Личное Дело |
27 февраля 2014 года |
"Третьяковская" галерея питерского лектора/ Квалификацию наших энергетиков повышает крупнейший в России филокартист
В детском музее открытки в Санкт-Петербурге сегодня собрано более полумиллиона экспонатов!
Петербуржец Виталий Третьяков уже не раз посещает нашу республику. Профессор энергетического института повышения квалификации приезжает в Коми по приглашению руководства компании «Комиэнерго», чтобы здесь, прямо на месте, провести учебу, всевозможные тренинги. Многочисленные слушатели Виталия Петровича вряд ли догадываются, что питерский лектор не только авторитетный специалист в своей отрасли. Он еще и крупнейший в России филокартист: коллекция открыток Третьякова насчитывает более полумиллиона экземпляров! Виталий Третьяков – создатель и руководитель единственного в стране музея открытки, одиннадцать лет назад распахнувшего двери в Санкт-Петербурге. Кроме того, он выпускает журнал для коллекционеров открыток «ЖУК». А еще формирует и издает всевозможные каталоги для филокартистов. Настоящий библиографической редкостью, раритетом сразу же после выхода в свет становятся книги многотомного каталога «Петербург – Петроград – Ленинград», которые тоже издает питерский энтузиаст. На их страницах помещаются фотооткрытки с видами улиц и площадей Северной столицы разных лет. Причем первые тома составляют исключительно дореволюционные открытки. Виталий Петрович, как и любой увлеченный коллекционер, о предметах поглотившей его страсти может рассказывать бесконечно. Говорит, что все началось с детского увлечения кораблями, когда стал собирать открытки с изображениями пассажирских лайнеров. Со временем его коллекция включала едва ли не все открытки с изображениями пассажирского флота крупнейших мировых держав. Среди них была почтовая открытка и со знаменитым «Титаником»: ее выпустили к первому (и, как оказалось, последнему) рейсу крупнейшего в мире лайнера. Любопытно, что развлекать гостей на «Титанике» был приглашен оркестр русских народных инструментов им. В.А.Андреева, о чем уведомляла сохранившаяся до наших дней программка. Однако кто-то из оркестрантов заболел, и, к счастью, виртуозы из России не разделили участь большинства пассажиров столкнувшегося с айсбергом корабля. Об открыточной серии кораблей Виталий Петрович знает, наверное, все. Как и историю запечатленных на ней пассажирских лайнеров. Интересно, что изображения на фотооткрытках не всегда соответствовали реальному облику лайнеров. Так, на открытках нередко дорисовывали трубы. Считалось, чем больше на пароходе труб, тем он более надежен и безопасен. «Флотилия» открыточных кораблей и стала основой нынешней громадной коллекции В.Третьякова. Сейчас с ней могут посоперничать лишь собрания Российской национальной и Санкт-Петербургской публичной библиотек, куда в советские годы поступали обязательные экземпляры всех выпускавшихся в СССР почтовых открыток. Крупнейшим же в России филокартистом по праву считается Н.С.Тагрин, собравший около 700 тысяч открыток. После смерти коллекционера его уникальное собрание было передано в музей истории Санкт-Петербурга, где, к сожалению, продолжает лежать мертвым грузом. Классифицировать, показывать и пропагандировать все собранное В.Третьяковым коллекционеру помогают питерские школьники. Не зря его музей называется детским. В собрании коллекционера имеются открытки на любой вкус, что делает их привлекательными и для детей. Ребята же помогают организовывать всевозможные выставки: со времени создания музея их прошло около ста. Проводятся и выездные вернисажи, чаще всего в Москве. Что же касается пополнения фондов открыточного музея, то оно продвигается семимильными шагами. Открытки в музей дарят рядовые горожане, коллекционеры, жители других городов и стран, губернаторы, дипломаты... Большие, уникальные коллекции сюда поступили от представителей русской эмиграции первой волны. Из каждой поездки и командировки продолжает привозить открытки и сам создатель музея. Вот и в сыктывкарских киосках и магазинах Виталий Петрович приобрел около 200 открыток, выпущенных в Коми за последние годы. Анна СИВКОВА. Фото автора. |