Культура |
10 декабря 2013 года |
Муза о художнике/ Книгу-альбом о творчестве Игоря Пылаева издала его жена
Недавно увидел свет необычный в своем роде каталог работ скульптора и театрального художника Игоря Пылаева, уже десять лет как потерявшего зрение. Весьма примечательно, что детальное искусствоведческое описание его произведений составила жена Антонина Петровна Пылаева, музыкант по образованию, заслуженный работник культуры Коми. Почти двухсотстраничное издание было отпечатано совсем небольшим тиражом – всего 500 экземпляров, которые разойдутся по библиотекам республики. Работа над каталогом началась еще в 2006 году. По замыслу Антонины Пылаевой, собиравшей фотоматериал по разным городам и районам Коми, издание каталога должно было быть приурочено к 75-летию мужа и 90-летию Республики Коми. Каталог, который так и называется – «Скульптор и его время», не только рассказывает о самом мастере, но и повествует об истории развития нашего северного края. Но издать его к намеченному сроку, увы, не получилось. Сначала произошла заминка с подготовкой макета книги, а потом шел непростой поиск денежных средств на издание. Наконец, при финансовой поддержке Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, а также известного геолога Николая Герасимова искусствоведческая работа увидела свет. В довольно толстой книге-альбоме представлены полторы сотни фотографий не только эскизов и макетов И.Пылаева, но и установленных по всей республике памятников, стел, барельефов, выполненных руками художника. Надо сказать, что профессиональная деятельность самой Антонины Пылаевой никакого отношения к изобразительному искусству не имеет, но она настолько точно и мастерски дает определение каждой работе своего мужа-скульптора, что кажется, будто бы она совместно с ним ваяла эти произведения (вступительную статью каталога редактировала ученый секретарь Национальной галереи РК, заслуженный деятель искусств России Элеонора Поповцева). Одну очень интересную скульптуру И.Пылаев посвятил самой Антонине Петровне. По ее оценке, в работе над портретом жены – «Музыка белой ночи» скульптор прошел довольно долгий путь исканий. Этот период его творческой жизни почти целиком был посвящен музыке и музыкантам. Надо сказать, что И.Пылаеву принадлежит первый в мире памятник нашему выдающемуся земляку, ученому, социологу Питириму Сорокину. В 1999 году этот памятник был установлен на родине ученого, в селе Туръя Княжпогостского района. Специально для Сыктывкара были изготовлены еще два варианта памятника Питириму Сорокину, один из которых хотели установить возле СГУ. – Но городские власти не сочли нужным отвести этим памятникам достойное место, – с грустью отмечает жена художника. – Вот непонятной букве «ö» в Сыктывкаре место нашлось, под какое-то безобразное сердечко в Кировском парке – тоже нашлось. А Питирим Сорокин, видимо, не заслужил… Намного ярче, интереснее сложилась судьба другой пылаевской работы. В воркутинском поселке Рудник, с которого, собственно, много лет назад и начиналась Воркута, в 1987 году торжественно открыли скульптурную композицию «Первопроходцам Заполярья». Как и многие воркутинские поселки, неперспективный Рудник потом закрылся, а памятник первопроходцам вместе с геологами поменял прописку на Сыктывкар. Для этого каменную фигуру пришлось распилить на две части, поместить в контейнер, и уже на месте, в Сыктывкаре, собирать эту композицию воедино. Неизвестно, какая бы участь ждала бородатого исследователя с рюкзаком за спиной, останься он в закрытом поселке, но воркутинские власти страшно ругались по поводу его несанкционированного переезда в Сыктывкар. Вместе с пропиской пылаевская скульптура поменяла и свое название. Памятник «Геологам Севера» стоит теперь на площади перед ЗАО «Миреко», наполненный светом большого пространства. Ему отвели огороженную зеленую зону и постамент из красного мрамора. «Эта территория как будто бы ждала этот памятник», – с улыбкой замечает А.Пылаева, довольная судьбой монументальной скульптуры. – Очень важно, что реставрационные работы проводила наша дочь Валентина, которая пошла по стопам отца…» Пожалуй, самая фатальная история в творческой жизни скульптора связана с памятной стелой первооткрывателю Печорского угольного бассейна Александру Чернову. В 1982 году она была установлена на Центральной площади Воркуты. Когда Игорь Пылаев работал над стелой, он случайно повредил глаза. Впоследствии эта травма привела к полной слепоте художника… Около десяти лет назад, напомним, произошла история, связанная со многими работами Игоря Валентиновича. Его мастерская в сыктывкарском Доме художника по решению руководства была закрыта, а все его произведения выставлены вон. Сейчас, по словам А.Пылаевой, большинство работ ее мужа рассредоточены по разным местам. Несколько произведений пылятся в подсобном помещении сыктывкарского педколледжа. Раньше там было художественное отделение и эти работы использовались в качестве наглядного материала для студентов. А теперь это отделение закрылось. Возник вопрос о сохранности не только этих, но и многих других работ Пылаева. В 2015 году Антонина Петровна планирует сделать персональную выставку скульптора к его 80-летию. Возможно, тогда и удастся собрать произведения мужа в одном месте и оценить их реальное состояние. Кстати сказать, дочь И.Пылаева Валентина, которая занимается разными видами творчества, в том числе и монументальной скульптурой, также не может добиться мастерской для своей работы, о чем весьма сожалеют ее родители… Ольга КЕРМАС. Фото предоставлено А.Пылаевой.
Подписи к фото: Игорь Валентинович Пылаев родился в 1935 году в Уссурийске Приморского края в семье военнослужащего. После войны семья переехала во Львов. В 1958 году И.Пылаев поступил на скульптурный факультет Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства. В 1964 году приехал в Воркуту, где проработал 30 лет. С 1994 года живет в Сыктывкаре. В Сыктывкаре вот уже не первый год высказываются идеи поставить памятники Питириму Сорокину и Екатерине Второй. Проекты этих памятников скульптор Игорь Пылаев создал уже давно... |