Общество |
13 ноября 2014 года |
Игрушки из прошлого/ Национальный музей Коми издал каталог раритетных кукол
У каждого из нас в детстве были игрушки. У кого-то еще те, советские, у кого-то уже новомодные, импортные. Еще наши далекие пращуры, жившие в каменном веке, мастерили из костей, камня, глины и дерева игрушки своим малышам. Но век игрушек недолог. Взрослея, люди забывают о своих игрушках и выбрасывают их. Поэтому лишь немногие коллекционеры могут похвастаться игрушками, которым уже более пятидесяти лет. Собирают старые игрушки и в музеях. Недавно в серии «Раритеты Национального музея РК» вышел набор открыток «Куклы XX века». Что же это за коллекция? Безликая Акань Как рассказала нам составитель каталога, ведущий методист музея Раиса Ларукова, игрушки сейчас занимают важное место в музейных фондах. Одних только кукол здесь собрано 328 экземпляров. Они созданы в разное время, в различных странах, из самых разнообразных материалов. Дюжина наиболее интересных из них вошла в издание «Куклы XX века». Самые старые – это ижемские игрушки Акань, изготовленные еще в конце позапрошлого века. Этих тряпичных кукол привез в музей в 1925 году этнограф и собиратель Даниил Янович. Он обратил внимание на эти игрушки во время своей экспедиции по Ижмо-Печорскому уезду. Сейчас в коллекции музея четыре куклы-женщины Акань и одна кукла-мужчина. Они изготовлены из лоскутов и дерева. У кукол-женщин черты лица не обозначены, а у «мужичка» прорисованы. Куклу оставляли безликой, оберегая от недобрых глаз. Обычай не расписывать лицо кукол сохранился у многих народов. Самодельные куклы одеты в традиционные ижемские костюмы, которые шились из тех же тканей, что и настоящие сарафаны. Кстати, наряды для Акань шились только из новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от ношеной одежды. По поверьям, одежда, пропитанная запахом живого человека, является его тенью. Считается, что, закопав в землю куклу, одетую в такую одежду, можно наслать неминуемую болезнь или даже гибель на ее реального «двойника». По коми поверьям, игры девочек с тряпичными Акань влияли на их будущее семейное счастье. Считалось, что у девочки, которая в ходе игры раздает своих Акань подругам, не будет семейного счастья и благополучия. А если дети играли в похороны и закапывали с причитаниями кукол, считалось, что в семье скоро кто-то умрет. «Похоронив» куклу, ее уже не выкапывали, чтобы не навлечь на себя беду. У каждой девочки количество тряпичных кукол в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребенка. Но при этом Акань никогда не называли именами реальных членов семьи, чтобы исключить возможность сглаза и порчи. По поверьям коми-пермяков, в гроб умершему колдуну обязательно надо положить семь Акань, иначе он может увести за собой в могилу семь человек. Другая старинная игрушка в каталоге – это изготовленная из папье-маше кукла 1920-х годов. Она принадлежала семье коми ученого-этнографа Василия Налимова и сохранилась благодаря его младшей дочери – Ирине Васильевне. Одежда куклы сшита из ткани коми-пермяцкого сарафана второй жены ученого Ольги Логачевой, происходившей из коми-пермяцкой семьи. Вообще к игрушкам, при всем их дефиците и однообразии, в СССР относились серьезно и даже по-научному. Еще в 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки, а в мае 1932 года был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в городе Загорске с филиалом в Вятке. Это было единственное в мире научное учреждение, занимающееся игрушками. Из вольной артели и лагерного цеха Удивительный факт, но в годы Великой Отечественной войны в Коми АССР было налажено производство детских игрушек. Более десятка кустарных кукол того периода сохранились в музее и попали в новый каталог. Среди них – милитари-куклы в одеждах санитаров. Фабрик или заводов по выпуску детских игрушек в Коми АССР, правда, не было, но их выпускали цех игрушек Горпромкомбината и сыктывкарская артель «Северный кустарь». Артель в основном занималась пошивом теплых вещей. Как-то артельщики сверх плана сшили 437 пар теплых рукавиц и отправили их на фронт. В 1948 году художником-фронтовиком Григорием Кудряшевым при артели был организован цех фанерной игрушки. Производили игрушки и в лагерях ГУЛАГа. В частности, в Княжпогостском районе их выпуском занимался комбинат поселка Ракпас, который находился на территории одного из лагерей Севжелдорстроя НКВД СССР. В 1943 году в Сыктывкаре была организована выставка изобретателей и рационализаторов СЖДС НКВД СССР, и тогда в музей поступили некоторые игрушки, созданные руками заключенных. Это кукла в костюме цветка, кукла в шляпе, две куклы мальчиков-шалунов, купчиха-грелка для чайника, клоун и цирковой слон. Эта коллекция пополнилась куклами, выполненными из папье-маше и мягконабивными, в 1946 году, когда в музей поступили экспонаты с юбилейной выставки «25 лет Коми АССР». В каталоге приводятся воспоминания бывшего заключенного Севжелдорлага художника Бориса Старчикова, работавшего в поселке Ракпас: «Ракпасская зона поразила величиной... Появился даже цех игрушек – стали выпускать кукол и лошадок, имевших большой спрос в магазинах Коми республики. Меня повели в цех игрушек. В углу цеха окунал кукольные головки в кастрюлю с краской рябой чернявый мужик с окладистой бородой... В углу сидел румяный поляк Димочка Крачковский. Будучи выпускником академии художеств, здесь он расписывал глазки и мастерски наносил румянец на щечки кукол. В отдельной большой комнате колдовал скульптор Саулюс – холодный и заносчивый прибалт. Он лепил из глины модели кукол и коней, отливал в них формы из серы. В соседней комнате выклеивали по формам половинки из папье-маше, соединяли, грунтовали гипсом, зачищали и олифили, рядом шили платьица». От Чунга-Чанги до Барби В 1948 году в СССР был проведен конкурс на новые образцы игрушек. Его участники воспроизвели в моделях кукол образцы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы представляют нахимовца, суворовца, летчика, пограничника, врача, шахтера, рабочего и т.д. Но до конца 1950-х производством детских игрушек в СССР занимались в основном артели. Крупное производство советских игрушек было налажено только к началу 60-х годов. Кукольная промышленность набрала темпы, и игрушки начали изготавливать большими партиями. В производстве игрушек появились новые технологии и материалы. На смену куклам из глины и папье-маше пришли пластмассовые. Советские куклы были скромны и непритязательны. Они очень похожи друг на друга, на каждой – простенькое платье из скромного ситца. Самые известные, узнаваемые куклы 1960-1970-х годов в нашей стране выпускали два крупных предприятия – «Лен-игрушка» и Охтинский химический комбинат. В Советском Союзе 95 процентов игрушек выпускалось исключительно отечественными производителями и из натуральных материалов, ни о каких вредных красителях и наполнителях речи не шло. Советские игрушки иногда были довольно тяжеловесны, но всегда долговечны. Несмотря на то что в СССР игрушки штамповали миллионнами, до наших дней дожили немногие. В музейный каталог попали шесть кукол 1950-1980-х годов. Среди них Карлсон, Айболит, Неваляшка и негритенок Чунга-Чанга. И завершает каталог самая знаменитая кукла в истории – иностранка Барби. Кстати, американские и европейские девочки начали играть с ней еще в 1959 году. В начале нынешнего века в Россию пришла мода на развивающие игрушки. Хотя уже в советское время были кубик Рубика и прочие головоломки. Все равно его не брошу… Составитель каталога посетовала, что порой тот или иной экземпляр куклы приходится искать годами. Например, некогда популярного Карлсона удалось разыскать только в селе Вотча. А иногда сотрудники музея находят раритетные игрушки... в мусорных контейнерах. – Каждая из наших кукол имеет свою историю. У куклы-морячка, куклы в ижемском наряде и пупса – печальные судьбы. Бывшие владельцы выкинули их в мусорные баки, – вспоминает Раиса Ларукова. – Как-то я, вынося мусор, заметила торчащую из мусорного контейнера кукольную головку. Начала откапывать. Рядом рылся бомж, и он стал ругаться, что я «работаю на его территории». Но когда узнал, что мне нужна только кукла, помог и сказал, чтобы я подождала. Сходил к мусорке на соседнюю улицу и принес мне оттуда еще пару кукол. Теперь эти игрушки обрели новую жизнь в музее. Кукольная история продолжается, и мы надеемся, что фонды музея будут пополняться новыми игрушками, в том числе и авторскими. Как посетовала Раиса Ларукова, часто в мусорных баках или рядом с ними можно увидеть не только кукол, но и другие старинные предметы: фотографии, книги, елочные игрушки, мебель и т.д. Видимо, не каждый человек задумывается о том, что эти предметы могут представлять ценность для истории нашего края, города и страны. Многим из этих материалов место в музеях или архивах. – Хочется призвать всех тех, у кого дома сохранились старые игрушки или интересные предметы быта: не выбрасывайте их, а приносите в музей, – призвала Раиса Ларукова. – Может, именно этой вещи не хватает в музейной коллекции. Артур АРТЕЕВ. Фото автора, из фондов НМРК и архива газеты «Республика». |