Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
29 января 2010 года

В тайнике под печью почти 70 лет пролежала икона из разрушенного сельского храма


Таким был храм в Гриве.

Павел Молчанов. Именно он, видимо, спрятал иконы под печью.

Весной минувшего года жительница села Грива Койгородского района Валентина Молчанова, разобрав старую русскую печь в своем доме, под ее бревенчатым основанием обнаружила  храмовую икону Владимирской Божьей Матери, которая пролежала там около 70  лет. Не зная, что делать с находкой, женщина оставила ее в неотапливаемой половине избы, где икона простояла еще восемь месяцев. И лишь недавно Валентина Ивановна написала письмо в сыктывкарский Дом православной культуры с просьбой о том, чтобы кто-нибудь приехал и забрал святыню, пока она не истлела.  

Неожиданная находка

Дом, в котором живет Валентина Ивановна Молчанова, был построен еще до революции. Когда-то здесь жил ее дед Павел Алексеевич Молчанов со своим большим семейством. Умер он в 1951 году, за несколько месяцев до рождения внучки Валентины. Вот уже много лет Валентина Ивановна живет здесь одна: единственная дочь, которую она растила без мужа, работает медсестрой в Сыктывкаре. Жить на маленькую пенсию тяжело, признается женщина. Приходится экономить на всем. Даже от радио пришлось отказаться в целях экономии. А этой зимой она решила не заказывать дрова – уж больно дорого они стоят, по ценам позапрошлого года пять кубов обходились почти в 4000 рублей, в то время как пенсия после всех повышений – всего 4900 рублей. Валентина Ивановна решила разобрать старую баню, а материал использовать на дрова. 

Жить в ветшающем доме с каждым годом становится все тяжелее: от старости одна половина избы уже завалилась, зимой ее невозможно протопить, да и жить там уже нельзя, того и гляди рухнут пол или потолок. Другая часть дома, в которой и живет Валентина Ивановна, еще более-менее держится. Разные деревянные вещи из холодной половины хозяйка использует для отопления своей комнаты. Прошлой весной решила она разобрать старую русскую печь, стоявшую в нежилой половине. Кирпичи там хорошие – еще сгодятся. Старший брат Александр печь разобрал, а сложенное из двух ярусов бревен основание печи оставил.

Бревна от основания печи хозяйка решила распилить на дрова. А когда начала разбирать печной фундамент, в щели между двумя венцами обнаружила несколько икон. Три из них были поменьше и в окладах, а одна – большая, деревянная, писанная маслом. Что было изображено на маленьких иконах, установить так и не удалось, потому что они были бумажные, и за многие годы бумага совсем истлела. Зато большая икона достаточно хорошо сохранилась. На ней была изображена Божья Матерь с Младенцем. Судя по надписи, которая тоже отчетливо прочитывалась, это была икона Владимирской Божьей Матери.

В надежном схроне

Как и при каких обстоятельствах иконы были спрятаны под печь, теперь остается только гадать. А вот насчет того, кто их туда схоронил, у Валентины Ивановны и ее брата, которому она рассказала о находке, сомнений не было. Хотя бы потому, что за последние сто лет, по семейному преданию, единственным по-настоящему верующим в роду человеком был дед – Павел Молчанов. Ни Валентина Ивановна, ни ее брат деда не помнили. Но о спрятанных под печью иконах знала бабушка, которая намного пережила своего мужа. Брат Александр вспомнил, как она рассказывала о том, что дед пел на клиросе в сельском храме Георгия Победоносца до тех пор, пока в 30-е годы по приказу сельских властей храм не был разрушен. Церковную утварь и иконы прихожане унесли по домам. Было ли это сделано с разрешения местных  властей или святыни выносились тайно под покровом ночи, сейчас уже никто из гривенцев рассказать не может. Но судя по тому, как тщательно были упрятаны иконы в доме церковного певчего, хранение их было сопряжено с серьезным риском.

Старожилов, помнящих те события, уже не осталось, а за долгие годы советского режима практически все гривенцы стали атеистами. Правда, есть отдельные материалы о священниках, служивших в местной церкви, и об истории самого храма, собранные местными краеведами. В Гривенской школе хранится писанная маслом картина с изображением Георгиевского храма. Написал ее местный краевед, художник-самоучка Николай Чугаев. Чтобы воссоздать внешний вид  храма в селе Грива, он специально ездил в Сыктывкар, работал с архивами. 

Передача по адресу

Мать Валентины Молчановой – Ефросинья Павловна – всю жизнь проработала школьной учительницей. Детям своим она рассказывала о том, как в детстве, прибежав из школы, заявила отцу: «Религия – опиум для народа», чем вызвала его негодование. Павел Алексеевич от веры своей до конца дней не отрекся и, невзирая ни на что, ежедневно молился перед иконами. Правда, иконы в красном углу  завесил занавеской, чтобы не искушать на святотатство неверующих гостей, приходивших в дом. Те из односельчан, что остались верны Богу, входя в дом, крестились на занавешенный красный угол. Сама Валентина Ивановна считает себя атеисткой, но иконы до сих пор стоят на том же месте, где поставил их дед. Скорее всего, просто из уважения к прошлому семьи. «Мы ж в безверии росли, что с нас взять? – говорит она. – Мама моя, правда, все казнила себя, что над верой отца посмеивалась. Как-то в Гриву из города священник приезжал, крестил всех желающих. Мама тогда хотела дочь мою покрестить: мол, я зарок Богу дала, что сама покрещусь и внучку покрещу. Но я тогда ей не позволила». 

Найденную икону Валентина Ивановна оставила на холодной половине. Просто не знала, куда ее деть. За много верст окрест Гривы нет ни одного храма, куда можно было бы обратиться и предложить забрать святыню. Куда звонить, она тоже не знала, да и телефона в доме нет. А ездить куда-то – лишних денег нет. Но икону все-таки было жалко.
«А вдруг она какую-нибудь ценность представляет? Хотя бы даже по возрасту», – рассуждала женщина. Помог случай. В одном из газетных объявлений она прочла о том, что Дом православной культуры организует для детей рождественскую елку. В объявлении был обозначен адрес. По этому адресу она и решила написать. Сразу после получения письма руководитель Дома православной культуры известный в республике театральный режиссер Виктор Свиридкин выехал в Гриву. Икону завернули в одеяло и благополучно доставили в Сыктывкар.

После того как привезли икону, Виктор Николаевич изучил специальные справочники и сделал вывод, что принадлежит она к алтарным иконам первого чина.
А значит, скорее всего, располагалась в церкви слева на той стене, где находятся царские врата. «Что дальше делать с иконой, мы решим после того, как получим благословение от владыки Питирима, – сказал он. – Но нам хотелось бы самим сделать по возможности больше для ее возрождения. Найдем реставратора и обновим, а дальше будет видно».

Галина ГАЕВА.

Фото автора.

 

По церковному преданию, икону Божьей Матери написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде икона попала в Константинополь из Иерусалима в пятом веке при императоре Феодосии. В настоящее время насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке. Конечно, все они приписываются апостолу не в том смысле, что писаны его рукой, – ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство евангелиста Луки нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются копиями, или списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то Лукой. На Русь икона попала из Византии в начале 12 века как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха.

 Вначале она находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сбежав из Вышгорода на север, в 1155 году князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир, откуда она и получила нынешнее наименование. Этому образу приписывается множество чудес. В частности, во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Было также еще два чудесных избавления от захватчиков, которые православные приписывают чтимой иконе. Это в 1451 году при нашествии ногайского царевича Мазовши и в 1480 – при стоянии на Угре.

За несколько веков на Руси было изготовлено великое множество вариантов иконы Владимирской Божьей Матери. Одну такую икону и обнаружила под разобранной печью Валентина Ивановна Молчанова.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №12 (4169) - 29 января 2010 года

Цветы на Пискаревском кладбище

Профессиональное образование перейдет на автономный режим

За попадание в стройотряд придется раскошелиться?

Отключение - это крайняя мера / За долги можно надолго остаться без света

Консультация

Мера милосердия / Блокадную науку мужества и доброты Лидия Мелихова пронесла через всю жизнь

 №11 (4168) - 28 января 2010 года

Очаги культуры отключили от света

Медали ветеранам-блокадникам вручили в Сыктывкаре накануне памятной даты

Вторая волна эпидемии "свиного" гриппа не должна застать республику врасплох

Липовые консультанты / В столице республики объявились аферисты, предлагающие чудо-аппараты

Трудоустройство, образование и досуг / Три эти темы сегодня наиболее актуальны для "поколения некст"

 №10 (4167) - 26 января 2010 года

Год учителя ко многому обязывает и педагогов, и органы власти

Жилье для фронтовиков - задача особой важности

Генплан Воркуты согласовали на публичных слушаниях

Филиалу техникума грозит закрытие

Ветераны "Интаугля" получат дополнительную пенсию

В честь святой мученицы Татьяны в храмах республики прошли богослужения, а в лесном институте угощали медовухой

О пенсионном обеспечении в Республике Коми

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 12 (4169)
29 января 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»