Человек и Закон |
13 ноября 2014 года |
Поборы на дорогах/ Пункты весового контроля близ Сыктывкара больше года приносили незаконный доход самим контролерам
Следственный отдел по Сыктывкару СУ СКР по РК завершил расследование уголовного дела в отношении преступной группы, в состав которой входили пятнадцать человек. В деле фигурируют тринадцать экспертов ГКУ РК «Дорожный контроль», один сотрудник ГИБДД и сыктывкарский бизнесмен, который, по данным следствия, придумал криминальную схему и организовал преступную группу, наживавшуюся на незаконном беспрепятственном пропуске большегрузного автотранспорта через пункты весового контроля. Лазейка для большегрузов Как известно, наши многострадальные дороги не приспособлены для перемещения большегрузов (скажем, лесовозов), которые разбивают и без того далеко не идеальное дорожное покрытие. Ущерб, причиненный дорогам, владельцы большегрузов должны компенсировать. Некоторые покупают специальные разрешения на проезд, а иные предпочитают действовать «партизанскими» методами, то есть проехать тихо, незаметно и бесплатно (ну или за минимальную сумму!). Чтобы оперативно выявлять таких «партизан», на дорогах республики и были установлены пункты весового контроля (ПВК). Там специалисты «Дорожного контроля» взвешивали подозрительные машины, без труда определяя перегруз, а дежурившие тут же сотрудники ГИБДД привлекали нарушителя к административной ответственности. Однако несмотря на суровость и, казалось бы, неизбежность контроля, не слишком добросовестные перевозчики все равно старались отыскать лазейку, чтобы сэкономить на проезде большегрузов. И нашелся человек, который такую лазейку предложил. Этим «благодетелем», по данным следствия, стал Михаил Филиппов – заместитель директора одной из сыктывкарских фирм, занимавшихся в том числе и транспортировкой леса. Он придумал новую «схему работы» пункта весового контроля – незаконную, зато очень доходную. Обо всех проблемах с поездками большегрузов М.Филиппов знал не понаслышке, имел связи и с бизнесменами, и с «нужными людьми», которые работали на пункте весового контроля. Сколотить из последних организованную преступную группу труда не составило – в смысле принуждать никого не пришлось. Как только речь зашла о дополнительном (хоть и криминальном) доходе, сотрудники ГИБДД и эксперты «Дорожного контроля» охотно согласились участвовать в деле. «Зеленый свет» по сходной цене Криминальная схема состояла в следующем: непосредственно перед самим проездом через пункт весового контроля водитель, перевозчик или посредник между ними звонил М.Филиппову, называл марку и государственный регистрационный знак грузовой машины, которой требовался «зеленый свет». Водитель останавливался неподалеку от ПВК и ждал ответного звонка от М.Филиппова. А тот буквально за несколько минут связывался с членами своей группы, уточнял, можно ли беспрепятственно пропустить «клиента», и объяснял, на какую машину надо «закрыть глаза». Получив разрешение от М.Филиппова, водитель большегруза спокойно продолжал путь. За каждую такую беспроблемную поездку заинтересованные лица отдавали М.Филиппову 1500 рублей – как наличными, так и путем перечисления средств на счет мобильного телефона. Себе из этой суммы организатор группы брал 500 рублей. Тысячу делили между задействованными экспертами «Дорожного контроля» и сотрудниками ГИБДД – выходило по 250 рублей на брата. Выгода некоторых «клиентов» понятна: только минимальный административный штраф за перегруз составляет 2000 рублей. Плюс потеря времени и нервов на оформление протокола. К тому же потом «Дорожный контроль» мог подать в суд, по решению которого владелец транспортного средства обязан был бы возместить причиненный дорогам ущерб – это влетало в кругленькую сумму. Судя по тому, что в материалах дела регулярно встречаются одни и те же номера машин и фамилии их владельцев, у группы взяточников с ПВК были и постоянные «клиенты». Впрочем, не все сразу соглашались раскошелиться добровольно. Тогда сотрудники ПВК прибегали к несложным, но действенным приемам. Процедура взвешивания большегруза только на первый взгляд кажется очень простой. Оказывается, при этом надо четко соблюсти множество условий. А если они не будут соблюдены, то вес может меняться – как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Так, например, вес машины «строптивца», не желающего платить, мог взлететь до явного перегруза, после чего сотрудники ГИБДД не только оформляли протокол об административном правонарушении, но и проводили тщательный, детальный осмотр машины, чтобы выявить хоть мелкие недочеты в техническом состоянии транспортного средства – за это тоже следовало взыскание. Как подчеркивает следствие, таким образом эксперты ГКУ РК «Дорожный контроль» и инспекторы подразделений ГИБДД МВД по РК вымогали у перевозчиков деньги. Возможность искусственно «уменьшить» вес машины была полезна в том случае, если требовалось срочно пропустить «клиента», а на ПВК находился какой-нибудь проверяющий или дежурили оставшиеся неподкупными сотрудники ГИБДД (такие тоже были!). Тогда вес машины «клиента» оказывался в пределах нормы, и большегруз без проблем отправлялся дальше. Бес, Гроб, Боцман и другие «Влияние» М.Филиппова распространялось на стационарный ПВК на девятом километре объездной дороги Сыктывкара и на передвижные пункты весового контроля, расположенные на восьмом километре автодороги Сыктывкар – Троицко-Печорск на участке Сыктывкар – Пузла – Крутая и на четвертом километре автодороги «Подъезд к промышленному узлу «Эжвинский». Поскольку у М.Филиппова были графики дежурств работников «Дорожного контроля», он точно знал, кто из его подельников и когда работает на той или иной точке. Участники преступной группы соблюдали меры конспирации. При общении даже между собой сообщники использовали прозвища и специально придуманные обозначения. Например, в своем кругу экспертов «Дорожного контроля» звали Бес, Немец, Боцман, Старый, Нерусский, Гроб, Мелкий, Катай, Чара, Воробей. Слово «фантики» обозначало деньги, «разрешуха» – разрешение на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, «точка» – место, где нужно ждать звонка от сообщника. Иногда причитающиеся членам группы деньги организатор оставлял в «тайнике» – в пачке из-под сигарет за зданием ПВК. Но в какой-то момент всех применяемых мер конспирации оказалось недостаточно. Информация о том, что творится на пунктах весового контроля, дошла до сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции МВД по РК. По материалам, собранным полицейскими, сотрудники следственного отдела по Сыктывкару СУ СКР по РК возбудили уголовное дело. 19 апреля 2013 года правоохранители при силовой поддержке бойцов СОБРа пресекли деятельность преступной группы («Республика», 26 апреля 2013 года). По данным следствия, сумма взяток, полученных сообщниками за год с небольшим, составила более 13 миллионов рублей (исходя из таксы в 1500 рублей получается, что за это время «зеленый свет» получили примерно 8666 большегрузов). Из-за действий членов преступной группы бюджет Республики Коми недополучил штрафов на общую сумму более 17 миллионов рублей, а какой ущерб нанесен дорожному покрытию, уже и не установить. Еще аукнется Как пояснили в следственном отделе по Сыктывкару СУ СКР по РК, расследование этого уголовного дела было непростым, поскольку на первом этапе практически все подозреваемые отрицали свою вину. Только позже под давлением собранных доказательств некоторые члены группы признали, что нарушали закон. В зависимости от роли каждого членам группы предъявлены обвинения в организации и совершении преступлений, предусмотренных частью 6 статьи 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом, совершенное организованной группой, с вымогательством взятки, в особо крупном размере) и частью 2 статьи 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственнику и иному владельцу путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное организованной группой, причинившее особо крупный ущерб). Есть в этом уголовном деле необычный нюанс. К уголовной ответственности привлекается только один сотрудник ГИБДД. По информации пресс-службы МВД по РК, этот полицейский отстранен от исполнения служебных обязанностей. В настоящее время решается вопрос о его увольнении со службы в органах внутренних дел. Также руководством МВД по Коми будут сделаны организационные выводы в отношении непосредственных руководителей данного сотрудника. Но понятно, что на пунктах весового контроля получали незаконный доход и другие стражи порядка. В материалах уголовного дела они значатся как «не установленные следствием инспекторы подразделений ГИБДД МВД по Республике Коми». Не исключено, что иным «оборотням в погонах» история с коррупцией на ПВК еще аукнется. А 15 фигурантов этого уголовного дела вскоре окажутся на скамье подсудимых. Людмила ВЛАСОВА. Фото из архива «Республики» и «БНК». 19 апреля 2013 года правоохранители при силовой поддержке бойцов СОБРа пресекли деятельность преступной группы. По данным следствия, сумма взяток, полученных сообщниками за год с небольшим, составила более 13 миллионов рублей. |