Общество |
12 февраля 2010 года |
"Кандагар" Альберта Круглова/ В середине 90-х сыктывкарцы угнали самолет из Судана и ушли от афганских истребителей
Альберт Круглов в конце 80-х годов прошлого века. Африка и Афганистан еще были впереди... Фото из архива "МС".
На экраны страны вышел фильм «Кандагар». Благодаря навязчивой рекламе сюжет его известен каждому, кто хоть изредка включает телевизор. 1995 год. Афганистан. Российский грузовой самолет принудительно посажен на аэродроме в Кандагаре. Пятеро российских летчиков захвачены фанатиками-талибами. Больше года русским предстоит прожить в плену. Единственный шанс вернуться домой – угнать свой самолет... Кинокритики уже с пафосом называют персонажей фильма новыми героями новой России. В таком случае сыктывкарец Альберт Круглов, известный многим как народный депутат СССР, – дважды герой. Возглавляя экипаж АН-12, он не только угнал свой самолет из плена в Судане, но и сумел в том же Кандагаре (не киношном, а настоящем) избежать ловушки, в которую попали прототипы героев фильма. Африканские страсти Нынешний финансовый кризис даже и сравнить нельзя с памятными многим девяностыми годами прошлого века. Развал Советского Союза, пустые полки магазинов, политический и экономический хаос, многомесячные задержки зарплаты. В таких условиях люди не жили, а выживали, соглашаясь на любую работу, за которую платили деньги. Понятно, что не от хорошей жизни отправлялись наши летчики на работу в Африку. За перевозку грузов на Черном континенте платили немыслимые в те времена для законопослушного россиянина деньги – по тысяче долларов в месяц. Это сейчас Альберт Тимофеевич понимает, что получали они сущие гроши за адский труд в нечеловеческих условиях. А тогда русские летчики считали большой удачей поработать за границей, даже в нищих странах третьего мира. Наши люди, закаленные в родной стране трудностями, выдерживали то, что, казалось бы, и выдержать невозможно. Привыкали к пятидесятиградусной жаре в тени, москитам, змеям и прочей малоприятной местной живности, к антисанитарии и работе «от зари и до зари». Свыкнуться с постоянной опасностью было сложнее. В истерзанной междуусобной войной Анголе экипаж Альберта Круглова работал под эгидой ООН – возили в основном продукты. Впрочем, исключительно мирная миссия наших летчиков не служила защитой от военных действий. На земле «ооновцам» старались обеспечить сносные условия и охрану. А в воздухе приходилось туго. Африканские вояки зачастую не разбирались, что за самолет летит – просто палили по нему из всего имеющегося оружия. Стреляли в Анголе вообще часто – по поводу и без. Хорошо, что меткостью африканские стрелки не отличались. Или просто везло экипажу Круглова – смерть каждый раз проходила мимо. Увы, такой удачей могли похвастаться не все русские летчики. Многим из них не довелось вернуться домой. Но экипаж Альберта Круглова благополучно вернулся из Африки в Сыктывкар. А в 1993 году появилась возможность вновь отправиться в загранкомандировку – в Судан, на три месяца. Вылетали в сентябре, а к Новому году планировали вернуться домой – с деньгами. Сыктывкарское авиапредприятие подписало контракт с компанией «Нордик аэро лтд.» на аренду самолета АН-12 вместе с экипажем и инженерно-техническим составом. Естественно, в контракте оговаривалось, что самолет является собственностью Сыктывкарского авиапредприятия и ни при каких условиях не может быть объявлен собственностью арендатора, то есть компании «Нордик аэро лтд.», которая также не вправе передавать свои права, обязательства и воздушное судно никаким другим организациям или частным лицам. Но это на словах, а на деле вышло совсем иначе… «Руссо туристо» Хотя работать нашим летчикам предстояло в Судане, представитель фирмы «Нордик аэро» Курт Лаксен отправил самолет… на Кипр. Средиземноморский остров тогда еще не был популярным местом отдыха россиян, поэтому экипаж Альберта Круглова оказался едва ли не первой группой «русских туристов». Курт Лаксен заселил экипаж в хорошую гостиницу и, кажется, забыл о существовании летчиков. Десять дней сыктывкарцы купались в Средиземном море, загорали и отдыхали, наслаждаясь всеми прелестями курортной жизни. Одно удивляло: летели работать, а тут просто в сказку попали. Русские летчики не знали, что, пока они плескались в теплом море, их самолет перепродали. На сказочном острове Кипр происходили поистине фантастические события. Курт Лаксен сбыл не принадлежавший ему российский самолет АН-12 за 250 тысяч долларов суданской фирме «Сатик интернейшнл авиэйшн», которую представлял некий доктор Хусейн Малик. Впрочем, на Кипре подобные сделки благодаря особенностям местного законодательства были делом вполне обычным, потому остров и пользовался популярностью у разного рода мошенников. Помощи не будет Затем самолет перегнали в Судан. Там сыктывкарцам сообщили, что работать они будут под руководством доктора Малика. Из Хартума, столицы Судана, самолет переправили в небольшой городок Эль-Обейд. Свои обязанности русские летчики выполняли добросовестно. А вот представитель работодателя пытался на них сэкономить – дошло до того, что сыктывкарцам перестали выдавать деньги на питание. Зарплату просто не платили. Тогда командир корабля поставил вопрос о расторжении контракта. Тут-то доктор Малик и сообщил, что самолет уже давно продан. И предложил заключить новый контракт. Альберт Круглов, неприятно удивленный поворотом событий, сказал, что даст ответ только после переговоров с Сыктывкаром. Воспользовавшись случаем, русский летчик съездил в представительство Аэрофлота – посоветоваться. Там ему заявили, что суетиться теперь бессмысленно: самолет зарегистрирован в каком-то департаменте Судана, и из страны его не выпустят. Альберт Круглов обратился за помощью к российскому консулу. Но тот ответил, что ничем помочь не может, поскольку не собирается устраивать дипломатический скандал. И признался, что захват российских самолетов здесь буквально поставлен на поток – хорошо отработанная схема действует без сбоев. Сам он уже полгода посылал в Москву телеграммы с просьбами не направлять в Судан наши самолеты. Однако в Первопрестольной его просьбы почему-то игнорировали. В общем, командир корабля понял, что в чужой стране россияне должны рассчитывать только на себя. Он категорически отказался подписывать контракт с фирмой «Сатик». Тогда доктор Малик пригрозил, что русских выкинут из гостиницы – пусть, мол, берут билет на самолет и отправляются домой. А какой билет, если денег в кармане – ни цента?! Круглов прикинул: ну, выселят их из гостиницы – и что делать? Милостыню просить? Так в Судане своих нищих полным-полно. Поэтому пришлось пойти на компромисс. Притворился, что готов работать на «Сатик». Впрочем, доктор Малик тоже слегка лукавил: ему невыгодно было избавляться от русского экипажа. Где в Судане искать хороших пилотов? В египетскую тьму Экипаж Альберта Круглова ставил перед собой только одну цель – вернуться домой. И способ им виделся только один – угнать свой же самолет, перелететь через границу в любую страну, а оттуда махнуть в Россию. План побега обсуждали в российском посольстве вчетвером: посол, консул, военный атташе и Круглов. Дипломаты пытались отговорить пилота от решительных действий – мол, побег сорвется, самолет собьют в воздухе, будет международный скандал. Но все же посоветовали: решитесь бежать, направляйтесь в Египет. Среди граничащих с Суданом государств лишь Египет тогда поддерживал более-менее дружественные отношения с Россией и не выдал бы наших летчиков и самолет, если бы суданский «владелец» потребовал их вернуть. И однажды поздно вечером наши летчики действительно угнали с аэродрома в Хартуме свой самолет. Нельзя сказать, что суданцы ослабили бдительность: они просто не верили, что русские рискнуть взлететь – ведь топлива в АН-12 было максимум на два часа полета. Это обстоятельство тревожило и экипаж – до аэропорта Каира с таким количеством горючего не дотянуть. Топлива хватало до Абу-Симбела, но там аэропорт работал только днем, а тут ночь и буквально тьма египетская. Но снова произошло чудо. Летчики запросили экстренную посадку в Луксоре – якобы из-за поломки двигателя. Каир посадку разрешил, «подняли» аэропорт Луксора, и на посадочной полосе зажглись огни. Две сверкающие полосы, возникшие в чернильной мгле египетской ночи, показались нашим летчикам дорогой жизни… А потом было возвращение домой, где сыктывкарских пилотов никто не встречал как героев. Напротив, начались долгие разборки – кто, где, как, почему? Атака истребителей А в 1995 году экипаж под руководством Альберта Круглова на АН-12 доставлял груз в Джелалабад (Афганистан). Когда пролетали над Кандагаром, с летчиками связался диспетчер местного аэропорта и приказал посадить самолет. Мотивировал это тем, что у пилотов нет разрешения на полет над Кандагаром. Никакого специального разрешения, естественно, не требовалось, да и вообще оно, похоже, было местной выдумкой, поэтому Альберт Круглов порекомендовал афганцам связаться с Кабулом и решить этот вопрос со столичными коллегами. «Тогда мы будем сбивать самолет!» – откликнулась служба аэропорта. «Шутят», – подумали летчики. Но в воздух поднялись афганские истребители. Они зажали АН-12 с двух сторон. Летели крыло в крыло, так близко, что видны были лица пилотов-афганцев. Наконец один из истребителей зашел вперед, помахал крыльями и отвернул в сторону. На своеобразном воздушном языке это означало: «Следуй за мной!» «Следуйте в Кандагар!» – продублировал приказ диспетчер. Перед русскими летчиками стоял нелегкий выбор. Если сесть в Кандагаре, то как потом выбираться? Еще слишком памятен был плен в Судане. Лететь дальше своим курсом? Так ведь собьют – талибам никакие международные законы не писаны. Словно подтверждая это, один из афганских истребителей пошел наперерез АН-12. Этот сигнал трактовался однозначно: «Буду сбивать!» Вообще, жители Кандагара часто промышляли воздушным пиратством. Талибы захватывали самолеты, отнимали грузы, требовали выкуп за экипажи. Дрогнули бы в тот момент сыктывкарцы, приземлились бы – и сидеть бы им в плену еще и в Афганистане. Но наши летчики отказались подчиниться требованиям пиратов. Альберт Круглов до сих пор не знает, что же тогда их спасло. Не исключено, что талибы и не собирались сбивать АН-12. Ведь афганцам нужны были и самолет, и груз, а не бесполезные обломки. Вот и пытались пираты взять наших пилотов на испуг – авось русские поддадутся на провокацию и сядут. Во всяком случае, выстрелов так и не последовало. Истребители отстали, а АН-12 продолжил свой путь… В свое время Альберт Тимофеевич вел дневник – записывал свои впечатления о «загранкомандировках». В этом потрепанном блокноте хватит сюжетов не на один блокбастер. Так что свой «Кандагар» был, вероятно, в жизни каждого российского летчика, работавшего в горячих точках земного шара. И новые герои новой России, которыми мы восхищаемся на экране, живут рядом с нами. Людмила ВЛАСОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |