Общество |
31 декабря 2013 года |
Разномастный талисман/ Предновогодние заметки на тему лошади
Лошадь – настолько удивительное и многообразное по своему применению животное, что говорить и писать о нем можно бесконечно. В истории Коми края и его коренного населения лошадь, конечно, не занимает такого первостепенного места, как у степных народов. Но и без лошади представить жизнь населения республики, особенно сельского, невозможно. Мы лишь добавим к этой теме несколько любопытных штрихов. Говорящие топонимы Особенно счастливыми в наступающем году Лошади, наверное, должны быть жители тех мест, где в названиях деревень, сел, рек и прочего присутствуют кони или нечто с ними связанное. «Лошадиных» топонимов в Коми на первый взгляд мало, однако, если как следует покопаться в словарях, улов будет богатый. С помощью «Топонимии Республики Коми» А.Афанасьева удалось найти Веввердэмвож, левый приток реки Сигавей в Печорском районе. В переводе с коми этот гидроним означает «приток, где откармливают лошадей». Западнее Воркуты стоит гора Воронкомыльк – «холм черный, как воронко – вороной конь». В Усу впадает речка Кебылаю, от коми-русского слова «к\была», то бишь лошадь. Получается – лошадиная река. А в работах сыктывкарского ученого Игоря Жеребцова (знаковая для наступающего года фамилия!), посвященных топонимам, нашлась аж тройка таких «кобыл», правда ныне уже не существующих: населенный пункт Кобыла-куръя в Троицко-Печорском районе, Кобыльсикт в Койгородском, Кобыла-грезд в Сыктывдинском. Кроме того, в былые времена неподалеку от Объячево было небольшое поселение Конн\й, а на берегу реки Тобысь в окрестностях Ухты стояла Конобаза. На подробных картах Печорского района можно было найти Гыжъякерку. В переводе это означает «охотничья избушка на копытах», в смысле – на опорах, фундаменте. Довольно часто имена, которые можно причислить к «лошадиным», носят речки. К примеру, название левого притока Вычегды Шиес (протекает по Коми и Архангельской области) переводится с коми как «хомут». Речка Орсъю (и одноименный поселок) в Княжпогостском районе по одной из версий названа в честь кнута или плети. Сыктывкарский Дырнос, вероятно, назван в честь супони – элемента хомута, впрочем, не все исследователи придерживаются такого мнения, другие считают, что «дырнос» означает «желоб». А еще в состав поселка Кажым входит Гуж – от русского слова означающее «петля в хомуте». Правда, насколько символу года могут понравиться такие названия, еще вопрос – не запрягут, так отхлестают. А вот название села Грива в Койгородском районе к лошадям прямого отношения не имеет, поскольку слово это означает холм, поросший лесом. Так же с деревней Кони в Княжпогостском районе. Исследователи полагают, что этот топоним вряд ли связан с русским «конь». Скорее уж ее основателем был некий Кондратий, уменьшительно Кон\. Или же название произошло от «коньы» – «белка» (устаревшее). Но без лошадей здесь все же не обошлось – в справочнике «Где ты живешь» Игоря Жеребцова можно найти информацию, что по соседству с деревней Кони в XVII веке стояла другая, носившая название Жеребовская. А в документах конца XVIII и XIX века деревня Кони упоминается как Конская. Знаменитые породы В России и за ее пределами с давних пор известны породы лошадей, выведенные в наших краях. Наиболее знаменитая из них – печорская лошадь. Выведенная переселенцами-староверами, эта порода была особенно популярна на Севере в XIX веке. С Печоры лошадей вывозили в соседние губернии и даже в Центральную Россию. Печорская лошадь вынослива, зимой стойко переносит морозы, а летом – полчища гнуса, неприхотлива к кормам. К западу от районов, где распространена печорская лошадь, а именно в бассейне рек Мезени и Пинеги, выделяется мезенская порода лошадей. Близость этого района к старому торговому порту – городу Архангельску – способствовала проникновению сюда лошадей разных пород, как отечественного, так и иностранного происхождения, – датских, голштинских, мекленбургских, эстонских, финских, а впоследствии и рысаков. Экологические условия и отбор населением лошадей, лучше всего приспособленных к работе в зимнем обозе, сглаживали разнообразие влияний завозимых сюда пород, тем более что попадавшее извне поголовье лошадей было не так уж многочисленно и никакой плановости в их племенном использовании не было. Отмечается, что мезенская лошадь несколько крупнее печорской, более массивна и костиста, с более глубоким и широким корпусом. К сожалению, племенной работы с этими породами не ведется уже очень давно, констатируют ученые-иппологи. Вообще переход коллективного сельского хозяйства на «железных коней» – машины и тракторы – пагубно сказался на отношении к лошадям повсеместно. Незаменимые помощники Лошадей на личных подворьях у нас не держали долгие годы – со времен коллективизации 30-х годов. Гужевой транспорт в течение десятилетий был лишь в колхозах да совхозах. Ситуация резко изменилась в начале 90-х годов, когда государственные хозяйства прекратили существование. А сельчане после этого лишились возможности пахать свои огороды. Тогда же многие обзавелись лошадьми. Причем в некоторых личных подсобных хозяйствах их стали держать по нескольку. Сколько сейчас в городах и районах Коми содержат лошадей, неведомо. Во всяком случае, такой статистики мы не нашли. Только отдельные примеры. В селах Удорского района, например, сейчас содержат около 300 лошадей. И их количество в отличие от коров продолжает расти. Лидером здесь, по всей вероятности, является Ижемский район. В отделе сельского хозяйства районной администрации нам сообщили, что на личных подворьях ижемцев сейчас содержится порядка двух тысяч двухсот лошадей – значительно больше, чем коров. Лошади обычно пасутся сами по себе и требуют меньшего ухода, чем коровы. У жителей Ижемского района лошадь вообще очень популярное животное. Здесь ни один народный праздник, тот же Луд, не обходится без скачек и других состязаний с участием лошадей. А вообще лошади остаются незаменимыми при выполнении множества работ. Весной с их помощью завозят на поля удобрения, вспахивают приусадебные участки, привозят сено с пожен и дрова из леса. Лошади придают неповторимый колорит и любому деревенскому пейзажу. Но этом «лошадиная» тема далеко не исчерпывается... Диетический продукт Сложно сказать, принято ли, встречая год Лошади, есть блюда из конины. Но такой деликатес сейчас могут себе позволить жители все того же Ижемского района. В этом году здесь начали производить полукопченую конскую колбасу первого сорта. Цех по переработке мяса на молочном заводе «Диюрский» модернизировали и запустили еще в конце марта. И тогда же было решено производить здесь конскую колбасу. Но не хватает сырья. – Лошадь для ижемца – это в первую очередь друг и помощник, – заметила по этому поводу начальник отдела сельского хозяйства администрации Ижемского района Ирина Королева. – А люди у нас добрые, поэтому мало кто соглашается сдать коня на мясо. В основном частники забивают больных или старых лошадей, а также лишних жеребят. До открытия мясного цеха в Диюре лошадей в основном отправляли на убой в Нижний Новгород. Любопытно, что, несмотря на свою любовь к лошадям, жители района полюбили конскую колбасу, которая пользуется хорошим спросом. Цена килограмма конской колбасы из Диюра – 280 рублей. Как рассказала нам директор молочного завода «Диюрский» Татьяна Криушинская, конскую колбасу охотно покупают в Ижме, Усть-Цильме, Печоре. Вывозили новый продукт и на ярмарки в Ухту и Сыктывкар. – Колбаса очень вкусная, – отметила Татьяна Криушинская. – Но лично я ее не ем. Просто лошадей жалко. Своего убойного цеха у нас нет, и мы принимаем конское мясо у частников. В среднем в месяц мы производим от двухсот до трехсот килограммов конской колбасы, но перед Новым годом на нее много заказов, и в декабре мы выпустили полтонны этого вида полукопченой колбасы. На этот объем ушло мясо трех лошадей. Традиционно конская колбаса производится народами Средней Азии, казахами, узбеками, киргизами, татарами и башкирами. Конина из всех видов мяса содержит наибольшее количество полноценного белка (20-25%). В сравнении с другими видами мяса конина практически не содержит холестерина, а это делает ее диетически ценной – конское мясо обладает антисклеротическим действием. Конина по сравнению с говядиной содержит большее количество органических кислот, обладающих способностью улучшать деятельность пищеварительной системы, активизировать обмен веществ, улучшать состав микрофлоры кишечника. ДТП через двести лет... Увы, но бывает, что лошади тоже попадают в хронику трагических происшествий. Буквально на днях, 25 декабря, в деревне Вертеп (и опять Ижемский район!), как следует из официальной информации, «в результате наезда гужевой повозки скончалась женщина». В УГИБДД МВД по РК пояснили, что виновницей этого странного для XXI века ДТП, по предварительным данным, стала лошадь. Но ответ за последствия, конечно же, будет держать человек, который не справился с управлением животным. В тот день житель деревни Пустыня Ижемского района взял у своего соседа сани и лошадь, чтобы съездить в Вертеп в магазин. Говорят, что коневладелец часто одалживал своего питомца в аренду для подобных поездок. На каких условиях – об этом народ умалчивает. Но не все «арендаторы» оставались довольны копытным транспортом. Один так прямо и заявил, что больше никогда не свяжется с этим животным, поскольку оно странно реагирует на громкие звуки и совершенно обычные явления современной жизни. Житель Пустыни, отправившийся 25 декабря в Вертеп, то ли не знал об этой особенности арендованного животного, то ли не думал, что у него возникнут проблемы. Когда покупатель уже отправился из Вертепа домой, мимо проехала машина. Лошадь, испугавшись, понесла и сбила пожилую женщину, которая шла впереди. Травмы, которые получила пенсионерка, оказались смертельными. Сейчас полицейские Ижемского района проводят проверку, устанавливая все обстоятельства случившегося. Чем проверка закончится, пока не ясно, но не исключено, что житель Пустыни, не совладавший с лошадью, будет привлечен к уголовной ответственности. Между прочим, мы отыскали в истории республики подобные же факты, но – двухсотлетней давности! Оказывается, лошади фигурируют и в первых документально зафиксированных дорожно-транспортных происшествиях на территории Коми края. Так, в далеком 1811 году ЧП с участием гужевого транспортного средства случилось в селе Гам (нынешний Усть-Вымский район). Крестьянин из этого села по фамилии Некрасов насмерть сбил своей упряжкой крестьянку из соседнего села Шежам М.Челпанову. Случай с наездом, закончившийся смертельным исходом, рассматривал земский суд, к лихому наезднику были применены административные меры. Примерно в эти же годы был уволен с волостной службы житель села Небдино (нынешний Корткеросский район) И.Макаров. Вина крестьянина заключалась «в скорой езде по улицам Небдино». За это лихач и поплатился должностью. Шерстяные, берестяные, войлочные... Не будем все же заканчивать наш краткий обзор на грустной ноте. Вспомним, что лошадь занимает особое место в произведениях художников, народных умельцев и мастеров. Много изображений с лошадьми можно встретить на старинных коми прялках. Кстати, на мезенских прялках, как утверждает коллекционер прялок, народный мастер России Ирина Земцова (известная в стране под псевдонимом Акулина Прялкина), кони изображались особым образом – с четко выраженными мужскими признаками. Таким образом подчеркивалось, что конь – это еще и признак плодородия и силы. У каждого мастера своя лошадь. У кого-то это грациозно-звездное, неземное создание, как у художника-этнофутуриста Юрия Лисовского. У Валерии Осташевой – лошадь огненная, выбитая чеканкой на железной банке-светильнике. Стоит зажечь свечу внутри светильника, и абрис лошади запылает огнем. Забавную берестяную лошадь подарил нам народный мастер России Валерий Торопов. Эту лошадь мастер придумал и сплел 12 лет назад, к предыдущему году Лошади. Хвост у этой лошади изготовлен из мочала, поэтому первые годы после того, как она поселилась на полке в квартире, воздух был пропитан соответствующим духом. Особый задиристо-горделивый вид придают лошадке сувенирные валеночки, которые мастерят на Выльгортской сапоговаляльной фабрике. Мастер производственного обучения Сыктывкарского лесопромышленного техникума Федор Тарабукин, о котором наша газета рассказывала недавно, с помощью сварочного аппарата изваял сразу двух лошадей: золотую и синюю (грядущий год, как известно, год Синей Лошади). Синюю мастер поставил на лыжи, а на золотую посадил всадника. Кстати, многие юные умельцы недавней республиканской выставки «Игрушка-говорушка» делали лошадок из мочала. Делается эта лошадка в три приема – просто и гениально. Таким же образом лошадку можно изготовить из тонких березовых веточек, как это сделали участники прошлогодней молодежной выставки художников. Лошадок можно нашить из тканей, стоит только обратиться за примером к мастерам Галине Тепловой и Валерии Ивановой. Ну и, конечно, не преминули пройти мимо лошадиной темы и современные мыловарщицы. Маленькие лошадки в виде мыла, можно не сомневаться, будут пользоваться большой популярностью в этом году, особенно у детей. Подкова, как известно, у многих народов мира служит талисманом, защищающим от злых сил. Но не каждый решится повесить над входом в дом настоящую тяжелую подкову. А вот подковы, которые предлагает мастерица Наталья Дровнина, изготовленные из джута и кофейных зерен, – почти невесомые. Такие и над головой ребенка повесить не страшно. Так что пусть в вашем доме будут мир и покой в новом году, а талисманы, связанные с прекрасным, трудолюбивым и грациозным животным – Лошадью, этому только помогут. Анна ПОТЕХИНА, Артур АРТЕЕВ, Людмила ВЛАСОВА, Анна СИВКОВА, Марина ЩЕРБИНИНА. |