Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
22 марта 2013 года

Не заслужила?

/ Право на законные льготы пожилая сыктывкарка вынуждена доказывать в судах

Жительница Сыктывкара Александра Ивановна Микушева – мать сына-инвалида, у которого тяжелая форма церебрального паралича. Болезнь не позволяет Сергею свободно передвигаться и даже разговаривать. На попечении мамы он остается с самого рождения, вот уже 39 лет. Негромкий материнский подвиг Александры Ивановны мог бы стать темой для газетной публикации. Однако привела нас к ней другая тема: уже давно разменявшая восьмой десяток женщина вынуждена
в судах отстаивать свое право на социальную защиту. Самое поразительное в данном случае то, что социальной поддержки обиженную судьбой семью пытаются лишить органы, как раз и призванные окружать  заботой.

Превратности судьбы

Рассказать о мытарствах пожилой сыктывкарки нас попросила Валентина Стрельникова, член правления городской первичной организации инвалидов № 11, неравнодушный человек, всем сердцем болеющий за членов своей первички.

– Про таких, как Александра Ивановна Микушева, говорят: умрет от скромности. Никогда никуда она со своими бедами не обращалась, свои проблемы всю жизнь решала сама. Не так давно иномарка на пешеходном переходе ее сбила, несколько месяцев еле ходила, долго лечилась. А привлечь к ответственности лихача даже не подумала. Но то, что она перетерпела за последние несколько лет, – никого из нас не оставляет равнодушным, – поведала нам Валентина Михеевна.

...Двухкомнатная квартира в обычной сыктывкарской пятиэтажке уже с прихожей приятно удивила свежими обоями и новыми дверями. «Стараюсь, чтобы было как у всех. А главное – чисто и уютно, – простодушно сказала хозяйка. – Зараз, конечно, ремонт мне было не осилить, но частями, кусками за несколько лет всю квартиру обновила».

– Судьба у меня самая что ни на есть рядовая, – примостившись на кухонной табуретке, Александра Ивановна рассказывает о себе. – Родилась в селе Нившера Корткеросского района. Отец погиб на фронте. У мамы нас осталось пятеро. Двоих – брата и сестренку тоже унесла война, умерли от голода и болезней. После семилетки пошла работать в сельскую столовую. Потом переехала в город, окончила курсы поваров. Устроилась работать в детский сад. Замуж вышла. Ждали появления первенца. Тяжелые роды кардинально поменяли жизнь. Ребенка в роддоме мне долго не показывали. А потом предложили отказаться от него. Мол, он больной, потребует много сил, тщательного ухода. Но я не раздумывая забрала его домой, стала как могла выхаживать.

Самым трудным, по словам Александры Ивановны, был год рождения Сережи. Выпадали дни, когда сын уже не подавал признаков жизни. Но даже в такие минуты мать не опускала рук, массировала ему ручки и ножки, отпаивала травами, просто дышала на теплый комочек. К годовалому возрасту ребенок ожил, окреп, стал развиваться. Но несколько лет спустя опасения медиков подтвердились. Болезнь начала прогрессировать, каждое движение мальчику давалось через силу, огромных усилий требовало и каждое произнесенное вслух слово. К тому времени Александра Ивановна уже знала, что детей иметь она больше не сможет. И всю себя отдавала первенцу, которому ежеминутно требовались ее помощь и забота.

А одновременно с уходом за больным сыном умудрялась еще и работать. Устроилась уборщицей в аэропорт. Вечером, как только возвращался с производства муж, Алексей Фокич, ехала на другой конец города и принималась драить полы и стены. Чуть позже в ­аэропорту и дворником оформилась. Зимой, в метели, на работе застревала до полуночи, по нескольку часов кряду разгребая снежные заносы. «Это сейчас мамы с больными детьми могут спокойно дома сидеть, – говорит Александра Ивановна. – А тогда, в Советском Союзе, такую мать запросто тунеядкой бы прозвали. Стыдно было не работать еще где-нибудь, кроме дома. Да и инвалидность Сереже оформили лишь тогда, когда ему 16 лет стукнуло».

Присвоили и отобрали

В 1991 году Александра Ивановна вышла на пенсию. Размер ее, как сейчас помнит, почти за 34 года общественно полезного труда составил 214 рублей. В то время это было на порядок больше, чем у многих ее знакомых. Казалось бы, можно и дух перевести, и концы с концами сводить. Да вот только пенсия начала обесцениваться прямо на глазах. После смерти мужа Александра Ивановна с Сережей оказались, образно говоря, у края бедности. Две мизерные пенсии позволяли разве что не умереть с голоду. Она соглашалась на любую посильную работу, а однажды знакомые подсказали, чтобы Александра Ивановна пошла в соцзащиту, оформила документы на звание «Ветеран труда», которое дает право на льготный проезд.

4 июля 2011 года ей присвоили звание «Ветеран труда», которое подразумевало и коммунальные льготы, и льготный проезд на городском транспорте. Однако льготным проездом пожилая женщина успела воспользоваться лишь раз – в августе. В сентябре в «заветном окошечке» в льготах отказали. «Огорошили, сказав, что меня лишили звания «Ветеран труда», – тяжело вздыхает Александра Ивановна. – А когда поинтересовалась, почему так сделали, услышала в ответ: не хватает стажа».

Метаморфоза со званием «Ветеран труда», которое, не успев присвоить, тут же и отняли, Александру Ивановну сильно удручила и даже лишила сна. В центре соцзащиты никаких вразумительных разъяснений по поводу такой рокировки добиться не удалось. Пошла в Управление Пенсионного фонда РФ по Сыктывкару. Там заверили, что ее стаж, с учетом двух последних десятилетий, когда она ухаживала за сыном – инвалидом первой группы, составляет 51 год с «хвостиком». А этого с лихвой хватает на звание «Ветеран труда». Но в центре соцзащиты продолжали настаивать, что трудового стажа для предоставления ей ветеранского звания и, соответственно, льгот недостаточно, для этого ей нужно поработать еще год с небольшим. Получился замкнутый круг. Найти из него выход Александре Ивановне пришлось в суде.

– Не думала не гадала, что на старости лет придется что-то в суде доказывать, – волнуется, вспоминая судебный процесс, пожилая женщина. – Перед этим впервые у нотариуса побывала, и даже с адвокатом пришлось иметь дело. Но на самом суде как-то воспряла. Ведь правда оказалась на моей стороне.

Защита от соцзащиты

Дело слушалось в Сыктывкарском городском суде под председательством судьи Г.Марковой. По иску А.Микушевой ответчиком выступала директор ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» М.Южина. На суде звучало много специальных терминов, ссылок на всевозможные законы, постановления, решения. Уловить смысл всего этого пожилой женщине было непросто. Она поняла лишь главное: сотрудники соцзащиты и юристы по-разному трактуют положения документов, в которых закреплены права таких же людей, как они с сыном.

Органы соцзащиты свой отказ о присвоении А.Микушевой звания «Ветеран труда» обосновали федеральным и республиканским законами, «по смыслу которых» в трудовой стаж людей, ухаживающих за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или стариками в возрасте 80 лет и старше, включается лишь тот промежуток времени, когда этот уход осуществляется в трудоспособном возрасте. То есть до наступления общеустановленного пенсионного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. А выйдя на пенсию, человек, ухаживающий за инвалидом или престарелым, якобы уже не может рассчитывать на увеличение трудового стажа, если даже продолжает выполнять прежний объем работ. Если же к достижению пенсионного возраста его трудовой стаж не насчитывает полных 35 лет, то он лишается и получения мер социальной поддержки. Исходя из этого и следовало лишение А.И.Микушевой звания «Ветеран труда». Хотя абсурдность этих доводов очевидна. Ведь если следовать им, сотни матерей, стоически несущих такой же крест, как и Александра Ивановна, не могут рассчитывать на соцподдержку.

То, что аргументация органов соцзащиты, мягко говоря, притянута за уши, подтвердил и суд. Прежде всего суд отклонил доводы органов соцзащиты о том, что нетрудоспособность лица возникает с достижением им пенсионного возраста. «Закон Республики Коми от 12.11.2004 № 55-Р3
«О социальной поддержке населения в Республике Коми» и постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004
№ 280 не содержат определения понятия «нетрудоспособное лицо», – констатировал он в своем решении. Здесь же было отмечено, что согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж на равных основаниях засчитываются как период работы, так и период ухода за инвалидом или престарелым независимо от того, в каком возрасте человек осуществлял эту деятельность. Документ содержит ссылки и на другие законы, согласно которым А.И.Микушева имеет все права на присвоение ей звания «Ветеран труда». Восстановить ей это звание и предоставить установленные законом льготы суд потребовал от «Центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара».

Точка не поставлена

Казалось бы, в деле можно поставить точку. Но не тут-то было. Судебное заседание состоялось минувшей осенью, 25 октября. А уже спустя несколько дней после него, 6 ноября 2012 года, Агентство РК по социальному развитию подало в Верховный суд РК апелляцию на решение городского суда, в которой повторило все те же уже отклоненные в ходе предыдущего судебного заседания доводы и аргументы. Наконец, 14 января заседание судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК состоялось. Представители органов соцзащиты на него не явились. Это не помешало принять законное и обоснованное решение, согласно которому решение Сыктывкарского городского суда оставлено без изменений, апелляционная жалоба Агентства РК по соцразвитию – без удовлетворения.

С этого времени минуло два месяца. Но требования суда сыктывкарский центр соцзащиты в отношении А.И.Микушевой так пока и не выполнил. И это несмотря на постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении центра соцзащиты в службе судебных приставов по Сыктывкару.

– Вся эта канитель сильно расшатала мое здоровье, – говорит Александра Ивановна. – Правда, теперь я уже немного успокоилась. И говорю себе: будь что будет. То, что ничего лишнего от государства я не прошу и льготы для меня предусмотрены законом, доказано в высоких судах. А вот чего хотят добиться таким упорным сопротивлением мне, бедной женщине, органы соцзащиты, я так и не смогла понять...

Понять это не смогли и мы, поскольку на нашу просьбу о личной встрече директор ГБУ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» Марина Южина ответила отказом. Как теперь заведено у наших чиновников, Марина Владимировна посоветовала сделать на ее имя письменный запрос. Пока на наш запрос ответа не пришло. Да и если он придет, вряд ли в казенном письме мы найдем объяснение, почему пожилому, не обласканному судьбой человеку нельзя пойти навстречу, даже если этому препятствуют какие-то сомнительные юридические основания...

Анна СИВКОВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №48 (4925) - 22 марта 2013 года

Ольга Савастьянова уезжает в Москву

Второй из трех чешских самолетов пополнил авиапарк республики

Конкурс не выиграл никто

Кажымцам не грозит паводок

Гибель Рекса вывела ухтинцев на митинг

Гарантийный срок для дорожного ремонта предлагается закрепить законом

Подвергать ли должников публичному осуждению?

Спасти и загубить? / У чиновников и ученых разные взгляды на будущее озера Донты

Ни КОТа, ни "Сотки" / Из двух заявленных проектов общественного телевидения пока не реализован ни один

Полиглот Оньо Лав / Вячеславу Степанову удалось самостоятельно освоить не только коми, но и еще около двух десятков языков

 №47 (4924) - 21 марта 2013 года

Чтобы "не зарывались" / Создана рабочая группа по мониторингу коммунальных платежей

Весенняя отсрочка - не повод расслабляться / Готовиться к половодью на местах должны уже сегодня

Виртуальный "Педсовет"

Качество медобслуживания призывают снимать на видео

Браконьеры не унимаются

По соседству, в ДК шахтеров

Штраф с рассрочкой на пять лет

 №46 (4923) - 20 марта 2013 года

К юбилею Питирима Сорокина

Клева не было, но было клево / На соревнованиях рыболовов-любителей важен сам процесс

Переселение по новым правилам ждет обитателей аварийных деревянных домов в Сыктывкаре

Речные перевозки систематизируют

В Троицко-Печорске сушат сухари для лосей

Современные "декабристки" едут в поселок Северный

Заводские общежития поменяли статус

Прошлое и будущее старообрядческого скита обсудили на всероссийской конференции в Усть-Цильме

Вкус к полноценной жизни пытаются привить социальные работники своим подопечным

В затянувшемся споре пора ставить точку / Общественники затеяли дискуссию по поводу обязательного изучения коми языка

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 48 (4925)
22 марта 2013 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»