Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
У прилавка
12 февраля 2010 года

За нарушения при выдаче кредитов

/ Роспотребнадзор привлек к ответственности три банка в республике

В прошлом году Управлением Роспотребнадзора по РК в плановом порядке проведены проверки деятельности трех банков (одного регионального – ОАО Коми региональный банк «Ухтабанк» и двух филиалов банков – ВТБ 24 (ЗАО) и Сбербанк России (ОАО), оказывающих услуги кредитования в РК) на предмет соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей.

По итогам проверок «Ухтабанк» был привлечен к административной ответственности за нарушение требований Закона «О защите прав потребителей», в том числе за отсутствие в договорах информации о полной сумме кредита, подлежащей выплате, и точного графика погашения, а также за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, а именно: взимание комиссии за предоставление кредита, изменение в одностороннем порядке процентной ставки, требование от заемщиков заключать договоры страхования (при этом выбор страховой компании заемщики обязательно должны были согласовать с банком), требование досрочного погашения займа в случаях, не установленных законом.

Постановления управления «Ухтабанк» обжаловал, но суд отказал банку в удовлетворении его требований и тем самым признал законность и обоснованность привлечения исполнителей финансовых услуг к ответственности за несоблюдение законодательства о защите прав потребителей. Более того, арбитражный суд обязал «Ухтабанк» устранить нарушения прав заемщиков, выявленные в ходе плановой проверки.

Позиция управления была подтверждена и в суде общей юрисдикции. Ухтинский городской суд удовлетворил иск управления Роспотребнадзора с требованиями признать противоправными действия «Ухтабанка» в отношении неопределенного круга потребителей и обязал банк прекратить включать дискриминационные для заемщиков условия в договоры.

В настоящее время в различных инстанциях арбитража находятся дела, по которым Сбербанк и ВТБ-24 пытаются обжаловать постановления Управления Роспотребнадзора по РК о привлечении их к административной ответственности за нарушения прав потребителей при заключении кредитных договоров.

Так, при проверке кредитного договора, заключенного банком ВТБ-24, были выявлены условия, ущемляющие права потребителя. Это взимание комиссии за предоставление кредита и за досрочное погашение кредита, право банка изменять в одностороннем порядке размер процентной ставки по кредиту, право досрочно взыскать кредит в случаях, не предусмотренных законом, ограничение права заемщика на досрочное погашение кредита с установлением трехмесячного моратория, а также ограничение права клиентов по выбору подсудности.

В конце прошлого года Арбитражный суд Москвы подтвердил обоснованность претензий Управления Роспотребнадзора по РК и к Коми отделению Сбербанка России.

Самым убедительным доводом правоты Роспотребнадзора явилось вынесенное 17 ноября 2009 года постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, подтвердившее правомерность постановления Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю о привлечении к административной ответственности ОАО «Акционерный коммерческий банк Сберегательный банк РФ» за нарушение требований законодательства о защите прав потребителей, выразившееся во взимании незаконных платежей при заключении и исполнении кредитных договоров.

Благодаря активной деятельности управлений Роспотребнадзора в субъектах РФ была сформирована соответствующая судебная практика, и банковское сообщество в конечном итоге признало полномочия Роспотребнадзора по надзору за соблюдением прав потребителей при оказании финансовых услуг. Значительно сократились случаи рассылки банковских карт по почте.

Сотрудники республиканского управления широко информировали потребителей о правовых аспектах законодательного регулирования отношений в сфере потребительского кредитования, в том числе в СМИ, на сайте управления, во время телефонной «горячей линии», а также консультируя граждан в общественной приемной управления. Однако люди по-прежнему обращаются с жалобами на банки, которые начисляют несоразмерно большие штрафы за просрочку погашения кредита, предоставляют непонятную потребителям информацию при покупке товара в кредит. По всем обращениям граждан специалисты управления дают разъяснения и принимают соответствующие меры.

Ольга АКУЛОВА,

начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РК.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №21 (4178) - 12 февраля 2010 года

Коробка для обуви - больше чем коробка

А королева-то голая!

Торгуешь ворованным - отвечай

Утром деньги, вечером - исчез...

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 21 (4178)
12 февраля 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»