Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
27 февраля 2014 года

Станислав Хахалкин: "Успеха можно добиться только единой командой"

На прошлой неделе Государственный Совет РК принял целый ряд законов социальной направленности, в том числе касающихся ветеранов боевых действий. Депутаты единогласно поддержали законодательную инициативу о внесении изменений в федеральный закон «О ветеранах» и в Жилищный кодекс Российской Федерации. О сути этой и других законодательных инициатив, направленных на защиту тех, кто выполнял свой воинский долг в нашей стране и за ее пределами, в интервью нашей газете рассказал председатель республиканского совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов, вице-спикер Госсовета РК Станислав Хахалкин.

– Станислав Юрьевич, что за поправки предлагается внести в федеральное законодательство?

– Те, что были поддержаны на февральской сессии Госсовета, касаются предоставления земельных участков для ветеранов боевых действий. Как известно, сегодня семьи ветеранов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение участка. Но при этом, как только они получат эту землю, закон предписывает снять их с учета, и в результате теряется право на получение жилья по договору социального найма. Мы предлагаем исправить эту норму, ведь единовременную выплату, которая выдается очередникам на приобретение жилья, ветераны могли бы направить на строительство дома на своем земельном участке. Поэтому надо, чтобы семья ветерана, получив землю, не снималась с очереди.

– Насколько я знаю, это не единственная инициатива, которая была принята нашим Госсоветом за последнее время.

– Совершенно верно. Еще одно из наших предложений касается жилищных субсидий. Напомню: ветераны, которые до 2005 года встали в очередь на улучшение жилищных условий, пользуются правом получения субсидий для приобретения жилья, а тот, кто не успел это сделать до 2005 года, такого права не имеет. Это неправильно. Поэтому мы предлагаем внести поправку в федеральный закон.

Кроме того, недавно мы поддержали и инициативу Чувашии, чтобы военнослужащие и их семьи могли получать лечение в санаториях своего региона. Скажем, в Коми есть замечательный оздоровительный центр в Максаковке, но ветераны не имеют права в нем лечиться, поскольку закон разрешает оздоровление только в ведомственном санатории, а у нас таких просто-напросто нет. Если инициатива пройдет, мы сможем привлекать федеральные деньги. Их сможет получать тот же сереговский санаторий, если в нем будут оздоравливаться военнослужащие.

Также хочу напомнить и об инициативе Республики Карелия об увеличении нормы с 18 квадратных метров до 36. Сегодня ветераны боевых действий и участники войны получают жилищную субсидию из расчета 18 квадратных метров на человека. Это 662 тысячи 500 рублей. Если увеличить норму до 36 квадратных метров, то будет 1 миллион 200 тысяч. На эти деньги уже можно приобрести какое-то жилье.

– Наверняка большинство пред-
ложений по совершенствованию законодательства продиктованы с мест. Кто для Вас является главным поставщиком информации при подготовке «ветеранских» законов?

– В этом плане все просто – руководители ветеранских организаций на местах являются моими непосредственными помощниками, глазами и ушами. Ветераны-пенсионеры не стесняются прямо говорить правду-матку. Может, это и не всегда приятно, но для меня это очень важно.

– Последовательная защита интересов ветеранов привела Вас в политику. Сейчас на посту вице-спикера Вы курируете не только ветеранское движение, но и обширный блок направлений – военный призыв, работу по военно-патриотическому воспитанию, работу Общественной палаты РК, молодежного парламента. Какие законопроекты Вы инициировали по этой проблематике?

– Один из самых свежих – внесение изменений в закон об Общественной палате, в котором мы расширили ее полномочия. Скажем, палата сможет рекомендовать кандидатуру уполномоченного по правам человека. Если говорить о патриотическом воспитании, то недавно при Министерстве образования РК мы инициировали создание Ассоциации по развитию кадетского движения и патриотических клубов РК, а также регионального центра патриотического воспитания, который должен стать головным и координировать эту работу на государственном уровне, включая допризывную подготовку.

– А что Вы подразумеваете под допризывной подготовкой?

– Пацан должен знать, что такое автомат, уметь его разбирать, он должен уметь стрелять, важно, чтобы он был хорошо физически подготовлен. Когда в 1985 году мы, ребята, отслужившие в Афганистане, впервые собрались в Усинске, то уже тогда понимали, что нужно готовить ребят к армии. И начали создавать «Клуб десантника», «Гвардеец», «Пограничник». Кстати, Усинск стал одним из первых городов в республике, где была создана такая ветеранская организация. Она до сих пор одна из самых активных. Поначалу нас было восемь человек. Все ребята отслужили в Афгане. Например, Петр Байда заходил в Афганистан в 1979 году, то есть вернулся раньше. В 1985 году нас вернулось больше, и, наверное, мы были более активными – Владимир Толстой, Алексей Гордеев, Владимир Бажин, Михаил Рябов, Валерий Чекалин, Василий Удодич.

Сначала мы объединились как совет воинов запаса, позже переименовали нашу организацию в Совет ветеранов Афганистана города Усинска. Через два года, в 1987-м, под эгидой обкома комсомола создали республиканский союз ветеранов Афганистана, в который влились Ухта, Усинск, Сосногорск, Воркута и другие. Мы даже опередили Москву – там такое движение появилось лишь спустя год.

– В организацию объединяются ради защиты своих интересов. Вы сразу стали помогать тем, кому пришлось трудно?

– В Усинске при совете ветеранов Афганистана был целый ряд предприятий, магазины, кафе. Мы работали и могли себе позволить тратить деньги не только на содержание нашей организации, но и на благотворительные цели. Например, в наших магазинах действовала 10-процентная скидка для всех ветеранов. Это вроде бы мелочь, но в год получалась приличная сумма. Участники боевых действий жили не так, как сегодня, у них не было таких пенсий. В общем, старались помочь ребятам выжить в то непростое время. Мало того, мы первыми начали оказывать материальную помощь семьям погибших, проживающим в Усинске. Указ о выплатах таким семьям появился только в 2005 году. Родители погибшего Героя Советского Союза стали получать 25 тысяч рублей. А до 2005 года мы каждый месяц отправляли деньги, чтобы семьи погибших героев могли свести концы с концами.

Как бы то ни было, государственная поддержка ветеранов появилась только благодаря тому, что сами ветераны пошли во власть. Депутат Госдумы Франц Клинцевич убедил всех нас, что нужно становиться депутатами. После этого сразу 22 «афганца» вошли в Госдуму, и произошел настоящий прорыв в законодательстве. Скажем, только благодаря этому в категорию ветеранов были включены участники боевых действий в Чечне. У государства наконец появилось понимание, что люди, защищавшие интересы страны, в том числе и за ее пределами, должны иметь определенные льготы, например, за коммунальные услуги.

– Франц Клинцевич не только поддерживает ветеранскую организацию Коми, но и ставит в пример другим. Какие ваши инициативы переняли в российских регионах?

– Мы одними из первых начали организованно проводить День ВДВ. Я старался донести до ребят: «Мужики, это наш с вами праздник, и мы в ответе за то, чтобы он прошел достойно. Нельзя позволить уронить честь десантника». И тогда Франц Клинцевич обратился ко всем руководителям региональных организаций: «Если вы не можете контролировать этот праздник, значит, должны его организовать». Так наше начинание распространилось по всей России.

В 2000-м же году мы впервые организовали марафон «Эхо Афгана». Мероприятие далось нам очень тяжело, мы пахали как проклятые, но у нас все получилось. В итоге 19 депутатов Госдумы – «афганцев» приехали к нам и увидели, что такое можно сделать. Задача оргкомитета заключалась в том, чтобы выявить людей, нуждающихся в помощи, найти спонсоров и адресно оказать поддержку. Мы тогда помогли многим инвалидам, молодой семье, в которой родился ребенок, приобрели коляску, а в Усинске и Ухте семьям погибших даже купили квартиры.

По прошествии многих лет при поддержке Главы республики был организован марафон «Мы – наследники Великой Победы», и теперь практически все болевые точки, касающиеся ветеранов Великой Отечественной войны, закрыты.

Сейчас мы занимаемся всеми ветеранами. В 2005 году все общественные ветеранские организации объединились в координационный совет по делам ветеранов. Через два года он был преобразован в координационный совет по делам ветеранов при Главе республики. И это тоже один из позитивных примеров, который мы, по сути дела, подарили всей стране. Другие регионы пошли по нашему пути.

– Сколько в вашей организации членов, сколько в республике ветеранов всех войн?

– Если брать совет ветеранов войны, труда и правоохранительных органов, который я возглавляю, то это порядка 260 тысяч человек. Это четко структурированная организация с городскими организациями, первичками. У руководителей ветеранских организаций, которые входят в состав координационного совета, есть прямой выход на Главу республики.

– Вас называют одним из кандидатов на освободившийся после ухода Александра Тяна пост руководителя усинской администрации. А Вы часто приезжаете в Усинск, где начинали трудовую стезю?

– Довольно часто. У меня жена из Усинска, теща там живет. Я в этом городе с 1974 года. Родители приехали сюда на заработки из Башкирии. Запомнилось, как мы летели через Печору, приземлились на песчаный аэродром, который поливали нефтью, чтобы не было пыли. Поначалу жили в балке, в нем умещалось три семьи. Помню, был июнь, я отошел от балка, зашел в лес и увидел под корягой снег. Это меня сильно поразило.

– Ну а чем сейчас живет Ваш родной город, знаете?

– Конечно, у меня много здесь хороших товарищей. Город остается по-прежнему самым молодым, он компактен, там очень много молодежи и ветеранов. Люди приехали сюда работать, и многие остались, они вложили в него свою душу. На моих глазах город рос, и я вижу, как он изменился.

Почему-то сложилось мнение, что раз Усинск – город нефтяников, то здесь денег куры не клюют, люди живут богато и беззаботно. Но ведь так было не всегда. Усинск пережил непростые времена. Этот город заслуживает большего. Усинск – донор всей республики, его жители зарабатывают реальные деньги, которые поступают в бюджет республики. И очень важно сегодня с этим считаться. Усинцы ждут уважительного отношения к себе, и достойны этого.

– В случае избрания мэром Усинска как бы Вы выстроили работу, на что в первую очередь обратили внимание?

– Этот город – плод работы очень многих людей. И я был бы не прав, если бы не вспомнил Юрия Алексеевича Спиридонова, которого лично знал и всегда уважал. Я поддерживаю отношения с бывшими руководителями города – Анатолием Ермиловым, Феликсом Марковым. В свое время мне довелось поработать на Харьягинском месторождении с Виктором Аб­ма­евым. Считаю, что очень важно то хорошее, что они заложили и оставили в Усинске, сохранить и преумножить. Мало того, как депутат, я не представляю себе работу без взаимодействия с советом города. Ведь каждый из депутатов – человек, который представляет своих избирателей. Поэтому работать необходимо не просто в тандеме, а единой командой. Только тогда мы сможем что-то изменить в городе к лучшему.

Беседовала Галина БОБРАКОВА.

 

 

государственная поддержка ветеранов появилась только благодаря тому, что сами ветераны пошли во власть. У государства наконец появилось понимание, что люди, защищавшие интересы страны, в том числе и за ее пределами, должны иметь определенные льготы.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 21 (5096)
27 февраля 2014 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»