Общество |
27 ноября 2009 года |
Подвальные окна без подвалов/ Что делать, если коммунальщики морочат вам голову?
С начала этого года в управление Роспотребнадзора по РК поступило около 400 обращений от граждан, и третья часть их была связана с нарушениями в сфере жилищно-коммунальных услуг. Специалисты управления только по жалобам сыктывкарцев провели 60 внеплановых проверок управляющих компаний и ТСЖ, и по их итогам руководителем управления было вынесено 45 постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму в 138 тысяч рублей. Подробнее о результатах проверок мы попросили рассказать начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Ольгу Акулову. – Ольга Александровна, так можно ли найти управу на управляющие компании? – Управу, конечно, найти можно, и в большинстве случаев даже без нашей помощи. Начнем с того, что потребители не используют свои права, предусмотренные законодательством. В частности, согласно Жилищному кодексу собственники жилья имеют право самостоятельного выбора управляющей компании, что пока очень редко происходит. Но если граждане не выбрали способ управления, то за них это делает администрация муниципального образования. Прошел уже год с тех пор, как управляющие компании были выбраны по конкурсу администраций МО, и я больше чем уверена, что жильцы ни одного многоквартирного дома не увидели отчета об их работе за год. Бывает, что управляющая компания уже сменилась, а собственник узнал об этом, лишь получив очередную квитанцию по оплате ЖКУ. Между тем в течение 30 дней после проведения конкурса выбранные управляющие компании обязаны довести до сведения собственников жилья договор управления, чего они, конечно же, не делают. В лучшем случае текст договора может быть вывешен на доске объявлений, а вот поквартирные обходы предпринимаются только в единичных случаях. В договорах же можно найти очень много интересного. Например, в нем должно быть приложение с описанием технического состояния дома, с указанием перечня обязательных и дополнительных работ по содержанию дома, запланированных на год, выполнение которых входит в ежемесячную плату. Прочитала на днях в одной из городских газет реплику жильца в адрес администрации Сыктывкара: «Помогите застеклить окна в подъезде». А ведь замена стекол входит в перечень услуг по содержанию и текущему ремонту и должна производиться в обязательном порядке и в установленный срок. За все это граждане уже заплатили, поэтому вправе требовать исполнения обязательств от управляющей компании, а не взывать о помощи к городской администрации. – А куда следует обращаться потребителям, если управляющие компании бездействуют? – В контролирующие органы. По вопросам технического состояния жилого фонда и общего имущества – в государственную жилищную инспекцию, по поводу некачественных услуг, несоблюдения санитарных норм и правил, нарушения прав потребителей – в наше ведомство. Надзорные органы по жалобам потребителей могут проводить внеплановые проверки либо возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административные расследования, по результатам которых юридические и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. – Насколько существенны административные штрафы? – Штрафы, налагаемые управлением на юридических лиц, составляют от 5 до 250 тысяч рублей, а на должностных лиц от 500 рублей до 30 тысяч рублей. Если нарушения не устраняются, то с управляющими компаниями разбираются уже в суде. Не так давно в суде рассматривалось достаточно громкое для Сыктывкара дело по протоколу, составленному нашим управлением в отношении управляющей компании за несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов. Компанию оштрафовали на 100 тысяч рублей, и для нее это, конечно, существенно. – Фиксируются ли вами такие факты, когда управляющие компании взимают плату за несуществующие услуги? – Да, такие случаи нами выявляются. Не так давно при проверках мы, например, обнаружили в перечне оказываемых услуг, прилагаемом к договору, строку расходов за обслуживание лифта и мусоропровода в пятиэтажном доме. В малосемейном общежитии обнаружились несуществующие расходы на содержание вахты. Вообще, предоставление недостоверной информации об услугах – это наиболее часто встречающийся вид нарушений. Так, в услугу по содержанию и текущему ремонту одного из многоквартирных домов включили обшивку фанерой подвальных окон. Между тем в доме и подвала-то не было. В другом случае включили замену участков металлических ограждений газонов, которых тоже в природе не существовало. Пишут «уборка мусорных контейнеров» при наличии в доме мусоропровода, «уборка подъезда до последнего этажа», а фактически убирают до почтовых ящиков и так далее. Беседовала Ольга САЖИНА. |