Общество |
20 марта 2014 года |
Энергопаек отсрочен/ Регионам удалось добиться самостоятельности при введении соцнорм электропотребления
Правительство России все-таки не решилось ввести в этом году в обязательном порядке по всей стране социальную норму потребления электроэнергии. В этом есть заслуга и нашей республики. Напомним, первоначально предполагалось, что энергопаек (определенный правительством минимум по социально низкому тарифу) будет введен абсолютно во всех субъектах РФ уже с 1 июля 2014 года. А до этого, с 1 сентября 2012 года, плюсы и минусы подобного нормирования проверяли на себе жители шести пилотных регионов – Забайкальского и Красноярского краев, Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областей. Власти еще одного «пилотника» – Самарской области – заявили о выходе из эксперимента. В итоге там, где социальную норму установили низкую – 50-65 кВт/ч на человека, население в нее не вписалось, даже сильно экономя на электричестве. «50 киловатт в месяц на человека – это издевательство. Тариф – 3,34 рубля, а сверх нормы, то есть экономически обоснованный, – 3,99 рубля. Это нельзя назвать социальной нормой, ведь семей, которые в нее укладываются, всего 40 процентов. Норма вводилась тяжело, население путалось в новых понятиях. Все восприняли это как повышение тарифов», – заявила координатор оргкомитета Общероссийского народного фронта во Владимирской области Людмила Романова. В Красноярском крае норму определили в 75 киловатт в месяц на человека, и, по данным властей, в нее уложилось 70 процентов жителей. Но при этом были и социальные протесты, и обращения в суд. В штыки встретили введение соцнормы и в Ростовской области, где потребление электроэнергии по социальному тарифу ограничили 95 киловаттами на человека. «Людям не понятно, как был рассчитан энергопаек, из чего исходили чиновники, определяя его размеры», – возмущен один из инициаторов народного схода Владислав Рязанцев. Самые высокие нормы были установлены в Самарской (150 киловатт на человека в месяц) и Орловской (190 киловатт) областях при разумных тарифах (соответственно 2,80 и 2,96 рубля по норме и 3,50 и 3,68 рубля сверх нее). Наверное, поэтому там не было проявлений видимого недовольства. В общем, результаты эксперимента получились неоднозначными. По иному и быть не могло, ведь фактически повсеместно ЖКХ оказалось к этому абсолютно не готово. Скажем, в Брянске в среднем месячное потребление электроэнергии на человека составляет 90 киловатт. А по общедомовым приборам учета получается уже 265 киловатт. «Почему такая разница? Лифты установлены 30-40 лет назад, подвалы, обогреватели – все капает на счетчик. Многие дома приходится обогревать дополнительно. И если ввести социальную норму, разница будет огромной», – отмечают местные общественники. Республика Коми тоже пока не готова к введению энергопайка. Достаточно только одной Воркуты с ее огромными долгами перед энергетиками, чтобы понять, каким негативным резонансом может обернуться введение здесь социальных норм. Поэтому совершенно не случайно наш северный регион оказался в числе первых, кто подготовил официальное обращение в адрес Правительства РФ с просьбой о переносе сроков введения соцнормы энергопотребления. Мало того, в письме предлагается передать регионам и полномочия по определению этих сроков. Подобные обращения в адрес Правительства РФ направили сразу несколько регионов страны. Кроме того, не торопиться с переходом на социальную норму потребления электричества рекомендовал и Общероссийский народный фронт. Так что кабинету министров ничего не оставалось, как пойти навстречу этим настоятельным просьбам. На состоявшемся в конце января совещании у премьера Дмитрия Медведева было принято решение предоставить регионам РФ право самостоятельно вводить на своей территории нормы энергопотребления, «исходя из необходимости». Но в любом случае сделать это придется, причем не позднее 1 июля 2016 года. Подписанное Д.Медведевым постановление «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» также уточняет требования к величине соцнормы, к предельным минимальным и максимальным тарифам в пределах и сверх такой нормы. В документе особо оговорено, что социальная норма потребления электроэнергии должна быть выше для многодетных семей, семей с инвалидами и детьми-инвалидами. – Нашу инициативу поддержал ряд регионов, что вполне закономерно, так как в субъектах не до конца прояснили вопросы, связанные с введением и применением нового механизма, – отметил спикер Госсовета РК Игорь Ковзель. – Существует много нюансов, которые должны учитываться при установлении социальной нормы. Климат, состояние коммунальной инфраструктуры, жилого фонда разнятся даже в пределах одного региона. Достаточно сравнить Заполярье и юг республики. Кроме того, не совсем понятно, как нововведение скажется на социально незащищенных категориях граждан. Мы удовлетворены тем, что правительство прислушалось к мнению регионов, приняло во внимание наше обращение. Субъекты получили возможность детально изучить все факторы и самостоятельно принять решение об установлении социальной нормы. Считаю, что такой подход соответствует заявленной правительством задаче – снизить для большей части населения страны плату за ЖКХ, – подчеркнул И.Ковзель. В первую очередь отсрочка получена из-за пробелов в законопроекте, полагает заместитель председателя Комитета Госсовета РК по бюджету, налогам и экономической политике, заместитель генерального директора МРСК Северо-Запада – директор филиала «Комиэнерго» Иван Медведев. – Согласно нынешней методологии расчетов социальная норма утверждается в целом для населения, без разбивки по уровням дохода. Здесь не нашла отражение ситуация с семьями, которые постоянно находятся дома, а это семьи с детьми и инвалиды, не имеющие возможности ограничить себя в электропотреблении. То есть самая незащищенная группа жителей не укладывается в норму. Не проработан и вопрос включения в размер социальной нормы общедомовых нужд: освещения подвалов, лестничных площадок, чердаков и т.д. Подход здесь должен быть крайне осторожным. В ином случае в северных регионах внедрение соцнормы может попросту не сработать. Например, для нашей республики таких норм должно быть несколько. Для потребителей с электроплитами – одна, для квартир с электронагревателями – вторая, для жилья с электроотоплением – третья. Нельзя равнять Воркуту, где полгода длится полярная ночь, с Сыктывкаром и Прилузьем, ставить в одинаковые рамки село и город. Зимой и летом у нас электропотребление совершенно разное. В итоге навскидку получаем как минимум восемь разных социальных норм, – отмечает парламентарий. С тем, что необходимо тщательное обоснование социальной нормы энергопотребления, согласен и руководитель Службы РК по тарифам Илья Перваков. – Следует тщательно изучить опыт внедрения соцнормы в пилотных регионах. Только после проведения этой, требующей большого времени работы можно выйти на обоснованный расчет социальной нормы с учетом региональной специфики. Иначе это повлечет за собой нарушение интересов населения, – отмечает И.Перваков. Времени на такое изучение должно хватить – все необходимые расчеты надо подготовить до лета 2016 года. Галина ВЛАДИС. |