Общество |
27 марта 2014 года |
Наказывать ли за попрошайничество?
Астраханская полиция обратилась в областную Думу с просьбой принять закон о запрете попрошайничества. По мнению авторов инициативы, мало кто просит милостыню от безысходности. Зачастую это хорошо отлаженный бизнес. Но сейчас нет закона ни об ответственности за попрошайничество, ни за вовлечение в такое занятие. А вы бы поддержали предложение астраханцев наказывать за попрошайничество? Маргарита Колпащикова, председатель Общественной палаты РК: – Отдельный закон о наказании за попрошайничество ничего не даст. И потом, как их наказывать? Сажать? Штрафовать? Ну отнимут у инвалида эти 500 собранных им рублей, и что дальше? У нас столько законов, столько нормативных документов, что их просто нужно брать и применять. Ответственность за попрошайничество лежит и на органах исполнительной власти, и на наших силовиках, и на тех, кто занимается социальной защитой. Они должны очень активно работать для того, чтобы защитить детей и инвалидов, которые просят милостыню. Ведь делают они это зачастую по принуждению. У них отбирают документы и выставляют на улицу. Деваться этим людям некуда – интернатов на всех не хватает, жить подчас негде. Ситуация безвыходная. Валентина Жиделева, председатель Общественного совета при МВД РК, директор Сыктывкарского лесного института: – Попытки ввести подобные методы борьбы с попрошайничеством делались во многих других регионах, но пока не увенчались успехом. В то время как в Европе в этом преуспели. Например, в Риге запрещено просить и подавать милостыню нищим в центре города – можно только возле храмов или на специальных мероприятиях. К сожалению, попрошайничество все чаще в наши дни приобретает форму бизнеса, особенно в крупных городах. Достаточно протянуть просящему не деньги, а, скажем, продукты питания, как тут же раскрывается истинное лицо просящего. Между тем существует множество цивилизованных способов оказать помощь, например, открытие счетов в банке, проведение благотворительных марафонов и концертов. А чтобы на человеческих страданиях никто не наживался, в стране должен быть закон, запрещающий такой род «предпринимательства». Игумен Филипп, секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии, член Общественной палаты РК: – Мы не можем лишить людей права обращаться за помощью, если они не могут достучаться ни в какие государственные или общественные структуры. Это правовая норма и христианская традиция: «Просящему дай». Другой вопрос, что часто у Стефановского собора в Сыктывкаре стоят и просят милостыню люди откровенно нетрезвые. И мы ничего не можем сделать, потому что это прерогатива муниципальных властей и правоохранительных органов. В других приходах, например в Кочпонском, где не так много просящих, мы знаем, почему люди стоят на паперти. Есть действительно нуждающиеся семьи, которым прихожане не только помогают деньгами, но и, например, покупают мебель, одежду детям, привозят продукты. Таким образом, мы знаем точно, что эти несколько человек просят на жизненно важные нужды. Что касается категории людей, для которых попрошайничество – бизнес, то с ними нужно разбираться муниципальным властям. Должны работать управления соцзащиты – подходить и разговаривать с людьми. Спросить, какая нужда выгнала человека на улицу, каких документов не хватает. Надо организовать месячник, в течение которого социальные службы могли бы провести такую работу. Наталья Бутрим, старший преподаватель кафедры социальной работы Института социальных технологий СыктГУ: – Я бы такой закон не поддержала. По данным Росстата, 11 процентов населения страны имеют среднедушевой денежный доход ниже величины прожиточного минимума. Государство пока не может окончательно решить эту проблему, но нельзя другим запрещать оказывать эту помощь. Не от хорошей жизни люди просят на хлеб. Я считаю, что многие уже научились отличать мошенников-попрошаек от действительно нуждающихся, попавших в беду. Помогай, когда чувствуешь, что это нужно. К тому же рядом с нами зачастую бывают дети, и очень важно, чтобы мы сами не очерствели и научили своих детей чуткости, состраданию и милосердию. Татьяна Козлова, руководитель Коми регионального благотворительного детского некоммерческого фонда «Сила добра»: – Я считаю, что сбор средств для людей, которые в этом нуждаются, должен вестись централизованно, через юридические благотворительные организации. Потому что, с одной стороны, легче всего проверить деятельность этой организации и назначение сбора. А с другой стороны, людям легче найти источники помощи, куда в таких случаях нужно обращаться. Игорь Иванов, член Общественной палаты РК, главный редактор газеты «Вера»: – А если хотя бы для одного из попрошаек собранное днем – способ дожить до завтра? Если он не доживет до завтра, потому что, видите ли, мы боремся за красивый благопристойный облик наших городов? Готов ли ответить за это далекий от реальной жизни законодатель? Что, сегодня в государственном соцобеспечении все настолько хорошо, что можно быть уверенным, что тебя никто не бросит в беде? К нам в редакцию в рубрику «Просьбы о помощи» приходят такие письма, что волосы дыбом встают: как люди только выживают! И еще. Всегда на Руси было особое отношение к нищим: приветливое, помочь им считалось делом Божьим. Наказывать ли за попрошайничество? Проголосуйте на www.gazeta-respublika.ru |