Культура |
12 декабря 2013 года |
В бронзе, эмали и красках / Выставка Зураба Церетели в Национальной галерее открылась без самого мастера
В Национальной галерее РК открылась персональная выставка Зураба Церетели, приуроченная к 70-летию галереи. К сожалению, сам именитый художник, скульптор, президент Российской академии художеств и посол доброй воли ЮНЕСКО вопреки ожиданиям приехать не смог. Как объяснила его дочь – искусствовед и художник Елена Церетели, у отца наметились неотложные дела в академии, связанные с ее реорганизацией. Тем не менее в процессе беседы с журналистами Елена Зурабовна оговорилась, что отец никогда не ночует в отъездах, и если бы в Сыктывкаре «был не такой рейс, как сейчас», он бы обязательно прилетел. Впрочем, она заверила журналистов, что Зураб Константинович непременно приедет до 2 февраля и даст мастер-классы. После этих слов Елена Зурабовна охотно согласилась провести журналистов по экспозиции и попутно ответить на вопросы. Любопытно, что Зураб Церетели относится к тем художникам, для которых важны не только площади выставочного пространства, но и цвет стен, на которых и среди которых будут размещены произведения. При этом, как было сказано, Зураб Церетели не любит выставляться зимой, многие работы, в том числе живопись и барельефы, плохо переносят разницу температур, когда с холода попадают в тепло. Но учитывая юбилей старейшего музея республики, отказать в «зимней» выставке художник не смог. Примечательно, что эмаль, а в экспозиции представлены десятки работ, изготовленных в этой удивительной технике, по словам Елены Церетели, как раз таки, напротив, выдерживает и зной, и холод, а боится разве что ударов кувалды. Эмаль вообще занимает особое место в творчестве художника. Известную со времен фараонов, эту технику широко развивали во многих странах, в том числе и в древней Грузии. Но из-за сложности технологии (в эмали роль красок играет жидкое стекло) художники охладели к этому искусству. Церетели с друзьями-алхимиками решили возродить искусство предков. В итоге в его палитре оказалось не семь цветов радуги, а на порядок больше. Но главное – художник превратил миниатюрную перегородчатую эмаль в большие колоритные картины. На выставке представлен широчайший диапазон творчества мастера: живопись, барельеф, модели скульптуры. В вестибюле, например, посетителей встречает уменьшенная в десять раз модель известной скульптуры «Добро побеждает зло». Сам оригинал в 1990 году был установлен у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, став символом окончания «холодной войны». Скульптура, сделанная из частей российских ракет СС-20 и американских «Першингов», уничтоженных в соответствии с договором об ограничении стратегических наступательных вооружений, представляет собой образ Георгия Победоносца, попирающего дракона, что символизирует борьбу со злом. Центральное место в экспозиции занимают модели скульптур любимых художников автора выставки: Модильяни, Пикассо, Шагала. А венчает экспозицию модель фрагмента скандально известного памятника Петру I, установленного на острове в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала в 1995 году в ознаменование 300-летия Российского флота. На вопрос, как Зураб Константинович пережил вторую волну недовольства общественности, когда через 10 лет уже другой памятник Петру был установлен в Санкт-Петербурге, Елена Зурабовна ответила: – Он был потрясен. А потом сказал: «Мне такую рекламу сделали! Из-за этого Петра меня теперь и в Африке знают!» Но сердце у него не почерствело, он вообще любит людей, любит, когда вокруг их много, и ни на минуту не выносит одиночества. Помимо этого журналисты узнали, что Зураб Церетели ненавидит юбилеи и на дни рождения старается не бывать в Москве. Свое восьмидесятилетие, которое случится через месяц, скульптор собирается провести в Пуэрто-Рико, где работает над памятником Колумбу «Открытие Нового Света». Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |