Домашний Очаг |
17 октября 2013 года |
Обидное прозвище
Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок приходит из школы в слезах, расстроенный, потому что его обзывают. Что делать? Как его успокоить? ПРЕЖДЕ всего вам самим нужно успокоиться. Если вашего ребенка дразнят, и он от этого страдает, ему нужна ваша помощь, причем действенная, без эмоций. Обсудите с ним этот вопрос: кто его дразнит, почему ему дали такое прозвище, одного его дразнят или еще кого-то? Предложите сыну (дочери) не обращать внимания на обидчика. Может, тот, кто дал это прозвище, просто таким образом пытается привлечь к себе внимание? Если же сын или дочь не будут реагировать на обидные прозвища, то интерес у обидчика пропадет, ему наскучит, и прозвище само собой забудется. Кто знает, пройдет день – другой, дети помирятся, и все обиды уйдут. Постарайтесь не вмешиваться сами в конфликт детей. Из-за этого одноклассники решат, что он ябеда, и не станут принимать его в свой круг общения. Ребенок должен сам справиться с этой ситуацией, чтобы у него появилась уверенность в себе. Существует много способов реагирования, которым родители должны обучить своего ребенка. Приведем примеры некоторых из них. • Прорепетировать дома, как давать отпор. Это бывает особенно эффективно, когда ребенок, который долго отмалчивался, вдруг начинает отвечать. Его образ резко меняется в глазах незадачливых товарищей, и обзывательства быстро сходят на нет. Отвечать на прозвища имеет смысл на том же языке, рифмуя обидчиков с чем придется. Поскольку их имена известны, все это можно придумать дома заранее. • Рассказать об очень древнем методе, о котором повествует притча о великом Будде: «Однажды Будда сидел под своим любимым деревом бодхи. К нему пришел человек, который оспаривал его учение, и стал его критиковать и оскорблять. Будда продолжал находиться в состоянии безмятежности. Когда его оппонент выговорился, Будда посмотрел на солнце и спросил: – Скажи, когда ты идешь к кому-то на праздник и несешь этому человеку подарок, кому принадлежит подарок? – Наверное, пока что мне, — ответил в недоумении критик. – Вот ты пришел на праздник и подарил хозяину подарок. Кому он теперь принадлежит? – Тому, кому я его подарил. – А если хозяин не принял твоего подарка и вернул его тебе, кому он будет принадлежать? – Снова мне. – Так вот, я не принимаю твоих слов». ГЛАВНОЕ – донести до ребенка, что не нужно копить отрицательные эмоции или же выплескивать их сразу на обидчика. Все те неприятные чувства, которые испытывают ваши сын или дочь при этом, нужно представлять в виде образа подарка, которым его хотят одарить. • Научить эффективному методу. Нужно, чтобы ваш ребенок представил своего обидчика и постарался мысленно ответить на следующие вопросы: – Почему меня обзывают? – Что я при этом чувствую? – Если бы я оказался на его месте, что бы меня успокоило? Подскажите ребенку несколько «волшебных фраз», остужающих пыл дразнящих. Если они с хохотом скачут вокруг, показывая пальцем, можно спокойно сказать: «Я рад, что вам так весело». Если говорят оскорбительные вещи, можно ответить: «Ты можешь так думать, если тебе это нравится» или «Я уже заметил, что тебе нравится говорить гадости о людях». НЕ НАДО обсуждать навязываемую обидчиками тему (свою внешность, качества и т.д.), спорить, оправдываться, сердиться. Надо кратко и спокойно охарактеризовать их поведение, их мотивы, переложив ответственность за происходящее на них: это не я такой, это ты такой, что тебе нравится меня дразнить. Конечно, сказать это должным тоном и вовремя непросто, но помогает практически всегда. Ребенок должен помнить, что в большинстве случаев оскорбления вызваны страхом и неуверенностью в себе. Таким образом, каждый раз, когда ребенку кажется, что другой человек поступает плохо в отношении него, он должен постараться встать на его место, и тогда он поймет, почему он так себя ведет. Это понимание поможет ему взглянуть на ситуацию с другой стороны. ЧЕМ старше ребенок, тем большую информационную нагрузку несет прозвище. В сложившихся (особенно мальчишеских) компаниях прозвище может означать вовсе не «Ты – смешной, мы потешаемся над тобой», а «Ты – наш, мы принимаем тебя». Такими прозвищами ребенок втайне гордится и способен даже настаивать, чтобы его звали именно так, хотя сама кличка может быть неблагозвучной. Важно другое: такая кличка – это доказательство признания товарищей. Это пропуск в узкий круг неформального общения. Это посвящение. Не забудьте рассказать ребенку, что и у вас в детстве было прозвище, и вы тоже сначала огорчались, а потом поняли, что не так уж это и обидно. Объясните ребенку, что в его жизни будут всегда встречаться люди, которые захотят его расстроить. Обижаясь один раз, он дает возможность обидеть его снова. Нужно не обращать на таких людей внимания, и тогда они постепенно исчезнут из жизни, а придут другие, которые будут любить и уважать его. |