Общество |
29 мая 2014 года |
Тайна царского кубка/ В загадочной судьбе хранившегося в Усть-Сысольске именного подарка императора Петра I до сих пор не поставлена точка..
В загадочной судьбе хранившегося в Усть-Сысольске именного подарка императора Петра I до сих пор не поставлена точка... До сих пор краеведы и искусствоведы пытаются разгадать тайну, связанную с жалованным кубком Петра I, находившимся когда-то в ризнице усть-сысольского Троицкого собора, а затем в краеведческом музее. Загадочно как появление в захолустном городе подарка императора-преобразователя, так и его исчезновение в 20-е годы прошлого столетия. Сегодняшняя публикация о перипетиях этой истории носит не только познавательный характер, но и преследует еще одну цель: с помощью читателей газеты попытаться выяснить судьбу бесследно исчезнувшей царской реликвии... Государева милость Сразу следует подчеркнуть, что речь идет об уникальной реликвии, издавна привлекавшей к себе внимание многих историков, коллекционеров, антикваров. Кубок был пожалован лальскому купцу гостиной сотни Ивану Прокопьеву сыну Савватееву царем Петром I. Купец из соседнего с Коми краем города Лальска царский подарок получил, как говорится, по праву. Он трижды – в 1698-1699, 1702 и 1710-1711 годах – совершал длительные походы в Китай в составе российских торговых караванов. А в 1702 году Савватеев был назначен руководителем так называемого государственного каравана в Китай, в состав которого входили 400 человек, а сумма товаров превышала 223 тысячи рублей – немалые по тем временам деньги. Этот поход стал примечателен еще тем, что навсегда изменил направление движения торговых караванов в Китай. Если до этого торговые пути из России пролегали по занимавшему много месяцев маршруту через Нерчинск, Маньчжурию, Цицикар и Пекин, то отныне благодаря находчивости Савватеева была опробована более короткая дорога – по Монголии через Селенгинск. Она же оказалась самой удобной. Из трех путешествий лальского купца самым удачным было последнее, когда чистая прибыль от торговых операций достигла 223550 рублей, что составляло 1/14 часть государственных доходов России за весь 1711 год. За такой успех Ивану Савватееву Петр I пожаловал золоченый ковш работы московских мастеров, который триста лет спустя, в 2012 году, выставлялся в Государственном историческом музее в Москве на вернисаже с символичным названием «Золото. Металл богов и царь металлов». Царскими милостями лальский купец был облагодетельствован и после второго похода в Китай в 1702-1703 годах. Ивану Савватееву тогда были подарены соболя, дорогие ткани, деньги. Тогда же он получил от Петра I жалованный сребропозлащенный кубок с гербом Российского государства на крышке и вычеканенной по краям кубка пространной надписью: «Божией милостию Великий Государь царь и великий князь Петр Алексеевич и всея великия и малыя и белые России самодержец пожаловал сим кубком весом в 3 ф. Китайского отпуска купчину гостиной сотни Ивана Прокопьева сына Савватеева, за многорадетельную его службу, что он учинил в нашу Великого Государя казну в покупке и продаже товаров прибыли 53796. Дана Москве из Сибирского приказу лета от Р.Х. X 1706 июля в 9». Что представлял собой этот царский дар? До XVII века на Руси бытовали кубки преимущественно иностранной работы, привозимые из Европы купцами и иностранными гостями в качестве подарков или дипломатических даров. В России подобные сосуды собственного производства стали появляться со второй половины XVII века. Форма кубков была разнообразной: они изготовлялись в виде стакана, колокола, братины, напоминали плоды – тыкву, кисть винограда... Оригинальны были и стояки кубков. Они имели форму человеческой фигурки, дерева, обвитого ветвями... Почти всегда жалованные сосуды имели крышку и увенчивались изображением двуглавого орла. Отсюда пошло название «кубок большого орла». На упоминавшейся уже выставке в Государственном историческом музее демонстрировался подобный позлащенный кубок, пожалованный Петром I посадскому человеку из Великого Устюга Силе Агафонову за успешный сбор таможенных налогов. Вероятно, подобным же образом выглядел и «кубок большого орла», подаренный Ивану Савватееву. Мечта антиквара Как этот царский дар очутился в Усть-Сысольске? Существует предположение, что он был вложен в ризницу здешнего Троицкого собора Катериной Колеговой, урожденной Савватеевой, вышедшей замуж за усть-сысольского купца Павла Колегова. Богатые дары в соборы и церкви раньше делались повсеместно. Примечательно, что в 1838 году она же пожертвовала в городскую библиотеку Усть-Сысольска старинный рукописный хронограф, о чем сообщал летописец Троицкого собора. Составитель летописи и подтвердил, что эта женщина – родственница того самого Савватеева, чей кубок хранится в здешней ризнице. Кубок же сей, по мнению составлявшего летопись священнослужителя, в последнее время стал очень привлекательным предметом для российских антикваров. Мол, его оценивают в шесть тысяч рублей, и уже были попытки этой реликвией завладеть. С этого упоминания и ведет начало почти детективная история, центром которой стал хранившийся в захолустном Усть-Сысольске раритет. Вероятно, попытки купить или приобрести «кубок большого орла» предпринимались уже и во второй половине XIX века. Однако первое достоверное известие о таком интересе датировано началом ХХ века. В петербургской газете «Новое время» за 27 января 1913 года под рубрикой «Происшествия» была опубликована небольшая заметка. Она сообщала, что художник и коллекционер, антиквар Сергей Александрович Голяшкин решил приобрести кубок Петровской эпохи, хранящийся в одном из храмов г.Усть-Сысольска. Сделать это он поручил крестьянину Н.Егорову, вручив ему 200 рублей. Поверенный питерского антиквара поехал в Коми край и вскоре телеграфировал, что для приобретения предмета ему необходимы еще 1400 рублей. Голяшкин немедленно исполнил просьбу. Но его протеже как будто в воду канул. Лишь месяц спустя антиквар узнал, что снабженный деньгами посредник уже давно в Петербурге, но от него скрывается. Тогда же, уверенный в том, что Егоров намеревается присвоить исторический кубок, Голяшкин просил полицию отобрать раритет. Но как выяснилось, царский кубок Егоров не приобрел, а деньги же, отпущенные ему на это Голяшкиным, просто-напросто растратил. Любопытно, что опосредованная связь художника-антиквара С.Голяшкина с Коми краем одним приобретением кубка Петра I, как выяснилось, не ограничивается. Вполне вероятно, что Сергей Александрович состоял в родстве (не отец ли?) с Александром Николаевичем Голяшкиным, юристом, коммерсантом, одним из учредителей Волжско-Камского банка – крупнейшего до 1917 года коммерческого банка в России. Помимо прочего, коммерсант и банкир являлся членом Общества любителей художеств. А его брат Сергей Николаевич был коллекционером произведений русской и иностранной живописи. (Не от него ли передалась страсть к собирательству племяннику и тезке Сергею Голяшкину?) Известный русский живописец В.Шервуд написал портрет супруги С.Голяшкина, который до революции принадлежал московскому коллекционеру И.Цветкову. А в 1928 году, как говорится, волею судеб этот портрет мадам Голяшкиной очутился в Усть-Сысольске. В числе произведений изобразительного искусства из национализированных усадеб и особняков он покинул привычную обстановку и стал «служить народу» – вошел в собрание краеведческого музея Коми области. След простыл... Возвратимся, однако, к нашей истории. С 1913 года царский кубок из ризницы Троицкого собора на некоторое время оставили в покое. Во всяком случае, письменных упоминаний о нем до 1919 года встретить не удалось. А после революции раритет вновь привлек к себе пристальное внимание. На этот раз он стал объектом притязаний большевистской власти: ведь все церковные ценности должны были быть реквизированы и переданы государству. Сохранилась опись имущества Троицкого собора, составленная в 1919 году заведующим подотделом по охране памятников искусства и старины А.В.Холоповым, в которой в числе прочих ценностей упоминается и царский кубок. Следует заметить, что интеллигенция Усть-Сысольска в меру сил и возможностей пыталась упредить действия большевистских властей, нацеленных на то, чтобы все церковное имущество изъять, вывезти, а большей частью уничтожить. К слову, в результате таких погромов бесследно исчезли многие сокровища из храмов и монастырей Коми края. В том числе и «государевы вклады». Самым известным царским вложением до 1917 года в нашем крае являлся иконостас – семь икон и царские врата, – подаренный Иваном IV Грозным Ужгинскому храму (нынешний Койгородский район), который пропал в бурные революционные годы. Царский кубок из Троицкого собора мог разделить судьбу ужгинского иконостаса уже в первые годы после революции. Но зная большую историко-культурную ценность этого предмета, еще в 1919 году священнослужители вынесли его из ризницы, передав его на хранение в дом соборного старосты И.П.Лыткина. А члены Общества изучения Коми края в это же время предпринимали усилия для того, чтобы передать реликвию в областной музей. Большую роль в этом сыграл преподаватель педтехникума, в будущем известный ученый А.С.Сидоров. Чтобы кубок не был передан госфонду с последующей отправкой на переплавку, пришлось даже организовать экспертизу, подтверждающую его историческую значимость. Сохранилось письмо в облисполком за подписью тогдашнего заведующего музеем, будущего «отца коми автономии» Д.Батиева, в котором он требует, чтобы никаких ревизий музейных экспонатов не производить. А значит, оставили здесь и поступивший на хранение в 1925 году кубок. Однако ревизия музейных фондов все же состоялась. По всей вероятности, это произошло в отрезке времени с 1925 по 1928 год. Чего в результате этой «экспроприации» лишился музей, остается тайной: никаких документов об этом нет. Во всяком случае, в 1928 году в экспозиции музея царский кубок уже отсутствовал. Есть предположение, что позолоченный сосуд был спрятан музейными сотрудниками, знающими его истинную ценность и не позволившими отправить раритет на переплавку. Возможно, что этот ценный предмет до сих пор хранится в укромном месте или в собрании коллекционера, чтобы когда-нибудь вновь предстать на всеобщее обозрение.... Наталья ПЛАКСИНА, научный сотрудник Национальной галереи РК. Позолоченные серебряные ковш и кубки Петровской эпохи из собрания Государственного исторического музея. Подобные же подарки получил лальский купец Иван Савватеев. |