Общество |
27 февраля 2014 года |
Забытый художник/ В судьбе и творчестве Пантелеймона Митюшева еще много белых пятен
В Национальной галерее РК проходит выставка работ коми художника Пантелеймона Митюшева, приуроченная к 100-летию со дня его рождения и 20-летию кончины. Творчество полузабытого художника, ярко проявившего себя в 40-50-х годах прошлого века, а затем как бы ушедшего в тень, сегодня рождает немало вопросов. Некоторые страницы его биографии помог проследить небольшой архив, хранящийся в фондах Национальной галереи. От Митюшсикта до Киева Пантелеймон Митюшев родился 22 июля 1914 года в деревне Митюшсикт, которая сейчас входит в состав центра Сысольского района – села Визинга. Все проживавшие в Митюшсикте, в том числе и родители будущего художника, носили фамилию Митюшев. Мальчик рано остался сиротой: в семилетнем возрасте лишился отца, а в десять потерял мать. Позже Пантелеймон Михайлович по памяти написал акварелью родительский дом, который к тому времени был уже снесен. После семилетки Паня Митюшев приехал в Усть-Сысольск, поступил в только что открывшийся лесной техникум, выбрав гидротехническое отделение. Это дало возможность принять участие в московской экспедиции по исследованию лесосплавных путей Вымского бассейна. В поездке он не только выполнял возложенные на него обязанности, но и делал пейзажные наброски, рисовал портреты. Любивший с детства рисовать, он параллельно с учебой в техникуме стал посещать кружок юных графиков при Коми книжном издательстве, который вел Валентин Поляков. В начале 30-х годов увидели свет и несколько книг, оформленных начинающим художником и представленных на одной из первых в нашей республике художественных выставок в 1934 году. А годом раньше П.Митюшев начал трудовой путь: его приняли в качестве декоратора в драмтеатр. Оттуда он получил направление в Киевский художественный техникум. Спустя два года техникум закрыли. Тогда талантливый юноша из Коми стал студентом живописного факультета Всеукраинского художественного института, где одно время занимался в мастерской известного украинского живописца Ф.Г.Кричевского. Известная советская художница Татьяна Яблонская, тоже учившаяся в эти годы у Кричевского, вспоминала, что в мастерской много внимания уделялось работе над цветом и передаче цвето-воздушной среды. Эти уроки впоследствии нашли яркое воплощение и в картинах П.Митюшева. Диплом института наш земляк получить не успел: началась война. Пантелеймона зачислили курсантом Второго Харьковского бронетанкового училища, а в начале 1942 года назначили командиром взвода курсантов. Вскоре училище эвакуировали в Самару, и в боевых действиях Митюшеву поучаствовать не довелось. Службу он продолжил в запасном бронетанковом полку, занимаясь подготовкой наглядной агитации. Даже в трудных условиях военного времени он урывками на мешковине писал большие картины. Для клуба воинской части создал масштабное полотно «Советский танк уничтожает фашистскую батарею», а на родину привез работу «Зверства немцев», показанную на республиканской художественной выставке в 1946 году. Ленин и Сталин на природе На родину лейтенант Митюшев возвратился весной 1946 года. Тот год стал не только первым мирным годом, но и ознаменовался юбилеем – 25-летием Коми республики. В Сыктывкаре развернули большую выставку достижений народного хозяйства. Свою лепту в организацию ВДНХ местного масштаба внес и демобилизованный художник, написавший серию картин «Герои Советского Союза – сыны коми народа», «Знатные люди Коми АССР», а также предоставивший панно «Праздник урожая». В 1947 году молодого живописца Союз художников Коми АССР откомандировал в Воркуту для создания картины о заполярной кочегарке. Предполагалось будущую картину отправить в Москву, на ВДНХ. Снабженный пропуском художник смог посетить некоторые объекты Воркутакомбината, хотя далеко не все. Итогом поездки стало живописное полотно «Воркута», которое сейчас безвозвратно утеряно: оно погибло при пожаре в клубе села Сторожевск. Под впечатлениями от поездки в Воркуту художник написал еще одну большую картину – «Строительство Печорской железной дороги». Казалось, живописец все выдержал в идеологических рамках, избежав даже намека на подневольный принудительный труд тысяч заключенных. Единственное, что он осмелился показать, – суровые условия работы на полярных широтах. Тем не менее работа вызвала нарекания. С художника снимали стружку: почему изображен лишь ручной труд, где механизация? Или такой пассаж при приемке картины: «Почему не показаны работающие на строительстве дороги женщины?» И это там, где не выдерживали, тысячами гибли мужчины... Неоднозначно была принята и очередная картина художника «Сталин у Ленина в Разливе». Предыстория ее появления такова. В декабре 1949 года вся страна дружно, в «едином порыве» отмечала 70-летний юбилей «вождя всех народов». В столице Коми это событие решили ознаменовать выставкой. Именно к ней П.Митюшев и написал работу с изображением соратников, уютно сидящих перед шалашом у костра на фоне умиротворенной природы. Менее идеологизированная публика оценила новаторство художника, запечатлевшего двух вождей не на трибуне или в революционной массе, а в непринужденной обстановке, как бы подчеркнув их человеческие качества. Однако многие критиковали автора, не сумевшего «показать их величие». Уютный пейзаж, по их мнению, отвлекал внимание от революционных идей. Следует подчеркнуть, что сюжет картины «Сталин у Ленина в Разливе» полностью вымышленный. Два вождя здесь никогда не встречались, а планы по подготовке вооруженного восстания если и обсуждались, то в других местах. Тем не менее вопрос об историчности запечатленного момента никого не волновал, миф художника был безоговорочно воспринят как само собой разумеющийся факт. Сегодня эта картина с хорошо прорисованным пейзажем считается одной из лучших композиций П.Митюшева, ценится за душевность, обилие света, за мастерски выполненные лесной колорит и воздушную среду. С этого времени нападки на идеологическое несоответствие стали для П.Митюшева постоянными. А во времена воинственного идеолога А.Жданова Пантелеймон Михайлович и вовсе превратился в мальчика для битья. Некоторые коллеги, еще вчера называвшие его «молодым Репиным», теперь накидывались с обвинениями в формализме, идейной инертности. Но Митюшев после разборок рук не опустил, продолжая творить. А в 1951 году на собрании художников он представил два скульптурных изображения героини коми народа Домны Каликовой, что ознаменовало «начало нового вида искусства в Коми АССР». Художник представил два варианта небольших статуэток, сказав, что эта тема «была им давно задумана и в случае одобрения товарищей он предполагает увеличить окончательный вариант до размера человеческой фигуры». Скрупулезно запротоколированные высказывания коллег Митюшева позволяют представить, какими были эти задумки. В обоих вариантах Домна Каликова должна была предстать в полный рост с непокрытой головой, опирающаяся винтовкой на пень и держащая ее обеими руками. Худсовет предложил продолжать работу над образом героини коми народа. Но с учетом сделанных замечаний. Так, коллеги посоветовали Пантелеймону Михайловичу «одеть» Домну Каликову в коми одежды, «обуть» в обувь местного пошива, а на скульптурную голову накинуть платок. К сожалению, до сих пор не известно, была ли эта идея воплощена в жизнь. Надо заметить, что опыты с созданием скульптурных произведений художник продолжал и в дальнейшем. Имеется фотография, где он работает над большим гипсовым бюстом Ленина. Такие, как правило, размещались на всевозможных конференциях и съездах того времени за столом почетного президиума. В архиве Национальной галереи сохранились и наброски масштабного памятника вождю пролетариата на монументальном пьедестале, чем-то напоминающем мавзолей в Москве. Однако этой идее сбыться тоже было не суждено. Мама вместо вождя Продолжал заниматься Пантелеймон Михайлович и живописью. В 1955 году на республиканскую художественную выставку он предложил свою новую работу «Наша мама». Многофигурная композиция включала изображения троих детей, бабушки и девушки-почтальона. Мальчик постарше держал в руках и гордо показывал журнал, на обложке которого была помещена фотография его мамы. История этой работы любопытна. Сохранился снимок, на котором вместо мамы на обложке журнала помещалась... фотография Сталина. Оказалось, что это – первоначальный вариант работы. Но хрущевская оттепель заставила художника поправить картину, придав ей более семейный, добродушный характер. Надо заметить, что в это время у П.Митюшева тоже было трое детей. Старший сын Евгений как раз и послужил прообразом мальчика, держащего в руках журнал. Дочери Людмила и Ольга впоследствии пошли по стопам отца, получили образование в Абрамцевском художественном училище. Дружная семья Митюшевых жила на углу улиц Советской и Коммунистической. Их соседом по дому был известный коми поэт Серафим Попов, портрет которого художник написал в 1957 году. Чтобы придать некрупному телосложению поэта монументальность, изобразил его как бы снизу. Позже Пантелеймон Михайлович оформил несколько книг своего друга. В том числе и сборник стихов «Муслун» («Любовь»), в котором есть и вирши, посвященные художнику. Послание потомкам на горе Мореиз В 1958 году Митюшев и Попов совместно с культбригадой предприняли путешествие на Крайний Север. Объездили побережье Карского моря, побывали на Пай-Хое. На горе Мореиз, в каменном туре, они оставили послание потомкам. Его в 1981 году обнаружил известный путешественник из Свердловска Владислав Карелин, который, к слову, принимал участие и в поисках туристической группы Дятлова. Карелин отыскал авторов нашедшейся в горах записки, став позже поклонником творчества обоих. Он же передал записку в редакцию журнала «Войвыв кодзув», где и затерялись следы послания. В том же 1958 году П.Митюшев побывал в Ижме, где писал портреты доярок – ударниц социалистического труда. Надо сказать, что всех своих героинь он запечатлел в национальных костюмах, что придает работам неповторимый национальный колорит. Этюды, привезенные из Ижмы, привлекают мастерски выполненной цветопередачей, психологичностью. Этот цикл работ художнику после приезда в Сыктывкар удалось показать на небольшой выставке, устроенной в фойе кинотеатра «Родина». В начале 60-х годов художник снова в постоянных разъездах. «По заданию партии» отправляется то в Воркуту, то в Ухту, то на Удору, отовсюду привозя многочисленные зарисовки северян. Из его графических набросков можно запросто создать многоликий, коллективный портрет жителей Коми земли того времени. Он принимал участие и в научных экспедициях. Так в 1969 году вместе с сотрудниками лаборатории ихтиологии и гидробиологии Коми филиала АН СССР съездил на озеро Харбей, откуда привез множество рисунков. Каждый из листов художник снабдил толковыми комментариями. Эта серия работ в том же году увидела свет на страницах журнала «Войвыв кодзув». Главная черта – скромность Вторая половина жизни П.Митюшева тесно связана с сотрудничеством с музеями республики. В большинстве крупных музеев Коми имелись панорамы, диорамы, панно, иллюстрации, созданные им. При их создании живописец работал скрупулезно, изучал исторические исследования, зарисовывал археологические находки, выезжал для ознакомления с архитектурой поселений в коми глубинку. До сих пор в залах Национального музея РК можно увидеть созданную П.Митюшевым диораму «Усть-Куломский бунт», запечатлевшую апогей восстания в XIX веке усть-куломских крестьян, выступивших против произвола волостных властей. Каждая из созданных художником фигур не похожа на другие, имеет отличительную особенность, самобытный колорит. После Митюшева такие многофигурные оригинальные композиции, оживляющие любую музейную экспозицию, уже никто не делал. Выехав в Усть-Кулом для сбора материалов к задуманной диораме, Пантелеймон Михайлович сделал еще одно открытие. В этом коми селе он познакомился с книжником, летописцем, создателем «самиздатовской» серии книг Иваном Рассыхаевым. Итогом знакомства стало то, что усть-куломский оригинал передал свой интереснейший труд «Дневные записки» в сыктывкарский краеведческий музей, где он много лет пролежал под спудом. Творчество усть-куломского самородка заново открыли в начале 90-х годов, его творчество стало для всех приятным потрясением. Но о его первооткрывателе тогда никто не вспомнил. Наверняка в биографии и судьбе П.Митюшева таится много других интересных фактов, деталей. Но они остаются белыми пятнами, жизненный путь художника никто скрупулезно не исследовал. Скромный, тихий по натуре человек, он никогда никуда не пробивался, никого, образно говоря, локтями не расталкивал. Пантелеймон Михайлович не состоял ни в комсомоле, ни в партии, сторонился общественно-политической жизни, так и не удосужился посещать обязательные для того времени занятия по марксизму-ленинизму. Обратная сторона этого тихого бунта – ни одной персональной выставки в художественном музее, отсутствие даже буклетов о его творчестве. Выставка, открывшаяся в Национальной галерее РК, – это первый шаг на пути возвращения незаслуженно забытого художника. Стоит сказать, что картины на нее собирались также из периферийных, районных музеев. Планируется, что после Сыктывкара выставка побывает в других муниципалитетах республики. Изюминкой этой выставки стали видеоролики, созданные специалистом по компьютерной графике В.Морозовым. На них картины П.Митюшева как бы оживают: вспыхивает костер, двигаются по небу облака... Все это завораживает, интригует. Впрочем, эти же эпитеты на открытии выставки посетители адресовали и реальным, а не виртуальным картинам открытого заново художника. Надежда БЕЛЯЕВА, сотрудник Национальной галереи РК. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА и из фондов Национальной галереи РК . Уникальное фото: первоначально на этой картине художник изобразил в руках мальчика журнал с портретом вождя. Позже Сталина заменил портрет женщины. Пантелеймон Митюшев в марте 1990-го и в декабре 1941 года. Для молодого поколения любителей живописи работы П.Митюшева могут служить образцом социалистического реализма. Вожди на этой картине, по мнению тогдашних критиков, лишены всякого величия. Лениниана П.Митюшева, похоже, не оставила равнодушным министра культуры Артура Рудольфа. П.Митюшев за работой над бюстом Ленина. 1970-е годы. В картине «Строительство Печорской железной дороги» нет даже намека на подневольный труд заключенных. Портрет поэта Серафима Попова. |