Общество |
26 декабря 2013 года |
Кто ответит за базар?/ При всем разнообразии местной продукции торговые сети она не очень интересует
18 декабря в Сыктывкаре состоялась ярмарка сельхозпроизводителей Коми, сопровождаемая дегустацией их продукции. И если это мероприятие оптимистично демонстрировало достижения в области «вкусного и полезного», то прошедшее в тот же день заседание, посвященное контрактам с бюджетными учреждениями и сотрудничеству с торговыми сетями, показало, что местные продукты – не всегда самые желанные… Открывая ярмарку-дегус-тацию, министр сельского хозяйства и продовольствия РК Сергей Чечеткин в очередной раз подчеркнул, что главный плюс местных производителей – качество их товара. А дополнительный плюс – то, что больше внимания стало уделяться глубокой переработке продукции, современной упаковке. Этому поспособствовала поддержка республиканского правительства технического и технологического перевооружения производств, только в текущем году на эти цели было выделено более тридцати миллионов рублей. – Я знаю, что наши за базар отвечают! – оптимистично заявил министр, окинув взглядом палатки с разными вкусностями. После словесных самопрезентаций участников ярмарки началась непосредственно дегустация. Попробовать абсолютно все одному человеку, даже если отправлять в рот микроскопические порции, удалось бы вряд ли – ассортимент «молочки», колбас, рыбы, салатов, хлебобулочных изделий и прочего был необозрим. Тем временем пока в выставочном зале Торгово-промышленной палаты гости ярмарки продолжали дегустировать и покупать понравившиеся продукты, этажом выше обсуждалась проблема сбыта этих самых продуктов. Сначала – в плане участия местных сельхозпроизводителей в конкурсах на поставку продовольствия в бюджетные учреждения. Хотя в Коми есть немало руководителей образовательных и социальных учреждений, которые склонны, формируя будущее меню для своих подопечных, «выбирать наше», торговцы-«варяги» сплошь и рядом перебивают выгодные контракты у жителей Коми. Причина зачастую в том, что лоты формируются так, что победить в конкурсе местному производителю практически невозможно: в общем блоке продуктов оказываются и картофель с морковкой, и помидоры с огурцами, и чуть ли не бананы с ананасами. Местные поставщики в ответ начинают хитрить. Пару месяцев назад достоянием общественности стала история с молочным заводом из сельского района, который мог обеспечить лот по всем параметрам, кроме одного вида сливочного масла. В результате руководство предприятия пошло на подлог: потихоньку закупило требуемый продукт за пределами Коми. Тайной это было недолго, разразился скандал… Тем временем «чужаков», выигрывавших аукционы на поставку продуктов бюджетникам, не раз ловили на нарушениях, когда товар не соответствовал заявленным требованиям, и эта информация распространялась в СМИ. – У меня даже разговор был с кировским коллегой, он обижался: «Зачем вы нас на всю страну позорите?» А я показал ему результаты анализов их растительного масла, – рассказал С.Чечеткин. – И навели порядок, с тех пор у нас претензий по кировскому растительному маслу не было. Руководитель ООО «Межадорское» Татьяна Костылева пожаловалась на руководство бюджетного учреждения, явно смухлевавшее с аукционом в пользу поставщика из-за пределов Коми: буквально у дверей караулили в день подачи заявок, сами видели, что конкурент на участие в аукционе не заявлялся, а по документам вышло наоборот. Еще острее прошло обсуждение сотрудничества с магазинами. Организаторы заседания усадили рядышком представителей конкурирующих торговых сетей – «Ассорти», «Магнита», «Ленты» и только приходящего в нашу республику «О`Кей», но соперники-конкуренты тут оказались единодушными и напустились на местных производителей. Самой лояльной к местной продукции оказалась, пожалуй, директор «Ленты» Ольга Козак. – Есть группа продуктов, где местные производители впереди планеты всей. Это молоко, яйца, майонезы, колбасы. Но у меня возникает очень много вопросов по упаковке – это двадцатый век, а не двадцать первый! – заявила О.Козак. – Кроме того, местные не всегда готовы к тому объему, что мы готовы реализовать. Вот сейчас, перед Новым годом, нам придется заво-зить яйца из других регионов, потому что местных будет недостаточно. Исполнительный директор «Ассорти» Максим Маркушев поразил Сергея Чечеткина в самое сердце словосочетанием «потребительская проституция». По мысли директора, это когда редкий клиент понимает, что качественное и вкусное не может быть дешевым, а большинство бежит за тем, что для кошелька приятнее. Так что местным производителям стоит хорошенько поработать над подачей своего товара, а «Ассорти» готово помочь в проведении соответствующих маркетинговых акций. «Магнит» и «О`Кей» тем временем пошли в наступление на местных кур, которых наотрез отказались пускать на свои прилавки: дорогие по сравнению с выращенными в средней полосе и на юге. Дабы не возникло ощущения, что крупные сетевики хватают абы что, лишь бы подешевле, представитель «О`Кей» Александр Сидненко пояснил, что выбирается самое качественное. Но, как известно, выбор самого качественного из самого дешевого отнюдь не равен выбору самого дешевого из самого качественного… Директор птицефабрики «Зеленецкая» Николай Черный тут же вступился за своих бройлеров и обвинил сетевиков в занижении цен: «При себестоимости продукции в 70 рублей ее нельзя продавать за 58 рублей! Вы совершаете преступление, убиваете отрасль! Так мы снова дойдем до того, что по всей стране придется восстанавливать птицеводство!» В ответ он получил ссылки на законы рынка: хочешь реализовать свою продукцию, ищи способ ее удешевить. А пока милости просим к нам за башкирской курятиной, а вашу продавать не будем. – Мы живем у черта на куличках, и черта этого зовут полярным кругом! – вмешался в спор Сергей Чечеткин, попытавшийся объяснить, что на севере кур разводить явно проблемнее, чем в Башкирии. – Был я в Москве в магазине с экологически чистой продукцией. Там синяя курица стоит 300 рублей за килограмм, зато, если вы ее купите и сварите, весь подъезд будет по запаху понимать, что у вас курица, а не что-то еще! Пусть оценку нам даст покупатель, а в магазине пусть лежит мясо и по 60, и по 120 рублей. Каждый имеет право решать сам, что ему есть на ужин! Сетевики в ответ промолчали. Анна ПОТЕХИНА. Фото автора и Дмитрия НАПАЛКОВА. «Пусть оценку нам даст покупатель, а в магазине пусть лежит мясо и по 60, и по 120 рублей. Каждый имеет право решать сам, что ему есть на ужин!» – обратился к менеджерам торговых сетей министр Сергей Чечеткин. Сетевики в ответ промолчали.
Директор птицефабрики «Зеленецкая» Николай Черный вступился за своих бройлеров и обвинил сетевиков в занижении цен: «При себестоимости продукции в 70 рублей ее нельзя продавать за 58 рублей!» |