Общество |
5 июня 2014 года |
Приоритеты ремонтной кампании/ Каким районам достанется больше внимания дорожников?
В Коми начался сезон дорожных работ. На капитальный и обычный ремонт трасс, подъездов к населенным пунктам в этом году потратят 2 миллиарда 375 миллионов рублей. В каких муниципалитетах дороги будут приводить в порядок наиболее активно, а где объем работ будет минимальным? Где капитальный, а где и ямочный 2,375 миллиарда – сумма, можно сказать, вполне ожидаемая, поскольку еще в феврале руководителем региона Вячеславом Гайзером было заявлено, что в целом в 2014-2016 годах из бюджета Коми на ремонт республиканских дорог заложено 9,5 миллиарда. По сравнению с 2012 годом, когда только на капремонт трассы Ухта – Сыктывкар выделяли 4,5 миллиарда (но при этом освоить их не успели), ремонтный бюджет на этот год, конечно, выглядит скромно. Но если сравнить с другими годами этого десятилетия, получается даже больше, чем обычно. Больше половины от выделенной в этом году суммы используют на ремонт дорог в Усть-Вымском и Усть-Куломском районах. – В Усть-Вымском объем работ сконцентрирован по двум направлениям. Первое – дорога Вогваздино – Яренск, наша задача капитально отремонтировать ее от Вогваздино и фактически до Жешарта, – рассказал заместитель руководителя Дорожного агентства РК Валерий Пронин. – Второе направление – закончить ремонт на подъезде к Микуню. Это около десяти километров. В Усть-Куломском районе основные работы сосредоточены на дороге Сыктывкар – Троицко-Печорск, на участке Сыктывкар – Пузла – Крутая. Будет, например, отремонтирована дорога на 160-169 километрах и на участке между деревней Кырныша и селом Помоздино. Усть-Куломский район – рекордсмен этого года по количеству объектов, где ожидается ремонт. Обновлять и восстанавливать будут не только дорожное полотно, но и остановочные пункты, водопропускные трубы, пешеходные переходы. Лишь бы не получилось, как пару лет назад, когда в этом муниципалитете тоже и ремонт запланировали, и средства заложили, а вот подрядчиков, которые бы взялись за дело, в нужные сроки не нашлось. Приличный перечень объектов в Корткеросском районе. Но большей частью – по мелочам. А основное – это старт капитального ремонта дороги Корткерос – Мордино – Лопыдино, в этом году здесь начнут приводить в порядок участок от нулевого до десятого километра, работы нужно завершить в следующем году. На «славящейся» своими небывалых размеров выбоинами дороге Усть-Уса – Усинск тоже ожидаются перемены к лучшему. В районе поворота на вахтовый поселок Харъягинский завершится начатый ранее капитальный ремонт участка в 8,6 километра, начнут приводить в порядок еще 16 километров. За дефекты ответят Конечно, будет ремонт на трассе Сыктывкар – Ухта, проходящей по пяти муниципалитетам. В частности, «выгладят» участок между Эжвой и Зеленцом (21-25 километр), вызывающий у автомобилистов предположения, что это место пострадало от бомбардировки. – Покрытию на этом участке седьмой год пошел. Когда там в прошлый раз делали ремонт, был такой период, что средств не хватало, положили один слой асфальтобетона, чтобы хотя бы обеспечить движение, – пояснил В.Пронин. – Вот этот асфальтобетон простоял шесть лет, и пошло его массовое разрушение. В этом году сделаем ямочный ремонт и положим верхний слой. Кроме того, работы на этой трассе будут производиться в районе Слуды и на участке между Ухтой и Чиньяворыком. А также на отдельных участках, где подрядчики до этого поработали не так, как надо бы. Напомним, в 2011-2013 годах на автодороге Сыктывкар – Ухта проводился большой ремонт, тогда «реанимировали» почти 170 километров полотна. Недавно специалисты Дорожного агентства при участии представителей Общественной палаты РК проводили комиссионное обследование обновленных участков. Большей частью все оказалось нормально, но кое-где, видимо, в ходе работ «недоглядели» за строителями, и на дорожном полотне появились разрушения. Устранять дефекты подрядчики в рамках гарантийных обязательств должны до 30 июня. Есть и другие участки на разных дорогах Коми, где дорожным строителям и ремонтникам придется проводить работу над ошибками. Например – на подъездах к Ношулю в Прилузском районе и Чухлэму в Сысольском. Дождались строительства Полную картину работ (без учета гарантийных) можно увидеть, заглянув в размещенный на сайте Дорожного агентства РК «Перечень объектов капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения РК, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности РК и не относящихся по критериям к дорогам регионального или межмуниципального значения РК на 2014-2015 годы». (Раздел «Государственная программа», подраздел «Нормативные документы».) Название документа длинное, сам он тоже объемный, зато все расписано до рубля и километра – где, что и почем. Скромнее всего, пожалуй, смотрятся планы дорожных ремонтов в Печоре (там приведут в порядок мост-путепровод через железную дорогу на станции «Кожва»), Прилузье (только ремонт моста через Ягорку), Усть-Цилемском районе (займутся водопропускными трубами на подъезде к Замежной). На Удоре в перспективе тоже только ремонт водопропускной трубы, а в Троицко-Печорском районе – остановочных пунктов. Правда, у жителей этих районов есть и поводы для радости, хоть и небольшие. Но не в области дорожного ремонта, а реконструкции и строительства. По словам Валерия Пронина, Удора в этом году будет лидировать по строительству новых мостов. А у жителей Троицко-Печорского района появилась надежда, что наконец будет решена проблема участка Седъю – Кэмдин на трассе Ухта – Троицко-Печорск. Это 40 километров, которые нормально не проехать ни в сырую, ни в сухую погоду – если не болото непролазное, так ухаб на ухабе. Дороги там как таковой нет и не было, завязнуть «намертво» может как легковушка, так и грузовик, автобусы тоже не всегда проходят. Бывали периоды, когда пассажиров высаживали на полпути, и они по лесу, по обочине шли вдоль особенно топкого участка к более-менее проезжему, где их ждал другой автобус. В нынешнем году, как пояснил первый заместитель руководителя Дорожного агентства РК Игорь Нестеров, на этом злосчастном участке должны закончить строительство моста через реку Лёк-Кем с подъездами к нему (в общей сложности – минус километр бездорожья), начать строительство моста через речку Чомкосаёль, тоже с подъездами. В следующем году дело дойдет до реконструкции 26,3 километра дороги между Лёк-Кем и Чомкосаёль. Сначала участок в 12 километров от «Чомки» – его планируют сделать за два года, потом оставшиеся 14 километров. Планируется, что все работы завершатся в 2018 году, но вполне возможно и быстрее – года за три-четыре. Обойдутся эти 26 километров с хвостиком примерно в миллиард рублей. Параллельно начнется разработка проектной документации по реконструкции еще одного участка – 13,5 километра, но непосредственно строительство начнется, по всей видимости, в 2016-м. Так что, если все будет идти, как планируется, лет через пять «сорокакилометровая» проблема исчезнет. Не сглазить бы… Впрочем, в Дорожном агентстве РК считают, что проблем со строительством дорог и мостов в Коми сейчас быть не должно, в отличие от работ по капитальному ремонту, где по-прежнему не хватает подрядчиков. Еще один объект строительства – объездная дорога вокруг села Корткерос. Работы там начались еще в прошлом году, но верхний слой асфальта положить не успели, продолжат в этом году. Тем не менее движение там собирались открыть, хотя некоторые специалисты в дорожном деле полагали, что не стоит этого делать: пока полотно «капитально» не закрыто, оно легко разрушается. «Все равно что-то течет» На прошедшем в марте заседании Общественного совета при Дорожном агентстве РК поднимался вопрос о профессиональной... ломке дорог. Уже существует народная примета: как только где-то положили свежий асфальт, значит, скоро тут прорвет трубу, и дорожное полотно вскроют. При этом, как заявляют специалисты Дорожного агентства, нередко бывает так, что асфальт ломают неаккуратно, так что трещины идут далеко от того места, где вскрывают полотно. – Потом заделают, да так, что просадки идут, а что там дальше еще разрушения начинаются – и не волнует, – говорит В.Пронин. – Есть механизмы, которые позволяют сделать это аккуратно. На дорогах регионального значения, которые в нашей компетенции, так и происходит – мы выдаем технические условия, контролируем. А вот в городах, к сожалению, этого нет… А 28 мая на заседании Правительства РК Эдуард Слабиков заявил о необходимости согласовывать работу дорожников, поставщиков коммунальных услуг и руководителей муниципалитетов: из-за испытаний на сетях, показавших их дефекты, сплошь и рядом ломают свежеположенный асфальт. Впрочем, по мнению мэра Сыктывкара Ивана Поздеева, в этом деле сколько ни согласовывай действия разных служб, от прорыва и последующего вскрытия асфальта все равно не застраховаться. – Я третий год пытаюсь это сделать, но все равно что-то течет – то вода, то тепло, – посетовал мэр, пояснив, что последствия разрушения асфальта хозяева сетей устраняют за свой счет, но делают это так, что качество полотна получается неважное, и дорога быстро разрушается. В таком случае, решил руководитель региона Вячеслав Гайзер, нужно следить за тем, как восстанавливается дорожное полотно, соблюдаются ли технологии. Эдуард Слабиков предложил, чтобы при таких работах обязательно присутствовали представители дорожных служб. Анна Потехина. Фото Игоря МИНГАЛЕВА и Сергея НОГИНА. «Результаты диагностики автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и мостовых сооружений показывают, что более половины протяженности сети автомобильных дорог в Республике Коми и искусственных сооружений не отвечает нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, имеет просроченные межремонтные сроки, нуждается в капитальном ремонте. По результатам диагностики только половина всех автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с асфальтобетонным покрытием имеет расчетную прочность. В целом степень износа автомобильных дорог общего пользования в Республике Коми достигла 68,5 процента. На 1 января 2011 года только 45,2 процента автомобильных дорог общего пользования соответствовали нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. В настоящее время из 708 сельских населенных пунктов около 64 процентов не имеют круглогодичного транспортного сообщения по автомобильным дорогам с твердым покрытием с центром своего муниципального образования». (Из госпрограммы РК «Развитие транспортной системы».) 40 километров участка Седъю – Кэмдин на трассе Ухта – Троицко-Печорск, который нормально не проехать ни в сырую, ни в сухую погоду, полностью заасфальтируют в лучшем случае лет через пять... Этот снимок сделан на участке между Важкуръей и Небдино трассы Сыктывкар – Троицко-Печорск. Разрушенное тяжелой техникой дорожное полотно – типичная картина не только для Корткеросского района, но и для всех автомобильных дорог в Коми. Ямочный ремонт таких участков решает проблему максимум на один-два года. |