Общество |
15 августа 2013 года |
Величальная нювчимскому Прометею/ В университетском музее прошел вечер памяти известного композитора и музыковеда
В минувшую пятницу в Музее истории просвещения Коми края при СГУ почтили память Прометея Чисталева. 11 августа исполнилось 25 лет, как талантливый ученый-музыковед, исследователь и собиратель коми музыкальных инструментов ушел из жизни. Несмотря на лето, музейный овальный зал был полон. К памятной дате сотрудники музея подготовили выставку «Нювчимский Чисталев: становление личности», на которой можно проследить весь жизенный путь известного ученого. О Прометее Чисталеве можно сказать, что ему на роду было написано стать исследователем, творцом. Ведь и его отец Иона Чисталев, и родной дядя Вениамин Чисталев (Тима Вень) были известны всему Коми краю, оба оставили большой след в его культуре и литературе. Однако путь в науку для их сына и племянника, нареченного античным свободонесущим именем, был труден и тернист. Прометей был призван на Великую Отечественную войну, после чего окончил Коми пединститут, работал учителем математики. И все же тяга к творчеству, искусству в нем перевесила. Учитель-фронтовик в 1952 году поступил в сыктывкарское музыкальное училище. А три года спустя, еще будучи студентом, возглавил это учебное заведение. Такое продвижение по службе даже для того времени было беспрецедентным, но студент-музыкант с обязанностью директора музучилища блестяще справился. В эти же годы со страстью игры на музыкальных инструментах в Прометее Чисталеве стала соперничать страсть к сочинительству музыки. Первый успех молодому композитору принесла песня под названием «Величальная Москве», которая победила на одном из проводившихся в 50-е годы песенных конкурсов. Любопытно, что первоначально она называлась «Величальная Сталину». Но за время, пока шел конкурс, «вождь всех народов» успел уйти в мир иной, в обществе стали обсуждать его неблаговидные деяния, закончившиеся развенчанием культа личности. С учетом всего этого претерпела изменения и песня, в которой все славословия были адресованы уже не вождю, а столице страны. Еще одной, на много лет поглотившей Прометея Ионовича страстью стало собирание и записывание образцов коми народной музыки и исследование национальных музыкальных инструментов. Благодаря ему, образно говоря, заиграла, зазвучала объятая тишиной бескрайняя парма. Работая в Коми филиале АН СССР, П.Чисталев из каждой экспедиции возвращался с коллекцией самобытных музыкальных инструментов. Всевозможные шур-шары, п\ляны, чипсаны – самодельные погремушки, флейты и дудочки – жители разных районов изготовляли на свой лад из подручных материалов: бересты, стеблей трав. В поездках по Коми ученый обнаружил и бытовавшие еще в середине ХХ века сигудки, пришедшие из глубокой древности. Один такой инструмент, чье «тулово» было сделано из обыкновенной консервной банки народным мастером из Усть-Куломского района, много лет висело над пианино П.Чисталева в его доме. На вечере памяти в университетском музее прозвучало много воспоминаний. А еще – песен, музыку к которым написал Прометей Чисталев. Анна СИВКОВА. |