Общество |
28 октября 2014 года |
Летние находки и открытия представили журналистам ученые ИЯЛИ
Научные сотрудники Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН подвели итоги летних экспедиций. На пресс-конференции 22 октября археологи, фольклористы, лингвисты и этнографы рассказали о своих находках журналистам республиканских СМИ. СОТРУДНИКИ отдела археологии в полевом сезоне текущего года совершили 13 выездов. География экспедиций включала в себя Усть-Цилемский, Ижемский, Интинский, Ухтинский, Корткеросский районы республики, окрестности Сыктывкара, а также Ненецкий автономный округ и Пермский край. Ученые были заняты изучением жилищ эпохи финального неолита и бронзы, которые сохранились на территории республики. В частности, в районе сыктывкарского поселка Седкыркещ начаты раскопки древнего жилого дома, датируемого пятым тысячелетием до нашей эры. Как рассказал заведующий отделом археологии института Виктор Карманов, в жилом объекте найдены фрагменты пяти очагов и трех труб, которые могли быть частью вентиляционной или отопительной системы. Ученым еще предстоит понять, как работала эта древняя система циркуляции воздуха. Во время раскопок древней свалки на поселении эпохи бронзы близ поселка Подтыбок Корткеросского района был обнаружен фрагмент культурного слоя с частями керамической посуды. А в нем была найдена медная иголка конца второго тысячелетия до нашей эры. По мнению археологов, это одна из наиболее ценных находок за год. Вообще же за прошедшее лето было обследовано семьдесят объектов археологического наследия. Было установлено их точное местоположение, дана оценка современному состоянию и определены перспективы дальнейшего исследования. Также археологи обследовали зоны строительства поисково-оценочных скважин и обустройства нефтяных месторождений. НАУЧНЫЙ сотрудник отдела этнографии института Кирилл Истомин рассказал о полевой экспедиции в места обитания оленеводов. Как мы уже писали, в этой экспедиции вместе с нашими этнографами работала исследовательница из Южной Кореи – Ким Хе Чжин. Этнографы совместно с физиологами изучали изменения режима питания оленеводов за последние десятилетия. Если раньше оленеводы в тундре питались в основном мясными супами, то сейчас они включают в рацион и овощи. Появились на столах консервированные огурцы и помидоры. Привозят в тундру и картошку, морковь. Еще оленеводы стали меньше злоупотреблять спиртным. Особенно они стараются удержаться от спиртного во время визитов в города, так как опасаются вернуться оттуда без денег и товара. Также этнографы опрашивали местное население в Усинском районе на предмет того, как нефтедобыча влияет на их повседневную жизнь. Еще одно исследование этнографов было посвящено воздействию языка на восприятие цвета. В коми языке, как и в английском, синий и голубой цвета обозначаются одним прилагательным. И этнографы пытались выявить реакции русских и коми при нахождении среди синих квадратов голубого. Оказалось, что для коми населения разделение этих цветов идет немного дольше. ФОЛЬКЛОРИСТЫ института в этом году побывали с экспедициями в Княжпогостском и Корткеросском районах. Как рассказал фольклорист Алексей Рассыхаев, в корткеросском селе Нившера сохранилась традиция домашних богослужений. В селе построена часовня, но местные женщины предпочитают собираться на совместные молитвы и освящение воды в домах. В каждом из таких домов хранится определенная икона, которая передается из поколения в поколение. Заведующая сектором фольклора института Юлия Крашенинникова рассказала, что в поселках Серегово и Ляли, деревнях Кошки и Часадор участниками экспедиции было опрошено 57 человек в возрасте от 39 до 95 лет, в результате сделано более 47 часов аудиозаписи, собран уникальный русский песенный репертуар сереговцев. В основном все записи были сделаны от двух сестер-песенниц. В ходе экспедиции также были записаны тексты обрядовой и необрядовой лирики, песенного игрового фольклора, частушки, тексты детского и материнского фольклора, календарные приговоры, заговоры, заклинания, легенды о колдунах и даже рассказ о битве сереговцев с претендовавшими на соляной промысел соловецкими монахами. Как рассказал ведущий научный сотрудник Анатолий Панюков, в районе Верхней Вычегды фольклористы узнали о новом мифологическом персонаже Старече. Это мифологизированный образ накопившейся за зиму в доме грязи. Во время коллективной уборки весной Старечу изгоняют из дома. Языковеды во время своей экспедиции обнаружили в топонимике населенных пунктов бассейна реки Локчим Корткеросского района параллели с языками прибалтийско-финского типа. |