили три года. В это время в семье уже росли два сына, у Альберта появился брат Пол.

В 1951 году семья Галицки села на океанский лайнер, который через 11 дней причалил к берегам Нового Света. В Америке семья обосновалась в Нью-Йорке, в Бруклине. Глава семьи нашел работу на фабрике одежды. А Лидия с этого времени зарекомендовала себя отличной портнихой.

В Америке семья поменяла фамилию, Галицки стали Геллами. Жизнь протекала так же, как у всех, со своими радостями и потерями. В расцвете лет ушел из жизни Пол Гелл. Альберт в 19 лет нашел хорошую работу клерка на Уолл-Стрит, вскоре женился на американке. Двоих детей – Адама и Лори – в доамериканскую жизнь не посвящал. Да и помнил из нее немного. «Я считал, что после гибели моего отца Николая двери к моему происхождению для моих детей и пяти внуков стали закрыты наглухо», – признался Альберт Гелл в одном из электронных писем в Межадор.

 

Дневник на незнакомом языке

Ноэль Гелл ушел из жизни в 1998 году. А в 2001 году не стало и его жены Лидии. После этого случайно в руки их внука Адама, школьного учителя физкультуры, и попал дневник бабушки, написанный на непонятном языке. Это был какой-то диковинный язык, не похожий ни на один из европейских и даже не русский. Пришедший в замешательство от находки молодой мужчина подступил с расспросами к отцу. Тогда и узнал, что бабушкин дневник написан на языке коми. И что его предки происходят с севера России.

Если бы на дворе стояли другие времена, то ошеломившая молодого американца находка, быть может, так бы и не обернулась новыми открытиями. На его счастье, настала эра электронных коммуникаций, которая помогла сократить расстояние и «смести» границы. Адам Гелл принялся налаживать контакты с неведомым Коми краем. Выложил в интернете снимки деда, переданные отцом, другие фотокарточки из семейного архива. Сначал ошибочно искал родину деда в городе Курган, так как это название созвучно с названием коми деревни Гурган. Долгая дорога проб, ошибок, поиска в конце концов вывела к искомым координатам. В прошлом году письмо американца появилось на сайте Койгородского района. Увидев это письмо, сотрудники администрации района тут же разыскали родственников Гелла – койгородских Турубановых. Их удивлению не было предела...

 

Пробудившееся прошлое

Адам Гелл навестил не только Коми край, он побывал и на Смоленщине, где на мемориале советским солдатам, установленном в деревне Карманово, нашел фамилию деда. Повторил и почти весь маршрут, когда-то приведший его родных из Коми через Краснодарский край, Польшу и Германию в Америку. Благодаря Адаму стало известно, что Ноэль и Лидия дважды в качестве туристов навестили СССР, к ним на встречу в Краснодар и Ленинград приезжали сестры Лидии. Но оба раза супруги находились под «колпаком» бдительных органов. Это не случайно. Семья Сенькиных в 30-е годы была раскулачена, их дом в селе Вотча конфисковали, родные переехали в Сыктывкар. Эмиграция в Америку одного из членов раскулаченной семьи снова аукнулась на близких лишениями, потерей работы. Еще раз испытывать свою семью Лидия не решилась, доверяя тоску по далекой родине лишь своему дневнику.

«Я благодарен судьбе, которая дала мне возможность увидеть эти невероятные места, эту часть моей истории, которая, как я думал, никогда не отыщется. Прошлое, пробудившееся во мне, делает меня гордым моим происхождением. Я счастлив быть в родстве со столь сильными и добрыми людьми», – написал в одном из недавних писем в Межадор Адам Гелл.

А к своей американской фамилии Адам прибавил и коми – Турубанов.

Анна СИВКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №220 (4617) - 2 декабря 2011 года

Законопроект о "детях войны" обсудили общественники / Будет ли он поддержан на федеральном уровне?

Автопробег финиширует в воскресенье

Новая линия связи соединила Нарьян-Мар и Усть-Цильму

Технопарк на базе вуза / СЛИ открыл новую инновационную лабораторию

Двухэтажный кошкин дом передают защитникам бродячих животных столичные власти

Временные знаки на заснеженных улицах

"Скорая помощь" для огнеборцев и лесников / В Корткеросе открылась первая в регионе пожарно-химическая станция

Участок под застройку - бесплатно / Кто может на него претендовать и как им распорядиться?

 №219 (4616) - 1 декабря 2011 года

Дом на Коммунистической, площадка на Пионерской

Княжпогостцы оценили перспективы района / Еще бы телефоны работали, да радио не умолкало...

"Говорящий" принтер для слепых читателей появился в республиканской библиотеке для незрячих имени Брайля

Верьте в удачу, и вам повезет! / Победители мартовской акции вновь рассчитывают на победу в конкурсе

С Президентом в кабинете музыки / Дмитрий Медведев ответил на вопросы журналистов Северо-Запада

На северных рубежах / Воркутинскому таможенному посту - 20 лет

 №218 (4615) - 30 ноября 2011 года

Проголосовали досрочно

Корректировки для управдомов пообещало применить руководство столицы за неубранный снег

Начали за здравие, продолжили - за упокой / Специфический поворот в транспортной проблеме озвучили жители Интинского района

Награды за качество получили лучшие предприятия республики

В Кажыме планируют построить новую школу

В Куратово появилась улица Спасателей

Змей Горыныч в шапке-ушанке и печка из Белкомурья / В республике началась подготовка к Новому году

Одних спасет, других погубит / "Антиалкогольный законопроект" вызвал противоречивую оценку общественников

"Домашний Интернет" будет доступен жителям Коми / "Ростелеком" представил новый федеральный продукт

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 220 (4617)
2 декабря 2011 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»