Общество |
7 сентября 2012 года |
В результате уплотнения в детских садах появляются новые места и новые проблемы
В этом году в дошкольных учреждениях Сыктывкара небывалыми темпами появляются дополнительные места. Судите сами: в минувшем году таковых насчитывалось 235, а в нынешнем – около одной тысячи. Прежде всего, конечно, такому положению дел очень рады молодые родители, ожидающие для своего ребенка места в детском саду. Не менее радуются и муниципальные чиновники, досрочно выполняющие поручение Президента России к 2016 году полностью избавиться от проблем с дошкольными учреждениями. Вроде бы есть повод для оптимизма. Но ситуация на самом деле не такая однозначная… Экономия очевидна Из общего количества новых мест почти 600 появились благодаря переоборудованию различных комнат, кабинетов, помещений в уже действующих садах. В целом это коснулось 22 учреждений, что позволило дополнительно открыть 24 группы. В среднем переоборудование одной обходится муниципалитету в 1-1,3 миллиона рублей. На прошлой неделе столичный градоначальник Иван Поздеев лично побывал в дошкольных учреждениях, где за счет собственных резервов появились дополнительные места. Мэр посетил ДОУ №№ 43, 92 и 116, а также реконструируемое здание бывшего детского сада по ул. Красных Партизан, которое несколько лет занимали начальные классы городской школы № 21. После капитального ремонта здание вернется в систему дошкольного образования. Ожидается, что в начале 2013 года здесь появится 12 новых групп. По мнению Ивана Поздеева, скрытые резервы в действующих дошкольных учреждениях – самые надежные и, главное, менее затратные: «Сейчас мы строим детский сад в микрорайоне Орбита на 220 мест за 190 млн. рублей. Получается чуть меньше миллиона на одно место. За счет уплотнения, изыскания помещений в действующих дошкольных учреждениях в этом году открыли уже более 600 мест. На все про все было потрачено 40 млн. рублей, – приводит экономические расчеты сыктывкарский мэр. – Новый детский сад к тому же требует кадрового наполнения – это руководитель, воспитатели, нянечки, бухгалтерия и т.д. А в действующих садах в новую группу принимают только двух воспитателей и одну нянечку. А как же инновации? Однако уплотнение детских садов имеет, увы, и другую, малоприятную сторону медали. Во время визита Ивана Поздеева в Центр развития ребенка – детский сад №116, где открыли еще одну группу на 25 мест, произошел неприятный и явно неожиданный для градоначальника инцидент. Директор ДОУ Татьяна Балкова, которая возглавляет детсад с момента его открытия, выразила неудовольствие по поводу того, что учреждению приходится жертвовать своими помещениями. И не просто кабинетами педагогов дополнительного образования, а студией изобразительной деятельности и театром. Дело в том, что муниципальное дошкольное учреждение, открытое в 1990 году, изначально было рассчитано на 14 групп. Но две из них со временем оказались не задействованы, и поэтому там разместились педкабинет, зал заседаний, бухгалтерия, экологическая, театральная и изостудии. Хотя и не безболезненно, но за счет переселения сотрудников детского сада, их уплотнения удалось-таки освободить три кабинета, вследствие чего и появилась новая группа на те самые 25 мест. Однако профильное начальство в администрации города настаивает на открытии еще одной дополнительной группы в стенах этого учреждения. Переселять и уплотнять больше некого. А это означает не что иное, как закрытие обеих творческих студий, чего категорически не приемлет директор Татьяна Балкова, почетный педагог России, отмеченный наградами республиканского и федерального уровня. Если дошкольное учреждение лишится театра и студии изобразительного искусства, оно лишится и своего особого статуса – центр развития ребенка. – Все наши инновационные наработки в дошкольном образовании пойдут насмарку, – сокрушается Татьяна Николаевна. – Почему я так держусь за эти студии? Согласно исследованиям педагогов и психологов, с помощью изобразительной, театральной деятельности, лепки, аппликации у детей развиваются не только речь, мелкая моторика, но и логическое мышление, которое является основой для познания математики. Это самый трудный и нелюбимый предмет в школе. В Москве уже давно во главе угла в дошкольном воспитании стоят именно художественно-эстетические программы. То, что садик является образцово-показательным, одним из лучших в Сыктывкаре, общепризнано и среди родителей, и в профессиональной среде. Дошкольное учреждение отмечено многочисленными премиями и грантами. Именно на базе ДОУ № 116 появились первые детсадовские студии изобразительного искусства и театра. Уже начиная с территории это учреждение соответствует статусу городского ресурсного центра художественно-эстетического воспитания. – Если мы откроем еще одну группу, проблему дефицита мест это не решит, а наши воспитанники останутся без дополнительных занятий, на которые все без исключения ходят с огромным удовольствием. Вы бы видели детей, когда им объявляют: «А сейчас мы идем на занятия в театральную студию!» Они бегом бегут. Глаза светятся от счастья. В городе немного детских садов, которые имеют статус центра развития ребенка, неужели нельзя сохранить хотя бы их. Мы ведь, как никто другой, понимаем, что необходимо решать проблему дефицита мест в дошкольных учреждениях. Поэтому пошли навстречу, изыскали дополнительные помещения и открыли одну группу. Но пусть это делают и другие детские сады, ведь не всех коснулись эти уплотнения, – говорит Татьяна Балкова. – Меня беспокоит, что дошкольные учреждения обезличивают, их приводят к одному знаменателю, и центры развития становятся обыкновенными детскими садами, оказывающими услуги по присмотру и уходу за детьми. По прямому назначению! В свою очередь глава столичной администрации Иван Поздеев, общаясь с прессой, подчеркнул, что ничего лишнего у дошкольных учреждений не забирают: «Мы лишь возвращаем назад детсадовские группы, которые за ненадобностью в 90-е годы отдавали под зимние сады, театральные студии, кабинеты психологов, планетарии и т.д., чтобы использовать их по прямому проектному назначению. Никого через колено мы не ломаем. Спокойно поговорили с заведующими и попросили продумать варианты, каким образом можно сделать дополнительные места», – уверял градоначальник. Его ответ дополнила пресс-служба городской мэрии, указав, что «принимая решение об изыскании внутренних резервов в сети дошкольных учреждений для открытия дополнительных групп, администрация Сыктывкара в первую очередь руководствуется конституционным правом ребенка на получение дошкольного образования». «Прежде чем принять решение о переоборудовании помещений в действующих ДОУ, специалистами управления дошкольного образования проводится тщательная работа по анализу загруженности помещения и его вовлечения в образовательный процесс. Сегодня в городе объективно существует проблема нехватки мест в детских садах. Чтобы максимально скоро и эффективно разрешить этот острый социальный вопрос, администрация Сыктывкара ищет наиболее рациональные с точки зрения временных и финансовых затрат методы. В то же самое время к каждому учреждению имеется индивидуальный подход», – отметили в пресс-службе столичной мэрии. С превышением нормы Директор детского сада № 116 Татьяна Балкова оказалась пока единственной среди руководителей дошкольных учреждений, осмелившихся воспротивиться воле городских властей и до последнего отстаивать свои наработки. С большей долей вероятности можно предположить, что, узнав о предстоящих изменениях в саду, начнут «бунтовать» и возмущенные родители. Между тем недовольство растет и среди воспитателей, руководителей других ДОУ. Некоторые обращаются с жалобами в нашу редакцию, но отказываются по понятным причинам называть свои имена. Воспитатель одного из городских детсадов пожаловалась: с нового учебного года количество детей в ее группе увеличилось до 34, хотя по норме не должно превышать 25. В группе не хватает шкафчиков, поэтому дети раздеваются на подоконнике, недостает кроватей. А об оплате дополнительной нагрузки самого педагога речи вообще не ведется, зарплата так и остается мизерной. С другой стороны, можно понять не только чиновников, но и сотни родителей, которые не могут устроить свое чадо в детский сад. Им бы место найти, а остальное приложится... Ольга КЕРМАС. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Татьяна Балкова: «Если мы откроем еще одну группу, проблему дефицита мест это не решит, а наши воспитанники останутся без дополнительных занятий, на которые все без исключения ходят с огромным удовольствием». |