Общество |
20 февраля 2014 года |
С неба на землю/ Вячеслав Гайзер обсудил с авиаторами проблемы отрасли
Вопросы обеспечения летчиков современным обучающим оборудованием, подготовка кадров в авиации и строительство нового международного терминала в Сыктывкаре обсуждались на встрече временно исполняющего обязанности Главы РК Вячеслава Гайзера и сотрудников компании «Комиавиатранс», прошедшей 14 февраля. Над виртуальным Сочи Руководство «Комиавиатранса» решило в первую очередь продемонстрировать Вячеславу Гайзеру и министру развития промышленности и транспорта РК Андрею Самоделкину свою «кухню» – Коми региональный центр подготовки авиационного персонала. В каких условиях проходит обучение авиаторов, показывал и рассказывал директор центра Андрей Козлов. Гордость центра – современный тренажер, симулятор вертолета Ми-8МТВ. Во время «полета» пилоты сидят в кабине, имитирующей настоящую, а ощущение движения создает огромный вогнутый экран, на котором демонстрируется виртуальный пейзаж с городом, аэропортом, взлетной полосой, на которую нужно сесть. В приморском городе, над которым летал вертолет, легко узнавался Сочи, точнее та его часть, где располагается аэропорт, – Адлер. Значит, летим на Олимпиаду. Но погода тут стояла совсем не та, что мы видим во время олимпийских трансляций. Солидным слоем снега были покрыты не только горы, но и сам город. Случилась такая климатическая аномалия по воле инструктора тренажера Александра Ковалева, который сидел в соседнем помещении, наблюдал за тем, как работают пилоты, и посредством компьютерной программы командовал погодой. – Добавим тумана, видимость будет всего 150 метров. А вот так можно сделать снежные вихри, – демонстрировал возможности тренажера А.Ковалев. Горы на заднем плане и большая часть полосы тут же растворились в «молоке», а по площадке, на которую уже приземлился вертолет, закружила вьюга. – Александр Николаевич нас угробить хочет, – донесся из динамиков комментарий одного из пилотов, находившихся в кабине симулятора. Между тем именно снежные вихри стали причиной жесткой посадки вертолета «Комиавиатранса» 6 января на Ямале, так что бороться с этой напастью надо уметь. Но почему бы не запустить программу с каким-либо северным аэропортом, ведь в Сочи нашим вертолетчикам вряд ли придется лететь? Оказалось, что к тренажеру, который, кстати, стоит 50 миллионов рублей, прилагаются программы со множеством виртуальных аэропортов, но львиная их доля – южные. Чтобы «полетать» над северными городами и поселками, нужно закупить отдельный программный пакет, а это очень дорого… Над Сочи летал и Вячеслав Гайзер, которому доверили «порулить» тренажером и при ясной дневной погоде, и при смоделированной Александром Ковалевым ночной грозе. Руководитель региона с четверть часа покружил над олимпийской столицей и морем, а потом благополучно посадил вертолет. «Парашюты» не помешают После завершения «полета» и знакомства с центром Вячеслав Гайзер обсудил насущные проблемы авиаторов не только с руководством «Комиавиатранса», но и с летчиками, бортмеханиками компании. За два часа разговора было поднято немало острых вопросов. В частности, сотрудники компании высказались за то, чтобы, выходя на заслуженный отдых, они получали «парашюты». В смысле не тканевые купола для замедления свободного падения, а материальную поддержку сверх положенной пенсии. Вячеслав Гайзер предложил компании поучаствовать в различных региональных программах для получения финансовой помощи, в том числе для решения социальных вопросов. Много времени уделили вопросам подготовки летного состава. – Проблему ухода на пенсию ветеранов авиации не компенсирует прием на работу молодежи. Очень не просто достигнуть баланса между опытом и молодостью, – с сожалением заметил генеральный директор «Комиавиатранса» Александр Пономарев. Его поддержали и другие сотрудники компании, отметившие, что сложившаяся во времена СССР система подготовки персонала безвозвратно разрушена, а нынешних выпускников некоторых учебных заведений приходится потом переучивать. По мнению руководителя региона, кадровый вопрос можно решить с помощью курсантов-целевиков, республика готова поддержать предприятие во внедрении контрактной системы с обязательной отработкой специалистов. Иногда переобучение действующих пилотов проводится вследствие модернизации летного парка. В прошлом году у «Комиавиатранса» появилось три новых самолета L-410. В марте этого года добавится еще один. Соответственно нужно активно обучать пилотов полетам именно на этом самолете. Но пока в России есть только один тренажер такого самолета, находится он в летном училище города Сасово Рязанской области. При этом все больше авиакомпаний в стране закупают L-410, так что к тренажеру уже «не прорваться». – Мы готовы отработать возможность приобретения тренажера, в том числе на паритетных началах, и установки его в Сыктывкаре. Это даст не только дополнительные возможности для развития нашей авиации, подготовки наших пилотов, но и позволит использовать нашу базу для подготовки авиаторов из других регионов, – заявил Вячеслав Гайзер. Как зайцу самокат Конечно же, не могла не зайти речь о новом аэропорте в Соколовке. Пока судьба этого долгостроя так и остается неопределенной, и от властей республики здесь мало что зависит: проект федеральный. – В то, что его достроят, я уже и не верю. Отдали бы нам, может, мы бы смогли найти инвестора, – прокомментировал сложившуюся ситуацию Вячеслав Гайзер, заметив, что в нынешнем виде «Соколовка» республике нужна «как зайцу самокат». Находящийся в центре Сыктывкара аэропорт, конечно, надо бы переносить, но раз уж ситуация складывается таким образом, вместо переезда придется проводить модернизацию. В частности, строить новый международный терминал, поскольку старый уже давно не справляется с потоком пассажиров. В техническом оснащении нового терминала готова помочь Росграница, но понадобятся деньги на разработку проекта и само строительство. – Республика примет участие в софинансировании строительства международного терминала, – заявил В.Гайзер. – Момент для этого строительства пришел, решение принято и есть соответствующая виза Президента России на этом решении. Вероятно, для возведения терминала отчасти будут задействованы средства, которые планировалось направить на строительство вокзала в Сосногорске: инициатива республиканских властей пока не находит должного отклика со стороны железнодорожников. После окончания встречи Вячеслав Гайзер сообщил журналистам, что предложения авиаторов устранить отдельные несоответствия в нормативных актах в отрасли авиации и принять необходимые регламенты, особенно в сфере транспортной безопасности, взяты на карандаш. Министерство развития промышленности и транспорта РК будет прорабатывать соответствующие законодательные инициативы, чтобы потом вынести их на федеральный уровень. – О некоторых проблемах я услышал в первый раз, о других уже был в курсе, – сообщил В.Гайзер. – Есть недостатки в нормативной базе, сложности с технической модернизацией. Именно поэтому мы помогаем нашему предприятию делать шаги вперед и будем помогать дальше и финансово, и организационно. Анна ПОТЕХИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |