Общество |
16 ноября 2012 года |
Выбирать ли директоров школ?
По информации газеты «Известия», Министерство образования и науки РФ запланировало перевод отбора руководителей общеобразовательных организаций на конкурсную основу. По мнению экспертов, новый механизм обеспечит альтернативность выбора, даст возможность заявить свою кандидатуру не только тем, кто входит в кадровый резерв определенной школы. Поддерживаете ли вы эту идею? Евгения Шеболкина, проректор Коми республиканского института развития образования: – Конечно, поддерживаю. Не все руководители школ владеют современными технологиями управления образовательными системами, управляют педагогическим коллективом по старинке. Миссия директора школы – реальная модернизация образования. Кому, как не педагогическому коллективу и общественности, дать право выбора руководителя. Но в практике управления школой мы порой встречаем вопиющие примеры «антилидерства», когда директора, как правило, женщины пенсионного возраста, рассматривают школу как домашнюю вотчину. Представьте, муж 70-летней директрисы работает завучем, сноха – завхозом, а также трудо-устроены зять и внук… Как правило, у них бывает непрозрачной система установления педагогам доплат и надбавок, есть и другие не очень позитивные факты их управления школой. Конкурсная процедура позволит обновить и омолодить директорский корпус. Есть немало представителей педагогов продуктивного возраста (30-40 лет), которые могут и хотят руководить, но не видят механизма заявить о своих управленческих амбициях. По новым правилам, они должны будут представить на конкурсный отбор, как и любой другой соискатель, программу развития школы. В этом документе инициативный человек, желающий занять директорское кресло, отобразит всю динамику своих планов: и развитие педколлектива, и совершенствование учебно-воспитательного процесса, и расширение спектра учебных программ и образовательных услуг… Тогда и коллектив школы, и родительская общественность выберут того руководителя и ту программу, которые нужны школе, – будь то в крупном городе или отдаленном поселке. Так что социальных эффектов от введения конкурсного отбора будет очень много. Ангелина Захаренко, народный учитель России, директор Сторожевской школы: – Это уже пройденный этап. Такую практику в школах пытались внедрить в восьмидесятых годах, она себя не оправдала. Тогда директора выбирал педколлектив. Человек всегда в первую очередь руководствуется личным интересом, а не интересом организации или предприятия. Именно поэтому он будет склоняться к выбору того, кто ему наиболее удобен. Не каждый учитель может быть администратором. Когда эта практика апробировалась, коллектив отказался от моего руководства в пользу одного из учителей нашей школы. Я поняла тогда свои ошибки, которые послужили причиной такого решения: я практически все взяла на себя и не прислушивалась к мнению месткома и педагогов. А мой преемник очень скоро отказался от должности директора, не справившись с обязанностями, и мне вновь предложили возглавить школу. Валерий Козлов, первый вице-мэр Сыктывкара: – Одними из главных ориентиров системы государственного управления являются открытость и прозрачность. Определение руководителя образовательного учреждения путем конкурсного отбора – еще один шаг к этим стандартам, и мы его приветствуем. Опять же в разы увеличивается ответственность кандидатов за разработанные и предложенные ими стратегии развития школ. Наталья Студиград, заместитель министра образования: – Практика отбора руководителей общеобразовательных организаций на конкурсной основе существует и сегодня, в том числе есть примеры и у нас. Конкурсная процедура назначения на должность предполагает, что выбирать будут не только директора школы как личность, но и вариант дальнейшего развития учреждения. Критерии, по которым будет отбираться кандидат, еще в стадии общественного обсуждения. Но прежде всего будут оцениваться программа развития учреждения, профессионализм и заслуги кандидата, а также его поддержка со стороны общественности. Сергей Алешин, учитель физики Сыктывкарского технологического лицея, финалист всероссийского этапа конкурса «Учитель года – 2008»: – Не понятно, кто будет выбирать: учителя, родители, управление образования или все вместе? Мой опыт работы в школе показывает, что выбор директора учительским коллективом – неудачный вариант. Такой выбор уместен, когда создается новое учебное заведение или формируется новый коллектив. А если новый директор пришел в сформировавшийся, зрелый коллектив, где есть хорошие, знающие свое дело завучи, то от него уже вообще мало что зависит. Если вводить такую форму выборов, то нужно четко определить личностные критерии для кандидатов. Нина Нестерова, ректор Коми республиканской академии госслужбы и управления: – Поддерживаю механизм отбора управленческих кадров в целом. Но избрание директоров школ представляется весьма многосложным, а результат может оказаться сомнительным. Например, в сельских, тем более малокомплектных школах, где ощущается дефицит управленцев. В городских школах это вполне возможно и даже нужно делать. Там зачастую присутствуют консерватизм, инертность, а порой и самодурство. Возможно, это новшество «расшевелит» ситуацию, позволит повернуться лицом к проблеме. |